
После долгих разборок с танками и самолётами, игрока ждёт очередной морской уровень. По отдельным признакам, о которых ниже, я считаю, что этот и последующие сухопутные уровни рассказывают о высадке американского десанта в южном Китае. Такой вот ход конём.
7. Противолодочный линейный крейсер "Каи"

"А что, Хрущёву бы понравился противолодочный линкор..."
До сих пор непонятно, что именно японцы хотели сказать этим кораблём. Двадцатикилотонный противолодочный корабль? Основное вооружение которого состоит из восьми скорострельных девятидюймовок, не считая глубинных бомб, торпед и прочего специального обородования? По-крайней мере, в идее двух вспомогательных катеров, которые могли на ходу отстыковываться от "Каи", была хоть какая-то логика, если иметь в виду задачу обнаружения и уничтожения вражеских подводных лодок.
(Непонятен и сам иероглиф "Каи". По одной из версий, имелась в виду одна из исторических провинций Японии. Существует также мнение, что в документах под обозначением "Каи" проходило два корабля, один из них - тайно строившийся линейный крейсер стандартного водоизмещения с четырнадцатидюймовой артиллерией. Но что не знаю, то не знаю -- thnx
Есть и те, кто называет этот корабль "любимым детищем адмирала Ито", и каким-то образом увязывают его концепцию со знаменитыми словами старого адмирала о принципах планирования - "Империя должна готовиться к следующей через одну войне". Как бы то ни было, но на войне настоящей "Каи" ничем себя не проявил и был бесславно потоплен американской авиацией у берегов Тонкийского залива.


8. Многопушечный танк "Исицуе"

Внимание! ТТХ содержит дезинформацию!
Те немногие "Нороши", которые поступили в распоряжение японской оккупационной армии в Китае, были отправлены на север, в Манчжурию. Войска, контролирующие южное побережье, решили обновить парк бронетехники собственными силами, благо в их распоряжении находились определённые промышленные мощности, хорошие японские моторы от фирмы "Мицубиси" и чертежи новейших танков. Многопушечный "Исицуе" ("Краеугольный камень") был детищем японской смекалки, китайской рабочей силы и местных ресурсов. Тяжёлый, неповоротливый, с клёпанными бортами, утыканный пулемётами, танк представлял из себя странное зрелище. Там где "Нороши" был футуристичен, "Исицуе" напоминал танк будущего... каким он представлялся в середине тридцатых. В широкую башню влезло целых две 70-мм пушки, что, впрочем, не сильно улучшило его боевые качества. Со своей основной задачей - гонять китайцев - танк справлялся на "отлично", но американцы быстро превратили все "Исицуэ" в металлолом, не подумав о сохранении столь редкого экземпляра для потомков. Хотя я слышал, что один всё-таки пережил войну, и с грубо намалёванными на бортах красными звёздами выставляется в одном из китайских военных музеев.
Обратите внимание на правый нижний угол победной нарезки. Я лично считаю, что это рисовые террасы Луншэна, с этим, собственно, и связана моя привязка событий игры к Китаю.


9. Средний бомбардировщик "Акацуки"

Внимание! ТТХ может содержать дезинформацию! В первую очередь это касается указанной длины. Есть вероятность, что обозначена не максимальная, а крейсерская скорость.
Японская версия "летающей крепости", четырёхмоторный "Акацуки" ("Заря") вполне мог числиться в одной лиге с тяжёлым B-24. Простая, надёжная, крепко сбитая рабочая лошадка. Было построено всего несколько образцов, да и те по большей части были уничтожены прямо на аэродромах.
На снимке - лодки рыбаков. Во-первых, они тоже кажутся мне китайскими, а во-вторых, это значит, что мы снова вышли на побережье.


Итак, война движется к завершению. Цель - Япония. Но к ней ещё надо прорваться. Три морских уровня подряд!
Во флоте метрополии к этому времени осталось только четыре крупных корабля, не считая всякой мелочи - суперлинкор "Кайджин", линкор ПВО "Ю", супермонитор "Таке" и тяжёлый авианосец (который в игре не называется, потому что не босс, а часть уровня).
10. Тяжёлый суперлинкор "Кайджин"

и
11. Линкор ПВО "Ю"

Внимание! ТТХ может содержать дезинформацию! В первую очередь это касается указанной длины.
В довоенной Японии шли яростные споры между сторонниками и противниками линкоров. Последние считали, что стремительное развитие авиации вообще и морской авиации в частности превратит линейные корабли в бесполезные и беспомощные мишени.
Как всегда, особняком стояла позиция престарелого адмирала Ито. Один из отцов японской военной доктрины написал аналитическую записку, в которой рассуждал не только о развитиии авиации, но и о неизбежном усилении средств ПВО. В своих прогнозах он опирался на успехи Японии в области радиолокации и первые опыты с управляемыми ракетами. Во второй части своего анализа он выводил зависимость между тоннажем корабля, его живучестью и эффективностью средств ПВО, которые он сможет нести. Выходило, что в будущем самолёты действительно станут главными врагами крупных кораблей, но с какого-то момента крупный, сильно бронированный корабль с мощной системой ПВО сможет успешно защищать себя против атак с воздуха - по-крайней мере в той степени, которая позволит оправдать затраты на его производство. Только это должен быть очень крупный корабль.
В ходе вновь разразившейся дискуссии, был достигнут своеобразный компромисс между точкой зрения Ито и позицией остальных теоретиков. Создавался тяжёлый специализированный корабль противовоздушной обороны. Расчёты Ито использовали для того, чтобы по формуле "ПВО за тоннаж" впихнуть в него максимально возможное зенитное вооружение, пожертвовав всем остальным. Достаточно сказать, что корабль нёс шестнадцать спаренных 128-миллиметровых зенитных установок с автоматизированной подачей снарядов, не считая прочих зениток и всякой тридцатимиллиметровой мелочи. Добавим к этому новейшие радары, уникальную по тем временам электронику и экспериментальные зенитные ракеты.
Подобный корабль должен был прикрывать от атак с воздуха всё соединение, а так как он получился тяжелее любого крейсера, ему присвоили неточное, но звучное наименование "линкор ПВО". Сам корабль при спуске на воду получил имя "Ю", "Отважный".
Как и ряд других японских разработок того времени, "Ю" сразу строился с учётом будущей модернизации. Если можно так выразится, при проектировании использовался модульный дизайн. Установленные системы должны были легко дополняться или заменяться теми, которые пока находились в разработке, теоретически предполагались или вовсе были ещё непредставимы.
Даром теперь на фанатских сайтах любят постить варианты "Ю" в будущем, до которого он не дожил, например, с ЗРК "Иджис", ЗРК "Форт" или в качестве корабля радиоэлектронной разведки и РЭБ; а то и как научное судно "Академик Иосио Нишина".
Вернёмся. В свою очередь, концепция "линкора ПВО" позволяла несколько сэкономить на противовоздушной обороне предполагаемого тяжёлого линкора, а заодно, по образному выражению контр-адмирала Огасавары Наганори, "освободить для него эстетику", ибо сам "Ю" оказался невероятно уродлив. "Что ж, господа", - сказал всё тот же Огасавара, когда к тайной радости всех присутствующих "Обоснование для стотысячетонного линейного корабля" покойного Ито отправилось в мусорную корзину, - "А теперь давайте нарисуем красивый корабль!" Получившийся проект суперлинкора потянул "всего лишь" на восемьдесят тысяч тонн.
Правда, одевшись в сталь, "Кайджин" ("Великий дух") оказался почти на шесть тысяч тонн тяжелее, и это только по заявленному водоизмещению. Девять 457-миллиметровых орудий главного калибра, восемь 305-миллиметровых пушек вспомогательного в двухорудийных башнях, расположенных квадратом вокруг надстройки, шестидюймовые универсалки... К тому же, он так и не смог достичь расчётной скорости в тридцать узлов, но это не помешало ему стать самым мощным военным кораблём в истории. Но главная его особенность заключалась в другом. Это был первый в мире атомный корабль! Да, в то время, как с бомбой у них не получалось, в области атомной энергетики японцы удалось в очередной раз обогнать весь мир. Впрочем, бомба и не была приоритетным направлением, по-крайней мере, изначально; речь шла о независимых от нефти источниках энергии и об увеличении автономности боевых кораблей.
Говорят, окончательное решение о типе силовой установки будущего линкора было принято после того, как в ходе очередного обсуждения прозвучали слова: "Как сказал бы покойный адмирал Ито, делая шаг, не останавливай ногу на полпути". Так "Кайджин" получил своё атомное сердце, эспериментальный ядерный реактор.
...А теперь суперлинкор отправился в свой последний поход, бросая вызов всему американскому флоту, и "Ю" шёл с ним бок о бок, чтобы быть его щитоносцем в грядущем бою.
(Есть мнение, что капитан "Кайджина" не просто искал смерти. Помимо очевидного желания оттянуть на себя основные силы американцев и нанести им максимальный ущерб, он, возможно, ставил себе и более глобальные задачи, вроде глубокой рейдерской операции, а там, чем чёрт не шутит, и третьего за войну прорыва в гавань Пёрл-Харбора. Истратив снаряды, он бы, наверное, пустил реактор в разнос и затопил свой корабль у главной стоянки американского флота. Эх, после этого туризм на Гаваях уже никогда не стал бы прежним. Как бы то ни было, матросы на палубе скандировали "Даёшь Мидуэй! Даёшь Пёрл-Харбор!" и готовы были идти за своим капитаном хоть на край света, хоть в ад.)
Внезапно "Ю" сбавил ход и стал отставать. Исследователи до сих пор спорят, что послужило причиной - попадание торпеды с американской подлодки, как сначала считалось, или авария в машинном отделении. Капитан "Кайджина" принял решение продолжать операцию в одиночку.
Нужно ли рассказывать дальше? На сцене появилась американская палубная авиация, и "Кайджин" встретил свою судьбу. Самолёты добились многочисленных попаданий бомбами, а также всадили в суперлинкор несколько торпед. Корабль дал крен, начался пожар, который так и не смогли потушить. Огонь проник в двигательный отсек, повредив систему охлаждения реактора. В вентиляционную систему корабля попали ядовитые газы, а потом и радиоактивный пар. Но команда до последнего оставалась на своих боевых постах, хотя многие к тому времени уже получили запредельную дозу радиации.
...Как ни странно, американцы не стали добивать смертельно ранненого зверя. Выгоревший дотла, радиоактивный остов "Кайджина" ещё двое суток(!) оставался на плаву, будто некий сюрреальный памятник самому себе.



Ну а "Ю" получил своё уже на следующему уровне. Хотя в бою отказала половина систем, он смог оказать достойное сопротивление... хотя это уже не имело никакого значения.


12. Транспорт-катамаран "Таке"

Транспортник "Таке" ("Гора"), с его двойныйм корпусом, специально создавался для перевозки тяжёлых и габаритных грузов. Именно он вёз башни для "Кайджина" от завода-производителя к судостроительной верфи. Он же доставил чудовищный танк "Чу-то" на острова. Последнее подсказало японскому командованию идею переоборудовать "Таке" в супермонитор, и на корабль установили вторую японскую "Дору". Сам по себе, катамаран был стабильной и усточивой платформой для артиллерии, правда, некоторые опасались, что корабль просто развалится от отдачи непомерной пушки.
В последние дни флота метрополии, тихоходный "Таке" и прикрывавший его авианосец в сопровождении эсминцев шли к Окинаве, где американцы уже начали сосредотачивать войска и суда для готовящейся высадки на территорию непосредственно Японии. Перед соединением стояла задача сорвать десантную операцию, и в этом смысле самоубийственную "Кайджина" можно трактовать как отвлекающий манёвр, прикрывающий прорыв остальных сил к побережью Окинавы. Правда, снаряды "Доры", скорее всего, ни на что бы не повлияли, она стреляла редко и неметко, но ничего другого японцам уже не оставалось.
...Но и тому не суждено было случится. В ходе массированного налёта америанской авиации, авианосец, как ни странно, почти не получил повреждений, хотя лишился авиагруппы, а вот "Таке" отправился на дно.


Море кончилось. Под нами - Япония. Последний бой, ты трудный самый.
13. Тяжёлый истребитель "Араси"

Внимание! ТТХ содержит дезинформацию!. В первую очередь это касается длины. Указана не максимальная, а крейсерская скорость.
В конце войны японцы вернулись к популярной в тридцатые годы концепции воздушных крейсеров. Таков был тяжёлый истребитель "Араси" ("Шторм"), впервые поднявшийся в небо во время финальных боёв за Японские острова. Некоторые связывают это с тем, что к тому времени в Японии уже не хватало пилотов, способных вести манёвренный воздушный бой, поэтому ставка была сделана на неповоротливые, но утыканные многочисленными огневыми точками "Араси". Но символом последних месяцев войны войны стал не "Араси", а угловатые "народные истребители заграждения" японского фолькштурма, больше всего похожие на картонные коробки с пропеллерами. Как тогда шутили американские пилоты, "в связи с обстановкой на фронте, у курсантов экстренного курса "взлёт-посадка" занятия по предмету "посадка" отменяются". И "в связи проявленым героизмом, посмертно награждается младший сержант авиации Йокомура, который заставил лейнтенанта Джонса (обычно называлось имя худшего лётчика эскадрильи - Г.Н.) израсходовать на него весь боезапас своего истребителя".


14. Железнодорожная артиллерийская установка-бронепоезд "Гоку"

Внимание! ТТХ может содержать дезинформацию!
Тяжёлая морская артиллерия в облегчённых башнях, установленных на огромных бронедрезинах. Последняя линия обороны в японском стиле. На "Гоку" также устанавливалась башня с двумя спаренными тридцатимиллиметровыми автоматическими пушками и небольшой радиолокатор. Для массивной установки (всего их было построено три) пришлось проложить специальные рельсы, и на этом основании многие отказываются причислять "Гоку" к бронепоездам.
Одно из значений иероглифа "Гоку" - "что-то предельное", "предел". Но пределом, в каком бы то ни было смысле, они не стали.
Единственный сохранившийся "Гоку" находится сейчас в экспозиции Абердинского танкового полигона (США). Около военного музея храма Ясукуни выставляется реплика "Гоку" в масштабе 1:1.
(В игре "Гоку" выглядит по-другому, я опирался на его изображения на картинках.)


15. Мобильная крепость "Аппаре Ториде"

Внимание! ТТХ может съесть ваш мозг!
"В мире есть три бесполезные вещи... и насчёт пирамид и Великой Китайской стены я бы ещё поспорил".
"Впервые я вижу столько ресурсов, потраченных на чистую эстетику. Казалось бы, это должно меня радовать. Но почему-то не радует" (контр-адмирал Огасавара Наганори о мобильной крепости)
Ни в чём другом японская страсть к супероружию не проявилась столь выпукло, во всём своём безумии. Ошеломляющие прорывы японской науки в двадцатые и тридцатые годы заставили японских инженеров считать, что для них нет ничего невозможного, и в каком-то смысле они это доказали, создав "Аппаре Ториде", "Великолепную крепость". В японских мифах мобильные крепости, которые охранают границы Японии, представляют из себя гигантских человекоподобных роботов, но реальная "Аппаре Ториде" была больше похожа на огромную уродливую черепаху. Помимо всего прочего, атомная крепость несла на себе четыре дальнобойныех крупнокалиберных орудия, а в движение её приводили восемь отдельных гусечных тележок, каждая из которых состояла из четырёх параллельных гусениц. На создание крепости ушли ресурсы, котрых хватило бы на постройку двух атомных авианосцев.
К вопросу о границах. Для создания крепости в глубине страны были возведены специальные, тщательно замаскированные стапеля. Только в метрополии была необходимая технологическая база, и только там можно было обеспечить должную секретность. Тем не менее, в самой Японии использовать крепость было нежелательно, хотя бы потому, что в своём движении она напрочь уничтожала плодородный слой почвы. Есть свидетельства того, что крепость готовили к операциям на дне море, по крайней мере, её броня была расчитана на давление вплоть до глубины в семьсот метров. Но тогда непонятно, причём здесь мощное артиллерийское вооружение.
Как сказал один американский военный историк, "я бы понял, если её собирались использовать в качестве мобильной подводной платформы для запуска баллистических ракет с ядерными боеголовками. Но тогда параллельно с ней должны были разрабатываться баллистические ракеты и системы подводного запуска, чего не было. Лучше всего, конечно, если бы разрабатывались просто ядерные ракеты, без крепости. Не для нас лучше, я имею в виду".
В последний свой день крепость прорывалась именно к морю. Неизвестно, какие задачи ставил перед собой экипаж: крепость заканчивали в спешке, скорее всего, герметичность корпуса так и не была достигнута. Из этого в любом случае ничего бы не вышло.
Они не дошли. И не будет у нас аниме-сериала про героическую "великолепную мобильную крепость", которая одна продолжала вести войну с захватчиками, прячась от них на дне моря (и посылая наверх человекообразных роботов умеренных размеров). Хотя подобный сериал нарисуют в любом случае.
Это была эпическая битва. Казалось, ничто не сможет остановить безумное творение японской технологии. Самолёты сбросили на "Аппаре Ториде" (и окрестности) буквально тонны бомб, а она продолжала ползти. Американцы уже подтягивали к берегу свои корабли, готовясь дать крепости бой на границе двух стихий. Теоретически, "Великолепная крепость" могла выдержать даже прямое попадание атомной бомбы.
Но не выдержала.
...И даже атомная бомба убила её не сразу.
А чего стоило американцам прямое попадание... это вам не над городом бомбу взрывать. Не все лётчики успели получить и выполнить приказ о срочном отступлении.
(Сразу же возникла легенда, что победа над крепостью была достигнула лишь благодаря анонимному пилоту американского пикировщика, который метнул свою бомбу точно в "вентиляционную шахту, ведущую прямо к реактору". Впоследствии этот сюжет оказал заметное влияние на американскую массовую культуру.)


И, со смертью последнего детища небывалой техноимперии, война кончилась. Кончился 1944, год стали, крови и смерти. Кончилась игра "1944".
КОНЕЦ