Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:
  • Mood:
  • Music:

"Волкодав", книга, или Я, каким я был в школьные годы, давным-давно

Опуская-опуская-опуская вступления, которые у меня не получаются.

Вещи, которые мне не нравятся, не нравятся по разному. В разном разное. Я мог бы сделать большой обзор...

Ладно. "Волкодав" - нет, нет, не фильм, книга - мне не понравился по пунктам. Ну бывает, читаешь вещь, и вдруг, абзац, и ты понимаешь - это не то. Фальшивая нота. Опечатка. Автор споткнулся на ровном месте. Продемонстрировал свою неспособность. Что-нибудь. Опуская мою рефлексию подобного, я просто хотел показать, как это обычно выглядит. "Волкодав" читал давно, но эти пункту запомнил железно.
1. Волкодав беззвучно вышел из-за угла. На низкую скамейку рядом с клеткой усаживался человек в капюшоне, надвинутом на лицо. Завязки кожаного передника едва сходились на мясистой спине. Нагнувшись, он вынимал из деревянной коробки орудия своего ремесла. Он испуганно вскинулся только тогда, когда Волкодав прислонил свое копье к стене, нарочно лязгнув наконечником. В роду Серого Пса полагали зазорным бить в спину. Даже людоедов. Или палачей.

В этот момент, много лет назад, я впервые сплюнул. Все герои, подходя со спины к вражеским шестеркам, обязательно кашлянут, скажут "привет" или поинтересуются, как идут дела. Это да, это обязательная процедура. Заодно герой имеет возможность продемонстрировать нам своё чувство юмора, и этой возможностью не стоит пренебрегать.
Но "в роду Серого Пса полагали зазорным бить в спину" - это позор. Ни один хороший автор про героя такого не напишет. Почему? Потому что настоящий герой всегда действует от себя, от сути своей. Не потому, что так принято, а потому, что иначе не может. И только так. Иначе получается, что Волкодав, по природе своей, предпочитал убивать врагов из под тишка, а потом насиловать трупы - но пока он тренировался на кошках, его били, всё детство. В итоге, вбили правила Серых псов. А могли бы какие угодно вбить. Очень плохо.
2.Волкодав молча пошел вперед по мономатанским коврам, когда-то великолепным, но теперь изрядно засаленным. Он не стал напоминать кунсу о роде Серого Пса и о мальчике, которого тот не добил когда-то, испытывая судьбу. Заговорить с врагом - значит протянуть между ним и собой незримую, но очень прочную нить, которая делает невозможным убийство. Не стал он и предлагать Винитарию поединка. Ему незачем было просить справедливости у Богов. Он пришел казнить Людоеда. Божий Суд для этого не потребен...
Винитарий был опытным воином и не утратил былой сноровки, даже порядочно разжирев. Он кинулся к оружию, висевшему на стене, с удивительной быстротой, которой на первый взгляд трудно было от него ожидать. Но в это время Волкодав метнул копье. Оно пробило живот Людоеда, отбросило его назад, со страшной силой ударило в стену и застряло, насмерть зажатое расщепленным бревном.

Плохо. Как есть плохо.

Здесь говорить можно много и не сказать ничего. Идея мести в мужском мифе строится на восстановлении справедливости, понимаемой, как порядок, истина, правильный строй вещей. Галмлетовское "порвалася времён связующая нить", или "век расшатался, и скверней всего, что я рождён восстановить его" (The time is out of joint. O cursed spite that ever I was born to set it right!). Не важен уровень, но важна процедура. Возьмём того же Гамлета. Была у него возможность грохнуть своего отчима, и не один раз, наверное. Но так действовать нельзя. Если мы уберём из рассмотрения весь тонкий слой, всё высшее, всю трагедию, то всё равно окажется, что требовалась постановка "Мышеловки" (судебный процесс, как разбирательство, обоснование права на суд), и поединок с Лаэртом, представителем Клавдия (судебный процесс, как взвешивание на весах, защита права на суд). Ну тот же Божий Суд, по сути.

[А помните, как мушктеры судили миледи? Здесь не могло быть судебного поединка, потому что судили женщину, зато был настоящий, патентованный палач. Чтобы всё было честь по чести, чтобы процедура была соблюдена. "Суд не нужен", хех.]

Сама логика Божьего Суда вытекает из того, что справедливость - это победа лучшего. Изначально это способ выяснить, у кого кюдоса больше. А мужская месть, как таковая, всегда связана с доказательством своего превосходства. "Я - лучший". Тут надо тонко чувствовать. Самый точный образ мужской мести, как мне кажется, у Конан-Дойля, в "Этюде в багровых тонах". Помните, там мститель предлагал своим обидчикам на выбор две пилюли, безобидную и отравленную, а сам глотал оставшуюся? Вот мужская логика. Если есть справедливость, он умрёт, если нет - мне жить не за чем. Потому что я лучше чем он, следовательно, высшие силы должны быть на моей стороне. Где это в вышеприведённой сцене? Что Волкодав сделал такого, чего не мог бы на его месте сделать Людоед? То-то и оно.

[Тянет войти в роль и сказать, что женщинам сложно понять такие вещи, потому что женская месть - всегда месть чему-то лучшему, за сам факт превосходства, и вспомнить царицу из пушкинской "Мёртвой царевне". Она ведь мстит царевне только за то, что та - моложе и красивей. См. темы "Пленение Самсона" и "Уход Мерлина". Это, кстати, объясняет, почему я воспринимаю культ "подлой победы", как сугубо вырожденческий.]

Опять же требуется пояснение. Эх. Есть работа. Работа должна быть сделана, с этим никто не спорит, сделана быстро и эффективно. Есть даже такая работа, которая требует убивать людей. Хотя это и не хорошо. Но они всё равно враги, и так далее. Но эпическая месть - это не работа, а если и работа, то работа по восстановлению порядка в мире, где убийство - всего лишь один из вспомогательных инструментов. И жервтовать главным ради второстепенного нельзя.
С точки зрения банальной эффективности, Волкодав, по книге, уже заминировал замок Людоеда, так что ему оставалось только перейти к делу, то есть доказать, собственно, своё превосходство. Что бы он и сделал. Будь у него яйца.

Продолжать объяснять? Приводить примеры? Помните историю про того японца, который не мог отомстить за свою семью, потому что противник был физически сильнее и гораздо опытнее? И тогда он научился мгновенно выхватывать клинок из ножен, доказав своё превосходство в скорости. Отомстил, заодно и новый стиль создал. Превосходство бывает моральным, как способность простить врага, бывает превосходство и в хитрости, умение создать условия, обеспечивающие победу (собственно, суть войны, как пути обмана). Разное бывает превосходство. Повторяя трагедию комедией, говорят, однажды Линкольну бросил вызов человек невысокого роста, но превосходный стрелок. Линкольн не отказался от дуэли, но как вызванная сторона, предложил провести её на мечах, в реке, по шею в воде. А именно, по шею долговязому Линкольну.

Короче, настоящие герои всегда выигрывают по правилам, потому умеют подстраивать их под себя. Соблюдение правил - смысл их работы. Мужчины вообще не любят отказываться от правил, по той простой причине, что мужчины же их и выдумывают. Демонстративный отказ от правил у мужчин обычно является признаком вырождения, ну, как желание носить женские туфли, или что-нибудь в этом роде. В более редких, но встречающихся в нашей стране случаях - псевдо-закос под крестьянскую этику, типа, "честь и уважение к врагу баре выдумали, чтобы с нас семь шкур снять"(???). Ну а изображающие в этой ролёвке "бар" тут же заявляют, что именно понятие о чести подняло кшатриев над земледельцами, сделав господами. Как бы то ни было, в эпохи, чуждые вырождению, крестьянская жизнь так зарегулирована, что дай боже. И в каком порядке свататься, и в каком порядке морду бить, и что западло, а что нет. ИМХО.

[В нормальной ситуации выходит какой-нибудь герой, из тех, что нравятся slavamakarov'у, делает что-нибудь, а остальные сразу: "Чертовски оригинальная трактовка правил!" Но для этого должна пройти заявка.]
3.Она была не просто хороша собой. Ибо некрасивых лиц у пятнадцатилетних девчонок не бывает вообще, если только судьба к ним хоть сколько-нибудь справедлива. Она была невероятно, просто бессовестно хороша. Волкодав то и дело косился на нее. Такую легко представить себе ведущей на шелковой ленточке кроткую серну. А может, и царственного леопарда.
Чтобы посягнуть на подобное, нужно в самом деле быть Людоедом...

Ну вот тут мне уже всё стало ясно с этой книгой. Ну бля, ё бля. Цитируя фильм "Бриллиантовая рука", "а где ж ему гулять?" В смысле, а кого Людоеду тогда насиловать, как не молодых да красивых? А если бы он насиловал старых и уродливых, Волкодав что, стал бы больше его уважать? Ну, мысли о том, что к писательнице судьба была несправедлива - это само собой.

(...)

Было и ещё что-то, сейчас не помню. Главное, первая глава уже убедила меня в том, что автор не понимает, о чём именно она пишет, и вообще не очень умна. Как это иногда бывает.

Но книгу, впрочем, я тогда всё-таки прочёл.
И потом, там была неплохая Гильдия убийц. Идейная. Вот у нас на Горе убийцы совершенно опущенные, не каста убийц, а выездной фан-клуб сериала ЛоХХ какой-то. Не любит их Норман, совсем.

И потом, были в "Волкодаве" по своему забавные моменты, в кавычках, конечно, но всё равно. Например, рассуждения о том, что женщина должна быть главной в доме, типа как (цитирую) "женщина  и  кошка хозяйствуют в избе, мужчина и собака - во дворе". Хех. Помимо всего прочего, с горианской точки зрения, это как раз классический образец земного размышления, упускающий из виду источник силы. Кошка живёт в доме, а собака во дворе по одной единственной и простой причине - их туда поселил человек. Если рабыни живут в усадьбе, а рабы - в каком-нибудь бараке за огородами, что из этого следует? Стоят ли рабыни выше рабов? Нет, потому что, не будь свободных, в усадьбу переехали бы рабы. А вот рабыни так бы и остались рабынями, да. И в этом вся горианская логика. Нет законов, кроме тех, которых одобряют люди с оружием, и нет власти кроме той, которую готовы защищать люди с оружием. "Меч создал справедливость".

Мда.
И ещё помню, как...
А, впрочем, писать уже надоело. Я и так уже слишком... куда-то... ещё раз "мда". Ну тогда я себе похлопаю и пойду.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments