Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:
  • Mood:
  • Music:

Архитектура, архитектурные фантазии

Архитектура, моя платоническая любовь (как и шахматы).

Архитектура поражает тем, что она - застывшая в камне человеческая мысль, при этом - соразменая человеку. Это слепок, матрица сознания, в которую можно войти и внутри неё перемещаться. Отсюда, кстати, относительно популярный в массовой культуре образ безумного архитектора.
Мышление, помимо души, завязано на среду. Пока человек не умел строить дома, всё его внешнее (а, значит, и внутреннее) бытие определялось Природой. Архитектура стала посредником между человеком и Природой, союзником в борьбе с Природой, её суррогатом, всем. Подобно человеку, архитектура стремиться к слиянию с Природой и бежит от неё. Здесь и человеческая страсть к упорядочиванию, и недостижимый идеал рациональности... метафора разума, машина мышления, искусственная среда - всё это архитектура.

А сейчас, пожалуй, пойдут ссылки на картинки, как и просил tarkon.

Яков Чернихов, виртуальная галлерея. Что тут скажешь? Это... прекрасно.

«Основы современной архитектуры», «Архитектурные фантазии», «Конструкция архитектурных и машинных форм» - это конструктивизм в его лучших проявлениях. Буйство форм, подражание рукотворным станкам и природным кристаллам; а в целом, мне просто не хватает слов. Вот у кого надо учится фантастике в дизайне, ибо здесь всё, от небоскрёбов до машин техномагического будущего.

Но, как я уже сказал, времена изменились. Чернихов начинает искать новый, имперский стиль, madius обозвал его "кхмерской готикой":
«Архитектура мостов» и предвоенные «Дворцы коммунизма», а также пересекающиеся с ними «Пантеоны» - гигантские храмы-усыпальницы, музеи и мавзолеи для павших в Великую отечетственную.

От внешнего перейдём к внутреннему. Я представляю вам Джованни Баттиста Пиранези, итальянского гравера восемнадцатого века. Он прославился, во-первых, гравюрами с видами римских развалин и реконструкциями этих сооружений в их лучшие годы - его Рим не был похож на реальный, но потрясал своим величием и монументальностью: Пиранези позволял себе поиграть с маштабом - а во-вторых, своим циклом "Воображаемые тюрьмы". О нём написано много, в том числе и на русском языке, так что я, пожалуй, предоставлю слово более опытным и знающим людям - Сергей Ходнев, Темницы. «Carceri» Джованни Баттиста Пиранези (прочтите это!) и Николай Малинин. Рим как виртуальный мир.

Иллюстрации - 1 и 2.

Пространство без оболочки, безумие и иррациональность человеческого сознания, выплеснутая на зрителя, всё это так; но для меня важен и ещё один аспект. Да, по ссылке можно прочесть, что Пиранези черпал вдохновение в тюремных декорациях итальянской оперы. Но уже сам Пиранези повлиял на писателей, декораторов, режиссёров; образ его идеальной темницы можно проследить в самых неожиданных местах, от диснеевского Алладина до творчества Джона Нормана. Подобно де Саду, Пиранези из тех, кто "создал двадцатый век"; и напрасно конструктивисты мечтали обратить этот век в свою веру.

И. наконец, снова на свежий воздух - наш современник и соотечественник, Артур Скижали-Вейс. Мартыненко-daddycat от архитектуры. Вот здесь ещё о нём - Григорий Ревзин. Архитектурная фэнтези.
Мой любимый "Футуристический город-спутник", нависающий над чем-то вроде Нью-Йорка.
"Улица-канал идеального города".
"Храм Рождества в лунном свете".
"Готическая симфония".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments