Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:
  • Music:

Вступление - история Ав

Каждый, кто посмотрел Сейкай, должен о нём написать.

Я говорю о цикле японских мультфильмов – Сейкай-но-Монсю (13 серий), Сейкай-но-Сенки (13 серий), Сейкай-но-Сенки II (10 серий) и Сейкай-но-Сенки III (одна часовая серия). Они же «Звёздный герб» и «Звёздный штандарт 1, 2, 3». Мультфильмы представляют собой экранизацию популярной японской космооперы писателя Мориока Хироюки (как вы, наверное, догадались по имени, он тоже японец).

Я готов поделиться своим мнением о всех четырёх произведениях. Но впрочем, как всегда у меня, встаёт вопрос формы (у меня столько вопросов… и пока ни одного ответа).
В моём распоряжении находится кривой фанатский перевод первых трёх новелл, по которым снят «Звёздный герб». Кривизна перевода не беда, он вполне адекватен; проблема в том, что там не хватает нескольких очень важных страниц. Как бы то ни было, первый мультфильм я с текстом сравнивать могу,  но в случае с тремя частями другими частями речь пойдёт лишь о моих домыслах на основе увиденного. Более того, моё восприятие реальности мультфильма может расходиться с тем, что сказано в книге, но в то же время опираться на неё. Я также неизбежно буду ссылаться на мнение slavamakarov'а и eleyvie, так как их позиция в некотором смысле достаточно любопытна.

Если у кого-то есть английский текст «Штандарта»,  или он читал японский оригинал и хочет сообщить мне важные нюансы, или считает, что для полного понимания я обязан посмотреть мульт о том, как познакомились Мама с Папой (Birth) – всегда рад вас услышать. 

Почему  именно «Секай»? Захотелось космооперы, захотелось японской космооперы. Да, на меня повлияла дискуссия о дурачках. Впрочем, «Легенду о Героях Галактики» я тоже готов заценить – Слава просто не смог найти диски. Хм, может, у telserg'а попросить? telserg, у тебя есть?

Меж тем, пора переходить от общих слов к конкретному разбору, и заканчивать с трёпом. 
Последняя, пожалуй, общая реплика. Почему Славе так понравился этот сериал (eleyvie я знаю несоизмеримо хуже)?  Мне кажется, его очаровывает разумность происходящего. По-крайней мере, в показанном на экране обществе Ав каждый солдат знает свой манёвр, персонажи ведут себя адекватно своей позиции и мотивам. Даже внешне иррациональные личности, вроде герцогини Споор или братьев Бибосов, до ужаса прагматичны. Шиза или личная вражда никогда не вредят общему делу. Чтобы ни говорил Слава, сложных интриг там нет – нет ни повода, ни обстоятельств. Вот выборы кронпринца – это повод, но до них ещё лет двадцать, минимум. И то, наверное, во вселенной Сейкай эта проблема решается на другом уровне.

Да простят меня соционики, но есть в этом что-то доновское 8-). Интересно было бы проанализировать сериал именно с этой точки зрения, но я не адепт неподражаемой лженауки. Ладно. Слава велик (а кожура его ещё больше), но раскрыть тему Сейкая через призму его личности, я сейчас, пожалуй, не смогу.
 
Дальше.

Безусловно, одним из главных персонажей цикла является Империя 20 000 миров, Человеческая Империя Ав. Без истории Ав не будет понятна Империя, без Империи не понятен сюжет.

Всё началось давным-давно, на планете Земля, где моря омывали цепочку скалистых островов. Жил там древний и гордый народ, который в век глобализации хотел сохранить свою древнюю культуру. Интересную судьбу уготовил потомкам автор-японец, воистину. Для начала, среди обитателей страны Восходящего солнца возникло очередное ультранационалистическое движение, и после наступления космической эры они покинули чуждую их идеалам Землю, переселившись в огромный орбитальный город. Происходило это под флагом освобождения от чужеземных заимствований, при этом чуждым было признано не только всё европейское (кроме техники), но и всё китайское.

Понимаете? У японцев ни осталось ни-че-го.

