Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:
  • Mood:
  • Music:

Архитектура (советская архитектура: отражение советского периода нашей истории)

Большое в малом.
Взять, к примеру, историю советской архитектуры. Я не специалист, так что речь пойдёт только о моём восприятии.

Двадцатые годы - расцвет конструктивизма, новая ахитектура для новых людей. Отказ от классического наследия и поиск новых форм; форм, связанных с функцией, с машиной и самой идеологией машинного призводства. Большинство этих проектов так и останутся чертежами и эскизами. Может, это и к лучшему, потому что, подобно утопическим социальным моделям, они начинались с "до основания разрушим, а потом...".

А потом начались тридцатые. В 31-ом году объявлен конкурс на строительство Дворца Советов. Дворец Советов - символ советской власти, символ коммунизма, он обязан превзойти всё, что было до этого, самим своим существованием ознаменовать победу советского строя. И место символическое: Дворец Советов уничтожает и попирает Христа Спасителя. Свои проекты присылают лучшие архитекторы страны и мира, среди них - молодой советский архитектор Власов, которому удаётся попасть в число финалистов. Ему и многим другим тогда казалось, что ответ на задание - в дерзости вызова, в смелости эксперимента.
Полёт фантазии, самовыражение, модернизм... Всё это перечёркивается. Заигравшимся показательно дают по шапке, советский конструктивизм разгромлен. Высочайше объявлено, что для народа надо строить дворцы, а дворцы должны быть дворцами, и никак иначе. В конкурсе побеждает Йофан, представитель классической школы.
Дальше начинается развитие сталинского ампира, тяжеловесного, имперского стиля. Колонны, арки, статуи, барельефы... "А гдэ у нэго шпиль", именно. Это тоже эксперимент, но совершенно другого рода. Москва и Ленинград должны полностью изменить свой облик, стать зримым олицетворением мощи державы. Представьте себе гигантские площади и идеально прямые проспекты, с обоих сторон обрамлённые высотными зданиями с башнями и шпилями. Дух сталинской эпохи стремился воплотиться в камне. И архитектор Власов покорно рисовал то, что требовала эпоха, без огня, зато в границах канона.

Но и сталинскому проекту не суждено было реализоваться, его перечеркнула война. Послевоенные высотки станут всего лишь тенью того, что могло быть, а безумный Дворец Советов с гигантской статуей Ленина на крыше так и не будет построен. Сталин умер, и его взгляд на социализм умер вместе с ним.

Пришёл Хрущёв. Было объявлено, что советские архитекторы заблуждались и зря тратили народные деньги на бессмысленное украшательство. Маститые архитекторы прилюдно каились и признавали своё отпадение от идеалов марксизма-ленинизма. Да, да, они тешили своё тщеславие дурацкими шпилями, но мудрая Партия указала им на их ошибки.
...Можно сказать, впервые советская власть со своими ритуалами стала не столько страшной, сколько смешной - хотя бы и в духе Гашека.

В 57-59 объявляется новый конкурс на проект Дворца Советов. Новому социализму... вернее, социализму истинному, отчищенному от сталинских примесей, требовалось соответствующее воплощение, свой указательный знак на дороге в коммунизм. Который, как известно, был обещан к 1980 году.
Но этот, второй конкурс, не был даже бледным подобием первого. Обилие серых, слабых работ архитекторов, которые разучились или не умели творить. И на их фоне выделялся проект архитектора Власова, уже немолодого и заслуженого. Его Дворец, судя по описанию, был воздушным, прозрачным, полным света и зелени оранжерей. Последний отблеск веры в грядущее, остатки былого огня. Он побеждает.

Тем временем, созданная в 1933 году Академия архитектуры СССР в 56-ом преобразовывается в Академию архитектуры и строительства, а в 1963 году и вовсе распускается. Архитектура в СССР больше не является искусством, её роль - обслуживать интересы массового, стандартного производства, декорировать то, что создают инженеры. В лучшем случае получалось что-то вроде павильона СССР на Экспо-67, архитектора Михаила Посохина. Не менее символичная фигура: говорят, именно он зарубил Дворец Советов Власова.

Семидесятые, застой. Тёплое время, серое время. На месте неродившегося Дворца Советов - бассейн "Москва", вместо коммунизма - Олимпиада-80. Какое будущее? Будет так, как сейчас, да и то хорошо. "Мне казалось, что это навсегда" - так, кажется, писал udod99? Мой  отец говорит, что не считал режим вечным, но думал, что не доживёт до его конца.

А будущее, тем не менее, настало. И восьмидесятые, и Горбачёв, и перестройка. Подходящее время, чтобы помечтать. Советская архитектура, о которой ужа давно забыли, совершает удивительный прорыв. Молодые советские "бумажники" берут призы на международном архитектурном конкурсе в Токио, русские снова в моде. "Бумажники", "бумажная архитектура" - эскизы, которые не предназначены для реализации, здания, которые не могут быть построены. Связь с реальностью окончательно разорвана. Перестройка должна была оживить советский проект, она его окончательно угробила.

Те из "бумажников", которые в девяностые сохранили верность профессии, зарабатывали на жизнь проектами казино и элитных коттеджей. На месте бассейна встал храм-новодел, реплика разрушенного. Будто просьба о прощении, обращённая к небесам: "Боженька, прости нас, сами уже не знаем, за что".

...В этом даже есть своя, своеобразная красота. Безусловно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment