Я понял, чего мне не хватает в большинстве АИ-произведений, и что, как бы то ни было, присутствует у Звягинцева.
...
Метаигра. Мне нужно ощущение метаигры. Это сложно сделать хорошо, это легко сделать плохо, и это почти всегда будет прогрессорством, но именно это я ищу в подобных вещах. Подобно тому, как метафизическая составляющая фэнтези отсылает к Творцу - то есть, к автору; так и представление об игре-противостоянии неких сил служит метафорой самому поводу для возникновения АИ. А этот повод - споры, игры и реконструкции с участием реальных людей из нашего мира.
Классическое фэнтези для меня неразрывно связано с Творением, миротворчеством.
Альтернативная история - с диспутом, со спором - хотя бы, спором с текущей реальностью.
Спор выражается в виде борьбы. Даже когда говорят об отражениях, артефактах и проекциях, подразумевают, что на одну реальность можно влиять с помощью другой, меняем одну, меняем и другую. Без этого, без игры и высшей цели, альтернативная история не имеет для меня смысла. "Исследования возможных путей развития исторического процесса" в большинстве случаев - откровенная профанация или идеологическая агитка. Фантазии о том, как мы могли бы побить их вчера, и тогда сегодня не побили бы нас - это несерьезно. Нет, люди, создающие другие реальности, вот что интересно. Люди придумывают реальность, реальность рассказывает о людях; в зеркале отражается человек, который смотрит на отражение.
Я говорил о том, какое значение имеет для меня миф об Антихристе, третья часть человеческого триптиха. Я бы с удовольствием прочёл книгу... цикл книг, в которых бы рассматривались попытки Антихриста воплотиться на протяжении нашей эры. Формат "повестей об Антихристе", но в жанре альтернативной истории. В каждом следующем томе показан приход Врага к власти, на фоне разных декораций, от Римской империи до Наполеоновских войн. И каждый раз, когда готовы уже поклонится ему народы земли, группа героев срывает исполнение пророчества, уничтожая адского посланника - после чего данный вариант истории стирается, а исторический процесс возвращается на знакомую нам магистральную линию. Всё для того, чтобы отдалить суд над человечеством, дать возможность спастись большему числу людей. Но с каждым разом это становится всё сложнее, а технический и социальный прогресс предоставляет врагу всё более изощрённые средства по контролю за душами.
Вот здесь уже идёт речь об игре, в данном случае, между силами неба и пресподней. Забавно то, что положительные персонажи выступают в роли контр-прогрессоров, так как главным прогрессором из серии в серию оказывается очередной претендент в Антихристы.
Метафизическую глубину я вижу в блестящем цикле постингов
Ох, хотел написать о его постингах в другом месте и в другом состоянии, но что делать. Я хочу сказать, это субъективно, но для меня меня это история о варианте "инферно", о том, что бы было, если бы к власти в Советской России пришли определённые деятели, работавшие на демонов практически в открытую. Вроде тех людей, которые решили поставить памятник Иуде. Говорят, речь и о памятнике дьяволу шла, но не решились, постеснялись. Чёрт, ненавижу такой обрывочный стиль, но пояснения уведут нас в сторону.
Итак,
В данном случае то, что Даниил Андреев называл метаисторией, находится у меня в голове, что не мешает мне получать наслаждаться текстом. Но, поймите меня правильно, когда я говорю об игре, я не обязательно имею ввиду противостояние сил Света и Тьмы или чего-то в этом роде. Игры бывают разные, с богами, рептилоидами, суперхомо и масонами - вплоть до Равновесия и Фатума. Тот же Переслегин - и за это я его люблю - разрабатывал целую систему правил подобного рода, этических правил, если хотите, которые вполне применимы и к альтернативной истории. Альтернативная история в переслегинской парадигме, это всегда игра, игра против Гомеостатического мироздания и "принципа Ле-Шателье".
...