?

Log in

No account? Create an account
Декорации (нулевая редакция) - это скучно!!! - Григорий "Это ж Гест"(с) — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Декорации (нулевая редакция) - это скучно!!! [Feb. 6th, 2007|02:58 am]
Григорий
[Tags|]

Попробую начать с описания декораций.

Бытие, Вселенная - Мультиверсум, бесчисленное множество миров. Что есть мир? Что есть Вселенная? Что есть бог?

Тьфу ты, так далеко не уйдёшь. Если по простому, мир - это та самая реальность, данная нам в ощущениях. То, что мы воспринимаем, существуя. Текущая Реальность переслегинцев. Это мир, и таких миров много, точнее, их бесчисленное множество. Ещё немного, и я начну говорить об Отражениях. Переслегин, Желязны, ау! Не то, не то. Надо было начинать с другого. Надо было начинать с начала.

Вселенную сотворил Бог. Бог с большой буквы Б. Он же Творец, Единный (в трёх лицах), Ветхий Днями и Старик с Белой Бородой, Сидящий на Облаке. ("На что похож Бог?" - спросили у Ивила. "То описание, которое с белой бородой и облаком, довольно близко к истине", - ответил он, - "Насколько вы вообще способны воспринимать истину".) Это Бог, каким его описывает христианство, ислам и иудаизм; естественно, все сомнения трактуются в пользу христианства, я неизбежно принадлежу к этой традиции. Бог благ, Бог всемогущ, Бог непостижим. Он вечен и создал вечность, существуя до и вне её.

Моё мироздание ("мой мир") можно сравнить с многомерным многоэтажным домом. Изначальная метафора была более традиционной, и представляла мироздание огромным, разросшимся деревом, а Творца - заботливым садовником. Живая Вселенная, Вселенная, как форма жизни - важный момент, но он уведёт нас от непосредственных декораций. Уподобление механизму тоже всегда меня привлекало, но сейчас не о том. Дом, милый дом.

То, что мы называем реальным миром - одна из комнат в этом непомерном доме, бесконечном, как здание НИИЧАВО у Стругацких. Мы можем перемещаться между комнатами-квартирами на своём этаже, можем подняться выше, можем спустится вниз. На верхних этажах комнаты комфортней, стены встречаются реже, помещения больше. Внизу - подвал, где мусор и крысы. Есть места, где всё прогнило, и потолок провалился в дырявый пол. Есть роскошные люксы, где живут те, кто в силе. А ещё есть соперничество, борьба за власть и передел территории (хотя и бесконечно большой, теоретически). В общем, всё как обычно.

Если идти от условной вертикали, мы получим миры верхние, нижние и те, которые находятся примерно на нашем уровне, в Мидгарде. Или Правь, Навь и Явь соответственно. Положение души в этих координатах определяется её кармой, спасибо Даниилу Андрееву за наше счастливое детство. И, как писали в моём любимом комиксе, "одно необратимо улетучивается, другое необратимо осыпается". Тяжелое идёт вниз, светлое поднимается вверх.

(Кстати, Лосев писал о том, что, с философской точки зрения, рай неизбежно будет ассоциироваться у нас с синим, ад - с красным. Метафора верхних миров - море невозможной синевы, гора богов, парящие в небе острова блаженных, украшенные золотом и зеленью... мне однажды приснился такой сон, и, действительно, в мире нет настолько синего цвета.  Метафора нижних миров очевидна, низкое небо в красноватых отблесках, свод пещеры и прочее. Даниил Андрев увязывал это с количеством измерений - обилие временных потоков и дополнительные пространственные измерения верхних миров создают ощущение полёта, двухмерность ада вызывает чувство страшной сдавленности.)

Знаете, мне кажется, что я говорю о страшно скучных вещах. И веселья пока не предвидится даже на горизонте. Ладно, продолжаем с Мидгардом, нашим уровнем. Миры, миры, миры, как пузырьки в шоколаде, несчётные и отделённые друг от друга условно непроницаемыми стенками. Можно говорить о планетах земного типа, можно - о мирах классического (и неклассического :)) фэнтези, в Мидгарде есть и то, и другое, и третье. По сути, большинство того, что мы можем представить, в Мидгарде так или иначе существует. Отражения, в переслегинском смысле, "альтернативные истории" бесконечных Амберов, разные времена, разные культуры, разные разумные расы - и миры плоские, кольцеобразные, вывернутые наизнанку. Главное, надо понять, та самая альтернативная история - частный и неочевидный случай того, как образуются миры Мидгарда. Например, с точки зрения путешественника по мирозданию, география меняется чаще культуры, столь же часто меняются правила игры, вроде космогонии или наличия-отсутствия магии. Достаточно выглянуть в окно, чтобы понять это. Я вот вижу дома (архитектура - частный случай культуры), деревья (ботаника - биология), машины (технический уровень и культура). География неочевидна, поэтому её менять проще. Человек является наблюдателем, тектоническая плита - нет. В этом вся разница.

В общем и в целом, Явь состоит из миров, пригодных для жизни. Их заполняет, и их образует трёхмерная самоорганизующаяся материя в линейном времени (хотя единного времени не существует, в каждой отдельной точке Мидгарда оно линейно). Четыре нижних уровня семисвечника - минералы, растения, животные и разумные расы смертных (не надо спрашивать, кто из богов выдумал грибы; грибы просто есть). 

Под "смертными" расширительно понимаются и эльфы Толкиена. Разумных рас очень много, можно с уверенностью утверждать, что за каждой стоял тот или иной бог, или несколько богов. Люди и эльфы сотворены непосредственно Творцом. (Но ещё до сотворения "по образу и подобию", исходники были выложены в открытый доступ - нужно объяснять этот пункт?)

Да. Видно отличие от мира, как мы его себе представляем. Вселенная Науки - пуста, хотя и благожелательна к человеку, ибо позволяет ему существовать хотя бы на одной планете. Мой мир - нечто обратное. Вместо облаков газа, мёртвых планет, бездетных солнц - плотно заселённые "квартиры", каждый свободный метр жилплощади активно используется. Единная ткань нарублена на куски, и каждый кусок существует, покуда на него смотрят. Опять переслегинщина, короче: описание является верификацией, реализуются те миры, которые могут обеспечить себя обитателями-наблюдателями.

При этом, возникает резонный вопрос - обладают ли миры моего мироздания космической протяженностью. Земля такой протяженностью, безусловно, обладает, воспринимаемый нами Космос, ну... космичен. Лети куда хочешь, стенки нет. С другой стороны, многие миры фэнтези прикрыты хрустальным куполом, и ничего, не жалуются. Даниил Андреев изящно решил этот вопрос, но мне его решение не подходит. Давным-давно был соблазн заявить, что все мои миры - всего-лишь версии одной планеты, нашей планеты, а боги, соответственно, повелители времени и вероятностей (они и есть, собственно). Но. Тогда получалось, что наша реальность встроена сразу в две системы - мистическу и космическую. И есть какие-нибудь "звёздные боги", которые правят пространством также, как мои - временем, измерениями и отражениями. Что не так, и вообще порочно.

Так что, с таким же успехом можно считать, что наш Космос - всего лишь одна из проекций Мидгарда на трёхмерную "плоскость". Грань между фэнтези и космооперой тонка, её много раз и до меня пересекали. Главное, стоит понять, что для богов выдумать бесконечную пустоту (которая не пустота и не бесконечна) достаточно просто - с вакуумом вообще работать проще, чем с миллиардами существ, наделённых душой, сколько бы кубометров этого вакуума не пришлось отвесить. Звёзда, природный термоядерный реактор, в сущности, не самый сложный объект для эмуляции. Может быть, это позволит разрешить парадокс. Я предпочитаю не копать в эту сторону. 

Что ещё...
Да. Основная политика, естественно, происходит не в Яви, а выше - в реальности богов, духов и ангелов (пятая и шестая ступень).

Тем, что мы можем назвать "своим", или "понятным", правят двенадцать светлых богов. Определение богов я дам в другой раз, их описания - тоже. Светлые боги владеют (с переменным успехом ;)) двумя третями мироздания - если у бесконечности есть трети, конечно. Это их империя, их держава, частью которой и является наша любимая Земля. При этом, по ряду причин, наш мир - глухомань, влияние богов в нём ослаблено. Теоретически, наш мир отдан ангелам.

Ангелы, да. Они существуют на той же территории, что и боги...
Нет, всё, извените, я сломался. А нить, по-моему, потерял ещё раньше.

(Продолжение следует...)
linkReply

Comments:
[User Picture]From: lionkingst91
2007-02-06 12:15 am (UTC)

Про веселье и aoi...

...достаточно вспомнить Ивила, чтобы всё стало веселее.
(Reply) (Thread)
From: cobaltrat
2007-02-06 08:19 pm (UTC)
Я конечно не могу отвечать за Переслегина, но по-моему его реальности - это понятия вполне академические, это семантические реальности по Налимову. А вероятностную теорию смыслов Налимова, учёного с мировым именем и коллегу Колмогорова по лаборатории статистических методов МГУ, ставить на одну доску с размышлениями Желязны как-то неправильно. Даже названия книг Налимова типа "Спонтанность сознания" или "Реальность нереального" говорят о том, что никакая фантастика никогда не сможет вставить так как иногда вставляет наука :) Но это я так, типа выпендрился, на самом деле хотелось бы увидеть продолжение.

P.S. Кто такой Ивил, мать его растак?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2007-02-16 04:27 pm (UTC)
Ээээ... вы хотите сказать, что Отражения Желязны неадекватны высокому полёту мысли мэтра Переслегина?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fortunatus
2007-02-06 10:15 pm (UTC)
Хорошо.
Напиши что-нибудь про ад.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: zinik_alexander
2007-02-15 02:42 pm (UTC)
Неужели не меня одного интересует ад?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2007-02-16 04:27 pm (UTC)
С адом сложно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zinik_alexander
2007-02-16 04:30 pm (UTC)
Жаль. Мне была бы интересна эта эстетика - черно-багровые тона, низкие потолки (или же что-то похожее на тот старый постинг про ад). Интересно даже, почему меня так тянет к аду?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gilgamesch
2007-02-09 03:56 pm (UTC)

Че-то как-то всплыло

Муллер-дом
(Reply) (Thread)