?

Log in

No account? Create an account
"Мост в Террабитию", как истинный приквел к "Молчанию ягнят" - "Ганнибалу". - Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

"Мост в Террабитию", как истинный приквел к "Молчанию ягнят" - "Ганнибалу". [May. 3rd, 2007|09:20 pm]
Григорий
[Tags|, , ]
[mood |болею]

Вот следующий номер нашей программы, по плану.

Пара слов, до начала основного текста.
Ганнибал Лектер, по моим меркам, тянет на переходную ступень от хомо сапиенс к хомо супериор. Где-то уровня Кощея Бессмертного из того рассказа. Необыкновенная сила, кровавый отблеск в глазах, а главное - психика, в которой так и не смогли разобраться ведущие учённые со всего света. Ганнибал сам был психологом, и как психолог, он был гораздо талантливей тех, кто пытался копаться в его мозгах. На этом они все и сломались. Обычные душевнобольные - существа слабые, сломленные, с разрушенной психикой. Они объект исследования, не более того.
Но Ганнибал, сам по себе, был кем-то большим, чем человек. Как исследовать существо, которое тебя превосходит? Специалисты так и не смогли решить эту проблему. Они знали, что такое нормальный человек; они знали, что такое больной, неисправный человек. Они умели различать полезные и вредные аномалии, гениальность и безумие. Но Ганнибал был сошедшим с ума сверхчеловеком.

Это присказка, не сказка, сказка будет впереди. 

Итак, «Мост в Терабитию». Жил-был мальчик,  из бедной семьи, вынужденный донашивать вещи за своими старшими сёстрами, замкнутый в себе и нелюдимый. Потом в его жизни появляется хорошая девочка, стройная, светловолосая и с очаровательной улыбкой. Потом она умерла, успев, тем не менее, изменить его жизнь. Книга учит нас принимать тот факт, что люди смертны, даже в детстве, или типа того.

Два важных фактора.

Мальчик всё время рисует, его тянет к холсту. Никаких образцов у него нет, с искусством он не знаком, в связи с тяжёлым детством.
Его школьная учительница музыки чувствует в парне настоящий талант, просто неогранённый, поэтому она ведёт его в музей изящных искусств. Он ошарашен, восхищён, убит, чувствует себя в раю. 
А когда он возвращается из музея, он узнаёт, что его подруга (хорошая девочка, Лесли) утонула. Типа, он мог её позвать в музей, но не позвал, потому что хотел побыть наедине с молодой учительницей, которая ему тоже очень нравилась. А Лесли одна пошла на обычное место их игр, свалились в ров, стукнулась головой и умерла.

- Первое, что мне не понравилось. Не знаю, как в книге, а в фильме это выглядит совершенно искусственным морализмом. Он выбрал взрослую девушку, поэтому его подруга умерла. Представьте, если бы так было в жизни - каждый раз, когда мужчина делает тактический выбор между двумя женщинами, вторая умирает. Отстойно было бы, однозначно.
Плюс, парень похож на человека, для которого искусство могло стать всем... а теперь благородство красок, красота античных статуй, переплетения чертежей Леонардо, будут в его сознании ассоциироваться со смертью.

Да. Мальчик с девочкой создали свою выдуманную страну, собственно, Терабитию, где они - король и королева. У мальчика была маленькая сестра, которая хотела играть вместе с ними, но её не пускали в игру, ибо она была слишком маленькая. Но в конце, типа, мальчик осознаёт свою вину, строит мост через канаву, в которой утонула Лесли (тот самый "Мост"), и приглашает сестру в волшебную страну, объявляя её новой королевой (в книге) или принцессой (в фильме) Терабитии.

- Это опять меня дёрнуло. Не знаю, как в книге, а в фильме Лесли и Джесс достаточно взрослые для того, чтобы в их играх проявлялся сексуальный контекст. Они были близки к осознанию того, что король и королева - муж и жена. А сестра действительно была слишком маленькой, мир Терабитии не для неё создавался. Поэтому концовка кажется чудовищно неправильной, и замена книжной королевы на принцессу сюжет не спасает.

Блин, подумал я. Это же приквел к "Ганнибалу"!

Что мы узнаём из "Ганнибала"?

Мы узнаем, почему Ганнибал такой маньяк. Оказыватся, он литовец. Естественно, такой выродок не может родиться в Америке! И родиться выродком никто тоже не может - все дело в детских травмах. Вот и у Ганнибала была детская травма. У него была младшая сестра Миша, которую он очень любил. Наверное, родители назвали её в честь своего русского друга :). Холодной весной 44 года сестру съели оголодавшие немецкие дезертиры. Поэтому он и вырос людоедом.

Недавно вышел фильм "Ганнибал: Восхождение", собственно, официальный приквел, рассказывающий о юных летах легендарного маньяка (соответствующую книгу я не читал и не собираюсь). О чём рассказывает фильм? Ганнибал был сыном простого литовского аристократа. С отцом, мамой и маленькой сестрой Мишей он жил в уютном семейном замке. Но потом пришли отступающие фашисты (и наступающие по их следу русские), и семье пришлось перебраться в охотничий домик. Там постепенно умерли все, кроме Ганнибала и Миши. А потом пришли литовские дезертиры из немецкой армии, мародёры, каратели и военные преступники. Оголодав, они съели Мишу (и даже накормили Ганнибала бульончиком, о чём он потом предпочитал не вспоминать).

Осиротевший Ганнибал попал в советский детский дом, который разместили как раз в замке его предков. Каждое утро воспитанники пели песню про великого Сталина, а Ганнибал не пел, потому что косил под немого. Когда он вырос и окреп, он намылил лыжи и сбежал в Париж, где у него были родственники. К сожалению, родственники к тому времени тоже умерли, осталась одна тётя-японка из самурайской семьи. Тётя обрадовалась появлению племянника, потому что в парижском особняке ей было очень одиноко. Она научила Ганнибала молиться духам предков (на альтаре у неё, как и положено, стоял аутентичный комплект доспехов) и посвятила его в тайны самурайских боевых искусств.

Ганнибал, тем временем, подрабатывал, проводя вскрытие преступников, казнённых на гильотине. Ох... ну там французский Резистанс, пятое-десятое, поиск военных преступников, убийцы евреев... Бывшие литовские каратели (съевшие Мишу) тоже окопались во Франции, где занялись работорговлей, хотя один остался в Литве, и даже стал служить в органах. Ганнибал Лектер всё равно их всех нашёл и покрошил, ибо нехрен.

Короче, полный бред, построенный на американском представлении о неамериканском (каннибалы, фашисты, замки, аристократы, самураи... Миша, любовь моя).
То есть, бред. Фантазия. Выдумка, даже если сам Ганнибал считает это историей своей жизни. Как говорил Воланд, интереснее всего в этом вранье то, что оно вранье от первого до последнего слова.  В любом случае, это порождение сознания американца, не литовца (это понятно?).

Возьмём хотя бы маску. В фильме "Ганнибал: Восхождение" герой надевает на себя личину, изображающую демона, часть фамильного доспеха. Понятно, что это дань образу Энтони Хопкинса из "Молчания ягнят". Но это означает вторичность, в том числе и в рамках сюжета, о котором я говорю. В лечебнице для душевнобольных преступников ("Молчание ягнят") Ганнибала-каннибала заставляли постоянно носить маску-намордник, и именно тогда у него возникает фиксация на этом образе. По крайней мере, в "Красном драконе" и "Ганнибале" мы узнаём о некоторых его преступлениях до ареста, стремление закрыть нижнюю часть лица нигде не упоминается. Итак, всю японскую линию (самурайские мечи, самурайские доспехи, тётя из самурайской семьи) Ганнибал вставил в свои "воспоминания" уже после отсидки. Допустим, его жутко раздражал намордник, и чтобы не сорваться, он стал представлять себя самураем в традиционном доспехе с маской.

Но что объединяет все версии? Тяга к покойной и съеденной Мише. По-крайней мере, это его мотивация в "Ганнибале":

...Но у него свои пробемы, и он готов перейти ко второй части своего плана. Он хочет вернуть Мишу, свою младшую сестру. Лектера долго кормили грудью; прекратили кормить, только когда родилась его сестра. И он любил её, как никого в этой жизни. В своем невероятном мозгу он сохранил слепок её личности. Увидев Клариссу, он сразу понял, что её тело идеально в роли носителя. Теперь, исцелив и очистив её мозг, он собрался записать на него личность своей трагически погибшей сестры.

Остальное я реконструирую следующим образом.
У мальчика умирает лучшая подруга. Это то, о чём он не хочет помнить (узнав о её смерти, он первым делом говорит: "в следующий раз возьмём Лесли в музей, ей понравится"), первая трещина в сознании, объект вытеснения и замещения.
(Да, наш мальчик повернут на искусстве, и да, искусство у него с этих пор ассоциируется со смертью.)

Он берёт в волшебный мир свою младшую сестру, как замену погибшей девочки (замена и воскрешение - важная тема в его внутренней жизни). Но та не может заменить покойную королеву, ибо, да, слишком маленькая для этого, и вскоре парень это понимает. Тогда он решает принести сестру в жертву, чтобы воскресить Лесли. Возможно, сначала это началось, как игра, довольно жестокая; я вообще думаю, что по мере того, как наш герой входил в пубертатную фазу, его Терабития становилась всё более и более мрачным местом.

Маленькая девочка гибнет. Не исключено, что тогда он впервые попробовал человеческую кровь и плоть.
Всё. Наш герой уже маньяк. Убийство им своей сестры становится вторым объектом вытеснения. Её съели злые тролли, слуги Тёмного Властелина (символ зла в Терабитии, по фильму - образ отца), или, переводя на взрослый язык, восточноевропейцы. Которые служили Гитлеру. И убивали евреев. И вообще были злом.
Зато навязчивые мысли о смерти маленькой сестрёнки, которую съело воплощение зла, позволяют не думать о смерти Лесли, и в этом смысле, замена действительно происходит. Легендарная Миша скрывает под собой образ изначальной королевы. Этот образ он хранит в своей голове, и именно её, королеву, он увидел в Клариссе. 
 
Да, кстати. Информация к размышлению.
В "Ганнибале" немало место посвящено описанию мысленного замка Ганнибала. Как он умудряется помнить бесконечное множество разных вещей и ничего не забывать? Дело в том, что он постоянно удерживает в голове умозрительную конструкцию, свой замок, в каждой комнате которого размещено то или иное знание, а на полках стоят все книги, которые он когда-либо читал. Достаточно погрузиться в себя, найти нужное место в своём "замке", и дело сделано. То, что ни один из исследовавших его психиаторов и психологов так и не дошёл до этой важной детали внутреннего мира своего пациента, свидетельствует об их вопиющей некомпетентности.

С другой стороны, если человек, живущий в замке, помнит всё, что (условно говоря) написано на стенах замка, то он вполне может забыть то, что там не написано. Более того, человек, строящий замок, и человек, который в нём живёт, могут быть двумя разными личностями, с разной личной историей. Личность второго человека формируется стенами замка, который построил первый, "строитель" рассказал сказку, "жилец" стал считать её своей биографией.

Заметим, что в этом случае аристократизм Лектера той же природы, что и у графа Монте-Кристо, это маска, отрицание своей истинной природы. Ганнибал всё время подчёркивает своей совершенный вкус, своё тонкое понимание искусства - именно потому, что вырос в бедной многодетной семье в американской глубинке, и впервые попал в музей лет в 13. Естественно, та жизнь давно осталась позади. Возможно, будущий Ганнибал действительно убил какого-нибудь литовского эмигранта Ганнибаласа Лектерикиса, забрав его документы и начав жизнь с чистого листа, ведь в те наивные докомпьютерные годы это было проще, чем сейчас. Так американец стал эмигрантом, человеком без прошлого (все следы вели в тогдашнюю Литовскую ССР, и на этом обрывались), и именно поэтому ФБР так и не смогло раскопать его настоящую семью, а, следовательно, и настоящий побудительный мотив за его безумием.

...Но что-то меня опять накрыло косноязычие.
Закончу с тем, что, с точки зрения хомо супериор, незрелость и болезнь Ганнибала Лектера проявляется прежде всего в том, что он так и не научился сознательно менять идентичность. Гибкость психики - сколько угодно, масок - множество, Лектер спокойно выдавал себя за нормального человека, за ненормального человека, скрывался от ФБР... но он поверил в иллюзию, которую создал сам для себя, и стал узником собственного замка, не в силах оттуда выбраться.
Кто знает, может, за стенами действительно Терабития?
linkReply

Comments:
[User Picture]From: vasilisk_
2007-05-03 06:13 pm (UTC)
Сильно.

У меня тоже возникло ощущение морализаторства, но иное - что девочка поплатилась за месть другой девочке, довольно жестокую, хоть и оправданную. Террабития с самого начала была населена практически одними монстрами(ну, разве что лилипуты там на стороне людей, и все), постоянно атакующими короля и королеву. Причем действительно победить удается только одного, а именно тролля, у которого есть аналог в "обычном" мире. А прочих удавалось только отогнать на время...

Может, потому и из замка он в конце не выходит? Кругом враги, некоторых он побеждает (девиртуализировав, воплотив в реальном мире, убив и съев), а вот других - не может. По той же причине, по какой пирряне не могли победить биосферу своей планеты у Гаррисона.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: zinik_alexander
2007-05-03 07:59 pm (UTC)
Образ больного хомо супериор - потрясающ.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: h_factor
2007-05-04 09:07 am (UTC)
ААА! Гест, я в восхищении. Как раз вчера посмотрела "Террабитию". Да, всё сходится. Впрочем, в жизи всё куда скучнее. "В следующий раз возьмём Лесли с собой", - эту фразу он бросил училке, чтобы она разделила вину за смерть подруги. Акт скорее демонстративный, чем свидетельствующий о начале душевного раскола. Рисовать он, конечно, бросит. (Подаренные Лесли краски вылил в реку. Сознательно обесценил то, что её в нём интересовало). А вместо этого начнёт писать плохую невротическую фэнтэзи. Потому что произошло частичное отождествление с Лесли. Концовка слащаво-отстойная. Если парень и повёл туда свою младшую сестру, то только один, максимум два раза, в порядке извинения. Но можно спрогнозировать его дальнейшей гендерный сценарий. =+) Он будет соблазнять девушек красивыми сказками, но там, где от сказок надо переходить к решениям и действиям, ничего не сможет. Потому что у его истории нет продолжения (Лесли умерла, не закончив сказку), да и сказка по большому счёту не его. Такая вот неромантическая история очередного бессмысленного невротика. Хотя... может быть он и сумел написать одну Свою книгу. Она называлась... ну, мы знаем как она называлась.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: x_phantom
2007-05-12 02:59 pm (UTC)
Ну вы даёте. Блин удивили. Сколько людей, столько мнений. Но чтобы такие.. Жесть. Вы книгу читали? :) Нет? Скачать книжку Мост в Терабитию Вот прочтёте и станет много понятнее.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2007-05-12 09:44 pm (UTC)
/*мягко*/ Что конкретно вы не поняли?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: x_phantom
2007-05-13 01:30 am (UTC)
Я не писал в своём сообщении о том, что я мол чего да не недопонял. У меня есть сложившееся мнение о жизни в целом и о фильме в частности. :) Моё мнение не совпадает с большинством тут высказанных. Ничего более.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: x_phantom
2007-05-13 02:47 am (UTC)
И ещё, рекомендую таки поискать в сети, почему, для кого, и кто написал книгу "Мост в Терабитию". Очень полезно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2007-05-13 10:17 pm (UTC)
Хм. Да я в курсе, и как, и почему, и про сына, и т.д.. Продолжаю настаивать, что это вы чего-то не поняли.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: x_phantom
2007-05-13 10:25 pm (UTC)
Ваше право так думать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2007-05-13 10:31 pm (UTC)
Ну как же? Когда я писал всё то, что я написал, я уже знал то, с чем вы хотели меня ознакомить. Я обычно делаю свою домашнюю работу, в этом смысле. Следовательно, вы исходили из ошибочной картины мира. Разве не так?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: x_phantom
2007-05-13 11:06 pm (UTC)
Любая картина мира ошибочна, так как она субьективна. Хорошо, что знали, мне нечего добавить.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2007-09-23 03:33 pm (UTC)
Не хотелось окунаться, так сказать.

Но все же скажу за многих.
Фильм это сказка.Дай Бог чтобы Вы когда нибудь поняли почему он является сказкой
... и что в этом хорошего.

Иногда цинизм полезен для восприятия окружающей действительности.
Но не для Вас самих.

Берегитесь собственного цинизма.И помните первое впечатление о отце мальчика.
Свет тяжело удержать.И еще тяжелее зажечь.
Удачи.
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2007-10-11 07:46 am (UTC)
Какие-то глупости пишет автор этой статьи : "...- Первое, что мне не понравилось. Не знаю, как в книге, а в фильме это выглядит совершенно искусственным морализмом. Он выбрал взрослую девушку, поэтому его подруга умерла. Представьте, если бы так было в жизни - каждый раз, когда мужчина делает тактический выбор между двумя женщинами, вторая умирает. Отстойно было бы, однозначно..."
У тебя какое-то плоскостопие фантазии. Я думаю, что автор специально специально разыграл ситуацию со смертью девочки, чтобы мы все задумались над своей жизнью, о том, что надо ценить и беречь тех, кто нас окружает...Каждый из нас не раз корил себя и думал, что чего-то могло бы и не быть, если бы не...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2007-10-11 12:12 pm (UTC)
"Аноним в ЖЖ - хуже пидораса".
(Reply) (Parent) (Thread)