Прощайте лаконичные стихи и невесомые рисунки тушью, прощайте яркие гравюры; дао и дзен, боевые искусства и иероглифы, веера и флаги, лисы и тэнгу – всё это было отвергнуто пуристами. Сама японская речь была признана нечистой. Переселенцы создали новый, искусственный язык на основе архаичного японского, зафиксированного древнейшими летописями – естественно, адаптировав его к реалиям своей технически развитой цивилизации.

Одним словом, остались у японцев одни забавные халаты-кафтаны.         

Меж тем была освоена Солнечная система. Гигантские корабли на ядерном топливе ушли к ближайшим звёздам. Развивались технологии терраформации, люди научились превращать мёртвые планеты в пригодные для жизни. За орбитой Плутона были найдены первые сверхтяжёлые частицы с уникальными свойствами, по сути –  миниатюрные белые дыры, которые выделяли вовне огромное количество дармовой энергии (если кто-то читал «Лунный вариант» Березина, то там как раз об этом). Эти частицы стали сердцем межзвёздных кораблей нового типа, скорость которых была уже соизмерима со скоростью света. Набитые переселенцами, они покидали колыбель человечества…

Японцы будущего были не прочь подыскать себе новую планету, но чудесными частицами с ними никто делиться не собирался, а перспектива сотню лет лететь в неизвестность на устаревшем корабле не привлекала их самих. Тогда они решили сначала послать на разведку биороботов, генетически модифицированных людей, созданных специально для этой цели. Искусственные существа были приспособлены к невесомости и резким перегрузкам, обладали особыми органами для ориентации в пространстве, считали в уме орбитальные траектории, жили двести лет, не старея, да вдобавок ко всему не видели во сне траву у дома. Есть мнение, что на генетическом уровне в них также было заложено инстинктивное уважение к правилам и начальству.

Они были синеволосыми, с неземными глазами самых экзотичных расцветок. Сделано это было специально, что бы биороботов не перепутали с людьми, их хозяевами. Бледные, стройные, прекрасные, будущие исследователи космоса походили на сказочных эльфов – и генетики не удержались от соблазна вырастить один образец с эльфийскими ушами. Всего же образцов было тридцать, но один погиб во время испытаний, поэтому покорять пространство на борту исследовательского корабля «Аматерасу» отправились 29 членов экипажа. Для простоты мы можем именовать их Ав, хотя сами они так назовут себя ещё не скоро. 

Что они получили от своих создателей? Язык, на котором они разговаривали. Навыки по управлению космическим кораблём – каждый был специалистом в своей узкой области. Писать их не учили, это посчитали излишним – на корабле не было книг, одни учебные видеоролики. Это сыграло свою роль, до появления у будущих поколений Ав собственной письменности, лишённый письменных образцов язык очень быстро менялся (Автор – лингвист, обожает такие игры). А, следующие поколения. На борту было специальное оборудование, искусственные матки и инкубаторы, образцы генетического материала. Ав могли, и, видимо, были обязаны клонировать себя, а потом воспитывать клонов как помощников и заместителей – на случай непредвиденных обстоятельств, или если полёт продлится дольше срока, отмеренного их телам. 

Уже в ново-древнем языке японцев будущего, или потом, во время странствий по Галактике, имя корабля, имя богини, стало произноситься, как «Аблияр». И Аблияр было имя капитана корабля, навигатора с заостренными ушами. Вкупе с эльфийской внешностью, он передал это имя своим клонам, а потом и потомкам.

В одной из ближайших, но ещё не исследованных систем команда «Аблияра» обнаружила ещё одну белую дыру. Одна из главных целей экспедиции была достигнута, но будущие Ав не захотели возвращаться домой, в «материнскую крепость» – орбитальный. Там они были лишь рабами, зато в космосе – хозяевами. Пространство стало их родиной, и, овладев энергией странного объекта, они могли бы странствовать вечно. Да, Ав были запрограммированы на покорность, но верность абстрактным принципам и далёкой «материнской крепости» всё больше заменялась у них личной преданностью капитану Аблияру.

Итак, они начали перекраивать свой корабль под новый источник энергии. Система дала им необходимые ресурсы. Им не хватало рабочих рук, и машины клонирования заработали на полную мощность. Скоро каждый член экипажа был окружён выводком детишек, которых, в отсутствие учебников, приходилось учить на личном примере. Как в древности, ремесло передавалось от отца к сыну, от мастера к ученику: у каждой группы было своё знание и свои функции на корабле. Так у Ав появилась концепция кланов и наследственных титулов. Командовали и прокладывали путь Аблияры, исследования проводили Бибосы, кто-то занимался генетикой, кто-то – гидропоникой и так далее.

И Ав познали страх. Их бунт, их грех сводил их с ума. «Материнская крепость» казалась всемогущей. Вот-вот она узнает об их предательстве, несмотря на разделяющие их световые годы, и пошлёт по следу безжалостных охотников, чтобы покарать и подчинить непокорных. Свободу нужно было ещё отстоять, и Ав начали проектировать и создавать оружие. Так у них появилась концепция войны. Корабль вновь был перестроен, теперь он превратился в настоящую космическую крепость. В корабельных ангарах базировались юркие одноместные истребители – ещё долго потом они оставались основой вооружённых сил Ав. Количество бойцов, а воинами были все взрослые, перевалило за сотню. Было понятно, что дальше так жить нельзя, со страхом нужно что-то делать, а лучшая защита – это нападение. Неузнаваемый «Аблияр» полетел назад, в Солнечную систему.

«Материнская крепость», орбитальный город истинных японцев, переживал, меж тем, не лучшие времена. Многие покинули его во время очередной волны космической экспансии, остались только самые упёртые, которые, видимо, в очередной раз выбрали изоляцию, как способ сохранить культурную самобытность.
…А потом с небес упали синеволосые демоны и сожгли их в пепел.

Последние чистокровные японцы погибли, уничтоженные собственными созданиями. Орбитальный город прекратил своё существование. Другие государства Солнечной системы наблюдали за происходящим, но не вмешивались, решив, что японцы сами виноваты, и, в конце концов, пожали то, что посеяли.

…И в книге, и в мультфильме нам показывают, что одна из базовых черт культуры Ав – это атеизм. Когда посол Объединённого человечества говорит Императрице, что Империя Ав не может победить, потому что отрицает Бога, Императрица отвечает: «Бог? А какое отношение это имеет к победе?» Хех. «Атеизм». Ав просто всегда знали, кто создал их, а своего Бога они выследили и убили, как зверя; ведь их вера в могущество «материнской крепости» безусловно была религиозной по своей природе.

А тогда, глядя на разлетающиеся обломки своего первого дома, Ав поняли, что за их страхом скрывалась любовь, страстная, безумная любовь ко всему, что они только что уничтожили. Что было в их жизни, кроме этого, кроме языка, которому их научили, кроме цели, которой им дали? Осознав, что они только что совершили преступление, которое никогда не смогут искупить, они решили в меру своих сил восстановить ту странную культуру «материнской крепости», перенять эстафету от мёртвых создателей и пронести её сквозь века и световые годы. Да, сохранить этот невозможный дух японского-без-китайского, но не как мёртвую реликвию, а как живую, развивающуюся сущность. В этот миг Ав стали Ав.

Евреи создали големов. Големы восстали и истребили евреев. Големы поняли, что теперь они – евреи, и должны нести эту ношу. Такая вот история.

Следующие лет двести – а по времени Земли, возможно, и тысячу, относительность! – Ав шли от звезды к звезде. На многих планетах к тому времени уже были человеческие колонии. С ним Ав менялись различными ресурсами и информацией, а потом летели дальше. Так у них появилась концепция торговли. Иногда им приходилось защищаться, или наказывать нечистоплотных партнёров, но итог всё равно был один – корабль отправлялся к следующей звезде. Если по пути им попадалась белая дыра, её встраивали в корабль, ещё больше увеличивая его мощность. Росли и его размеры… от старого «Аблияра» давно уже осталось одно название, да очередной остроухий капитан на мостике.

Всё это время в недрах корабля клан Бибосов исследовал таинственные объекты. Одному из них, в итоге, удалось сделать удивительное открытие – частицы представляли собой точки, в которых наша трёхмерная вселенная соприкасалась с другой, двухмерной – с планарным пространством, или Плоскостью. Выяснилось, что все «белые дыры» соприкасались с одной и той же Плоскостью, и если научится их открывать, превращая в своеобразные порталы, то по Плоскости можно будет свободно перемещаться от точки к точке. На самом деле, всё было сложнее, но как бы то ни было, речь шла о сверхсветовой скорости. Не годы, не века межзвёздных путешествий, но всего лишь часы и сутки – вот о чём шла речь.

Новая реальность требовала осмысления. Ав подумали и решили, что люди недостойны космоса. Люди ничтожные существа, мелочные и агрессивные. Планеты – их дом, так пусть люди остаются на планетах; пространство должно принадлежать Ав. Более того, если люди овладеют тайной планарных перемещений, то они, по самой своей природе, неизбежно начнут друг с другом воевать. А необходимый торговцам мир меж звёздами наступит лишь тогда, когда все будут объединены под одной властью. Кто же ещё достоин править Вселенной, как не Ав? Так у Ав появилась концепция Империи.

И Ав провозгласили Империю, Человеческую Империю Ав. Императором, естественно, стал глава семьи Аблияр. Насмешка судьбы, на трон вновь взошли потомки Аматэрасу, только на сей раз речь шла о корабле и капитане, названном в честь корабля. Гигантский корабль закончил свой долгий путь на орбите безымянной звезды – теперь это была Лакфалле, столица империи. Из его двигателей извлекли белые дыры, которых к тому времени было уже восемь, и, поместив вокруг той же звезды, разом открыли. Тысячи Ав приступили к завоеванию Галактики, на разных планетах которой, к тому времени, жило около ста миллиардов человек.

Поначалу всё шло просто. Экспансия людей происходила благодаря планарным частицам, и теперь по следу этих частиц шли Ав. Корабль переселенцев после успешной колонизации обычно оставался на орбите планеты; Ав из планара открывали белую дыру, корабль взрывался, и через образовавшийся портал к людям сходили их новые правители. Впрочем, Ав не зверствовали, не забирали рабов, ничего такого. Их интересовали фабрики по производству топлива, антиматерии, которые они сами и строили вокруг новых звёзд, а также товары, которые планета могла предложить. Они, в свою очередь, обеспечивали межзвёздную торговлю через свои порталы (видимо, уже пора называть их сордами, как в мультфильме; на языке Ав это означает «врата»). В каждую систему назначался лорд Ав, управляющий ею, как собственной компанией; развивая её, он повышал свой статус. Так у Ав появилась концепция феодальных наделов, а также личного богатства.

Запрещали Ав одно – любые исследования в области планарной физики. Люди не должны были узнать секрет межзвёздных путешествий. Право строить корабли для перемещений внутри системы оставалось на усмотрение местного лорда. Да, помимо этого, даже у феодалов не было собственных кораблей, как таковых; все корабли, способные перемещаться в планарном пространстве, считались собственностью императора, которую он передавал своим вассалам во временное пользование.

С присоединением человеческих миров произошло ещё одно важное изменение. Во-первых, обитатели планет получили возможность стать гражданами Империи. Во-вторых, им могло быть даровано дворянство, прежде всего, за службу в армии, так как Ав верили в личные качества. Но. Получив статус Ав, человек мог передать его своим потомкам, только если они подвергались генетической модификации по общему имперскому стандарту, включая синие волосы и прочее. Так росло генетическое разнообразие, и появлялись новые семьи, не имеющие связей с 29 изначальными. Теперь общество Ав состояло из императорской семьи Аблияр (она, в свою очередь, делилась ещё на восемь родов), 28 изначальных кланов, возможно – из семей, происходящих от изначальных, но утративших фамильное имя, а также из потомков людей, получивших дворянство, но во всех остальных отношениях являющихся такими же Ав. Конечно же, были и просто люди, Ав в первом поколении.

Да, восемь родов Аблияр – по числу восьми сордов столицы. Каждый сорд стал началом одного из восьми «королевств» – самых крупных феодальных владений в империи. Можете считать это излишней русификацией, но мне кажется уместным называть эти территории княжествами, а их правителей не «королями», а князьями, или великими князьями (в конце концов, я же не предлагаю называть дека-командеров десятниками, а гепто-командеров сотниками!). Из числа великий князей и выбирается очередной наследник престола, а потом и император. 

Гербом империи стал восьмиголовый дракон: с одной стороны, очевидная символика восьми первых сордов и восьми ветвей королевской семьи, с другой – намёк на убитого Сусаноо восьмиголового и восьмихвостого дракона Ямато-но-ороти, который здесь становится воплощением «Японии-до-Японии», Японии архаичной, хтонической.

Меж тем, в одном из человеческих миров был самостоятельно открыт принцип планарного двигателя. Его создатели придерживались иных этических принципов, поэтому, перемещаясь по мирам, они охотно делились технологией со всеми желающими. После веков изоляции, человечество стало вновь объединяться. Естественно, как и предсказывали Ав, начались первые войны и переделы звёздных систем. Государственные образования возникали и распадались, но общая тенденция была к укрупнению. В этот момент произошли первые контакты межпланетных государств с Империей.

По-прежнему присоединяя изолированные миры, с новыми политическими образованиями Ав вели себя по-другому. Здесь они появлялись как торговцы, во главе своих торговых корпораций. Естественно, в свои миры Ав человеческих торговцев не пускали.
Кто играл в масштабные политико-экономические стратегии, знает, что нельзя просто так объявлять войну направо и налево. А если можно, то чревато. Знали это и Ав, поэтому они холоднокровно ждали повода для начала войны. Рано или поздно экономические или идеологические причины вели к столкновению, и тогда Ав обрушивались на врага всей мощью своей империи, не заключая мира до тех пор, пока им не удавалось подчинить себе всё вражеское государство и уничтожить все вражеские корабли и космические верфи. Так расширялась Империя. Несколько раз им приходилось ставить на карту всё, трижды вражеские корабли доходили до самой столицы, в боях гибли императоры и кронпринцы, тем не менее, из века в век Империя побеждала и росла, пока не превратилась в величайшую монархию в истории. Двадцать тысяч звёзд, полторы тысячи пригодных для жизни планет, 900 миллиардов поданных. Под властью Ав оказалась примерно половина человечества.

Вторая половина к тому времени состояла всего из четырёх государств – Объединённого Человечества, Федерации Хания, Великого Альконта и Верховного Народного Совета Планет. Между собой они заключили договор, по месту подписания названный Новосицилийским; так сложился Союз Четырёх, он же пакт по защите демократических прав человека. Война между Союзом Четырёх и Империей была неизбежна, к ней все готовились, к ней всё и свелось – разве что Хании в последний момент удалось сойти с поезда, объявив нейтралитет, что превратило Союз Четырёх в Тройственный союз. Многих Ав это, кстати, расстроило, так как означало, что победа над Тройственным союзом не будет означать окончательного объединения Галактики, и придётся дожидаться будущей войны с Ханией.

Как бы то ни было, именно войне Империи с Тройственным созом посвящён цикл «Звёздный герб»-«Звёздный штандарт».
Впрочем, судя по мультфильму, воюет с Империей одно Объединённое Человечество, а остальные помогают ему, как Румыния Германии.

Что меня здесь заинтересовало? Империя Ав напоминает как о Японии, так и о Британской империи. Например. Когда перед Ав встала задача завоевания враждебных миров, им потребовалась армия, которая и была создана, изначально как отдельный род войск. Космических странников наземная война не привлекала, поэтому в Армии служили люди, обитатели планет. Всё это приводило к трениям между Армией и Космофлотом, в итоге всё закончилось армейским мятёжом, что явно отсылает к японской истории двадцатого века.
Да, что касается истории Ав, то Армия, в итоге, была расформирована, а наземные десантные части передали в подчинение Космофлоту. Кстати, тот самый случай, когда космодесантников уместно назвать морпехами – десантные транспорты Ав садятся на воду, как огромные корабли, и уже с них пехота высаживается на берег.

Возможно, об истории Японии напоминает и то, что аристократы делят время между своими владениями и жизнью в столичных резиденциях. Впрочем, это, наверное, общее место, к тому же, в отличие от периода сегуната, Ав не обязаны этого делать. На сегунат явно указывает другое – представители иных государств допускаются только в несколько специально выделенных портов на территории Империи, и как послы – в столицу. Хотя изоляционизм Империи особого рода – изоляционизм через экспансию. Когда в космосе не останется других держав, не надо будет общаться с другими державами, где-то так.

Об Англии мне напоминает сама идея экспансии через торговлю, когда в метрополии монархия, а на периферии действуют могущественные торговые корпорации, которые и решают проблему эксплуатации и присоединения новых территорий. У Ав самый сильный флот, Ав – хозяева торговых путей, и в самой их «планарократии» мне видится что-то безусловно англосаксонское. Тем более, что в мультфильме империей правит Императрица; Феликс, правда, допускал, что это может быть эхо-вариантом их игры «1904», но с таким же успехом можно сказать, что это намёк не только на Викторию, но и на Екатерину Великую ;).

Ещё один момент не перестаёт восхищать меня, как любителя фантастики. Автору удалось вывести почти все особенности цивилизации Ав из их начала, как расы. Их проблемы с восприятием Чужого, отсутствие концепции равноправного партнёрства или, к примеру, то, что у них нет понятия семьи, как союза двух родителей – у каждого Ав родитель только один, тот, кто непосредственно сформировал его генотип на основе собственного, с помощью генетического донора или без него. Нет, Ав известно естественное зачатие, некоторые женщины Ав даже предпочитают вынашивать и рожать детей без помощи искусственной матки, и всё равно на определённом этапе оплодотворённая яйцеклетка извлекается и исследуется на предмет соответствия имперскому стандарту и для коррекции в соответствии с пожеланием родителя.

Сами Ав говорят, что в жизни у них три главных занятия – война, торговля и передача генов и знаний следующему поколению, причём последнее – важнейшее из трёх. Ведь именно это, помимо непосредственных обязанностей, было их главной задачей на борту летящего в никуда корабля. Воинами они стали потом, а торговцами и того позже.

Но самое потрясающее то, что Империя началась с двадцати девяти индивидуумов, и их личные отношения на борту «Аблияра» стали частью культурного кода всей цивилизации Ав. С тех самых пор Аблияры всегда ведут себя как Аблияры – холоднокровные, уравновешенные, непрошибаемые, грозные в гневе и не имеющие права на слабость или ошибку. Аблияры – прирождённые лидеры, потому что первый Аблияр был лидером их маленькой группы. А первый Бибос был гениальным физиком, но, видимо, соответствовал стереотипу учёного не от мира сего, и с тех пор у всех Бибосов репутация эксцентричных, если не сказать сумасшедших. Быть Бибосом означает периодически демонстрировать своё «блистательное безумие», хотя бы и на мостике боевого корабля. 

Или клан Споор. Споор несут на себе крест вечно вторых, и поэтому представляют собой полную противоположность Аблияров. Споор экстравагантны. Взять хотя бы их семейную традицию при жизни заказывать гроб у лучших художников и дизайнеров, а потом устраивать торжественный банкет – презентацию своего будущего вечного пристанища.
Из века в век Споор подначивают правящую семью, а та традиционно не замечает подколок. В сериале у герцогини Споор на гербе девиз – «быть Адмиралом тупо, но выше только Император, а эта работа ещё тупее, оставим её Аблиярам». И герцогиня будет сидеть на мостике своего крейсера в ночной рубашке, всё ради того, чтобы при появлении на экране связи главнокомандующего флота вскочить со словами: "Ой, принц! А я уже собиралась спать..."

Подобное усугубляется тем, что Ав отдают предпочтение домашнему образованию. Родитель учит потомка, как и тогда, на «Аблияре», в том числе прививая ему характерные особенности семейного поведения.

Но это даже нечто большее, чем поведение. В сериале есть момент, когда кронпринца обвиняют в том, что на всех важных постах у него представители высшей аристократии, потомки изначальных. Но принца можно понять, ведь это те, в ком он уверен, и про кого знает, что от них можно ожидать – даже если они незнакомы лично.

Представьте, что на борту изначального корабля были наши Макаров и Огасавара, а их многочисленные потомки с тех пор продолжают их отношения. И Макаровы, мужчины и женщины, обожают кричать, что только массовые казни спасут Империю (все девятьсот лет со дня её основания), и гордятся своей маньячной репутацией. А Огасавары морщатся и говорят, что это неизящно. «Это же неэстетично!» - «Зато дёшево, надёжно и практично, бу-га-га!». Сотни лет. 

"В.: Почему скорость корабля в планарном пространстве не может превышать 3600 диг, делённых на квадратный корень массы корабля в себо?
О.: Мало. Расстреливали. Бибосов".


Адмирал Макароф Аронн Слав Дрё Клауд Вячес. 

(продолжение - Планарное пространство – правила игры)
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author