?

Log in

No account? Create an account
"Бесстрашный" - Григорий "Это ж Гест"(с) — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

"Бесстрашный" [May. 15th, 2007|05:29 pm]
Григорий
[Tags|]
[mood |больное]
[music |нет]

С одной стороны, это попытка вспомнить традиции классических фильмов про ушу; с другой - продемонстрировать новые технологии съёмки китайских фильмов; в третьих - снять исторический фильм про реального человека (всё, Джет Ли окончательно забронзовел, сыграв очередного героя Китая); в четвёртых - отработать социальный заказ родной Партии и Правительства. И раскрыть тему хорошего японца - сказал я, посмотрев этот фильм.

Все эти части друг другу несколько противоречат; например, в классике хороший японец был бы невозможен. Но, как бы то ни было, своё я получил.
Главное, у этого фильма очень сильное вступление, достойное место в моём персональном рейтинге зачинов.

Кадры кинохроники. Начало двадцатого века.
"Китай разорён... никто не считается с Китаем... китайцы считаются низшей расой... их страну называют больным человеком Восточной Азии..."
Шанхай, 1910. Мастер китайского ушу бросил вызов четырём лучшим бойцам иностранных держав. Это вошло в легенды и стало символом национального возрождения.

Ринг. У ринга сидят три европейца и один японец. Европейцы дёргаются и настраиваются на бой. Японец сидит с закрытыми глазами и непроницаемым лицом.
Первым на ринг выходит англичанин - бакенбарды, трико, классический бокс. Джет Ли в роли мастера ушу его рвёт. Китайский бокс побеждает европейский.
Вторым выходит усатый немец в военном мундире. Он выбрал копье. Чтобы никто не сомневался в способности моего мозга отсеивать и сглаживать, скажу, что решил считать это соревнованием в искусстве штыкового боя. И снова китайское копье победило.
А темп всё наращивается.
Третий - бакенбардно-усатый тип в белой рубашке, фехтовальщик. В титрах указан, как испанец (что бред), по логике вещей - француз (я предпочёл считать его русским, по причинам личного характера, считайте это элементом АИ :)). Итак, шпага против китайского меча, и западное фехтовальное искусство проигрывает восточному.
...
Тогда со своего места медленно поднимается японец.

Всё. Начальные титры. Дальше пойдёт предыстория главного героя.

Потрясающе. Драйв. Стиль. Дух. Идейное содержание. С экрана просто несёт китайской национальной гордостью: "Тогда вы все вытирали о нас ноги. Но мы доказали, доказали вам. Кто теперь скажет, что Китай слаб? А всё потому, что один из нас тогда встал, и бросил вызов ухмыляющемуся миру. А раз один нашёл в себе силы, то с ним поднялся и весь народ". Шел заодно сказал, что это они так к пекинской Олимпиаде готовятся :).

И, с другой стороны, Япония вышла в финал. Европейские державы китайцев не волнуют, там всё просто. Но Япония... с Японией, пожалуй, можно порассуждать о Пути.

Сюжет.
Главный герой - Хо Юанцзя, сын мастера ушу. Отец заставлял его учиться грамоте, сын всё свободное время тренировался, а уроки за него делал его башковитый друг.
Дальше отца вызвали на бой. Отец, которого Юанцзя считал непобедимым, проиграл бой, в последний момент остановив свою руку и пропустив удар от соперника. Само по себе это было для мальчика страшным ударом, но тут сын победителя стал издеваться над искусством его отца, Хо Юанцзя полез в драку и ему наваляли.
С того дня он поклялся больше никогда не проигрывать.

Хо Юанцзя вырос. У него родилась дочь. Он сам стал учителем ушу и непобедимым бойцом. Раз в неделю он принимал очередной вызов и побеждал. Один на один, в куче мале, без разницы. Всегда побеждал.  А его умный друг стал владельцем ресторана, и, возможно, участником какого-то кружка национал-патриотической ориентации. Уж больно идейный, местами.

Друг просит его прекратить этот безумный марафон. Хо Юанцзя отводит его на пустой ринг.
"Ты слышишь?" - спрашивает он.
"Я ничего не слышу", - отвечает друг.
"А я слышу. Вопли зрителей. Их восхищение. Азарт. Это как наркотик. Как я могу уйти?"

Но пустая гордость до добра не доводит. Проливается кровь. Родные Хо Юанцзя гибнут, зарезанные учеником побеждённого (и скончавшегося после поединка) мастера-конкурента. Хо Юанцзя ломается, теряет разум и начинает странствовать по Китаю, пока не оседает в деревне (если я не ошибаюсь - какой-то малой некитайской народности; тема национального единства!). Дальше герой Джета Ли начинает высаживать рис. Сначала он всё делает неправильно, сажая саженцы слишком близко и пытаясь обогнать остальных крестьян стаханавскими методами, забив на качество (намёк на Большой Прыжок? ;)). Но потом простой труд возвращает его к корням, и он осознаёт.

А затем, много лет спустя, он возвращается домой, чтобы вновь заслужить доверие своего друга, основать федерацию ушу и бросить вызов иностранцам.

К реальной биографии Хо Юанцзя это всё имеет крайне опосредованное отношение, но, в конце концов, после своей смерти он и так превратился в легенду. Помимо основания спортивной федерации, в предании есть два важнейших пункта - он дрался с иностраными бойцами, и его отравили японцы, потому что он был лучшим. На эту тему снимались фильмы и сериалы.

Кстати, список иностранцев, видимо, меняется в зависимости от текущего момента. В фильме нет победы над русским борцом, которая действительно приписывалась Хо Юанцзя, и была обязательной деталью в биографии мастеров боевых искусств того времени. С другой стороны, в "Бесстрашном" есть сцена поединка с американским тяжеловесом О'Брайеном, с которым реальный Хо Юанцзя разминулся.

...Американец - чудовище (первый соперник Брэда Питта из "Трои"). Огромное тело, маленькая голова. Рестлер.
Джет Ли предлагает ему драться честно и с уважением к сопернику. Толмач переводит: "Он сказал, что порвёт тебе задницу". Американец звереет и кидается в бой.
Ну да. Китайское представление об американцах, невероятно сильные и невероятно тупые. И действительно, что им не скажи, всё на их языке будет звучать через "задницу". Тот самый уровень, на котором американцы понимают другие культуры.
Но американец ещё и прост. Наивная душа, дитя среди народов. В конце он оценит благородство соперника, и поднимая его руку, будет сам радоваться победе китайца чуть ли не больше всех остальных.

Да, я про идеологию упомянул. Здесь фильм напоминает что-то советское, но более примитивное, чем было у нас. Не я один это заметил - чем-то родным, незабываемо советским тянет от этой картины, несмотря на изумительную ловкость рук и ног, городской колорит Китая начала прошлого века и красоты восточной природы. И все как один, привет "Герою". И ученики, выстроившиеся перед новой школой боевых искусств, одеты в национальные костюмы разных областей Китая. И так далее.

И даже политически грамотный друг главного героя необходим именно с этой точки зрения. Он должен символизировать здоровые силы в прогнившем китайском обществе. Он спорит с героем, когда тот заблуждается, и поддерживает его патриотический порыв, когда тот вступает на правильную дорогу. По крайней мере, идею накостылять иностранцам для поднятия национального духа он одобряет, а уж когда Хо Юанцзя объявляет о создании общенациональной федерации, друг вообще передаёт в его распоряжение все свои средства.

Кстати, тема умного друга, с одной стороны, выбивается из классического стиля, с другой - предаёт сюжету лёгкий оттенок "славомакровщины" :). Ну да. Значение бабок, патриотических убеждений и организационного таланта для становления национальной школы боевых искусств. После смерти Хо Юанцзя именно его друг возглавляет федерацию, хотя, по собственному признанию, "ни разу в жизни не занимался ушу". И, судя по всему, именно его друг пишет устав школы. Оценили? Крутой боец лупит соперников и создаёт информационный повод, умный управленец сочиняет обязательные фразы в духе "ушу - это единства тела, разума и духа...". Логично, правда?

Ну и финальное, тема японца.

Перед боем китайский и японский мастер встретятся за чашкой чая. А сцены подобных межкультурных диалогов следует особенно ценить.

Японец спрашивает, разбирается ли китаец в сортах чая. На самом деле, он имеет в виду школы боевых искусств, на которых японцы помешаны. Из всех школ должна выделится лучшая, и т.д. Японцы, как страна, выбрали западный путь, путь успеха, путь победы.

Китаец отвечает, что не разбирается в сортах чая. Он просто любит чай. Чай есть чай, он везде растёт вперемешку. Один сорт и другой. Чай не разделяет себя. Люди делят чай на сорта. А зачем делить?

- А как же выбрать лучший? - спрашивает японец.
- Нет лучшего, различие только в уровнях мастерства.
- А для чего тогда соперничество? - вновь спрашивает японец.
- Схватка помогает понять собственные слабости, - отвечает китаец.

...Японец просветляется и уходит.

Первый раунд боя - на оружии. Китайский трёхзвенный цеп против катаны.

(Но вообще, честно говоря, когда китайские постановщики боёв ставят бой для японских персонажей, это всегда странно выглядит. Японская стилистика поединков совсем другая. И катана была неправильная, с узорчатой резной декоративной гардой. "Дешевая китайская подделка", как тогда сказал ogasawara, типа, какую смогли купить в магазине напротив.)

В ходе боя они умудряются выбить и подхватить оружие соперника.
Китаец начинает скакать с катаной, как с китайской саблей, а японец крутить цеп а ля нунчаки. И попадает себе по голове, потому что не привык к третьему звену.

Тогда китаец на вытянутых руках протягивает ему катану, а японец, столь же осторожно, возвращает ему цеп.

По бою с оружием - ничья. Значит, второй раунд - рукопашный бой. Но во время перерыва, другой японец, плохой, оевропеевшийся, подставляет Джету Ли чашку с отравленным чаем. О, этот плохой японец. Торгаш. Его играет актёр, который в "Последнем самурае" изображал японского Чубайса, да суть персонажа та же - модернизация и экспансия любой ценой, пожертвовать всем ради финансовых интересов и признания в Европе.

(Японский боец спрашивает плохого японца: "За что я сражаюсь? За гордость Японии или за твою ставку?")

Вскоре после начала рукопашного поединка китайца рвёт кровью, он падает. Бой прерывают.
Джет Ли говорит, что спасать его уже поздно - от быстрых движений яд проник в кровь. А значит, остаётся только довести схватку до конца.

Японец просит его остановится. Джет Ли слабеющей рукой проводит вокруг. Китайцы на трибунах скандируют националистическую речёвку: "все, как один! все, как один!".
"Вот видишь", - криво улыбается китайский мастер - "Я уже не могу уйти".
"Если ты прододжишь бой", - говорит японец, - "Я не буду тебя щадить".

И вот они снова сходятся. Китаец с трудом держится на ногах, качается, пропускает удары. Японец наносит завершающий удар... а Джет Ли срабатывает на опережение, обводит защиту и пробивает японца кулаком в грудь. Раньше этим ударом он крушил людям грудную клетку. Но теперь он сам падает, теряя сознание.

Японец удивленно смотрит на свою грудь. Никакого эффекта, за ударом не было силы. В этот момент я подумал, что с таким же выражением японский постовой смотрел бы на воткнувшуюся в асфальт китайскую боеголовку.

Плохой японский торгаш тут же кидается к рефери: "фиксируй победу Японии!" Рефери идёт к бойцам...
И тут японец поднимает китайца, вытягивает его руку и говорит: "Победил китайский боец. Чистая победа". И уходит с ринга.

"Какого хрена, ты что, сдвинулся?" - кричит торгаш.
"Я-то знаю, что он победил", - холодно отвечает японец, - "Мне сердце подсказывает". И, уходя, добавляет обязательное "ты позоришь нашу страну". Будто японский мастер понял, что пропустил смертельный удар, удар, который китаец не стал проводить. Ну или уже не смог, но по фильму - не хотел.

И как чётко закольцована тема.
В юности герой Джета Ли не мог покинуть ринг, потому что его держали в плену страсти, азарт, рёв реальной или воображаемой аудитории. В зрелости он остаётся на ринге до конца, понимая, что уже не имеет права уйти. Он отстаивает право своей страны на будущее, он воплощает мечты своего народа... а значит, жизнь человека по имени Юанцзя не имеет значения, но легенда о великом мастере должна жить.
В детстве он не понимал, что заставило его отца остановить руку перед финальным ударом. В зрелости понял. Суть поединка не в победе.

Одновременно, это некое завершение темы китайско-японских отношений. Создатели фильма будто говорят, что Китай может уничтожить Японию, но Китай никогда не станет этого делать, даже в бою, даже ради победы. Потому что Китай симпатизирует Японии, как своему младшему брату, пусть брат бывает жесток, зол, агрессивен, упрям; ведь он всё равно брат. Китай принимает существование Японии, он не будет считать её ошибкой и не станет стирать этот вариант реальности (круто быть субъективным идеалистом ;)). Конечно, подразумевается, что за это Япония признает символическую победу Китая, его духовное превосходство; превосходство увидевшего и осознавшего.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: zinik_alexander
2007-05-15 03:03 pm (UTC)
Здорово.
Финал фильма - просто выше всяких похвал.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alyonka
2007-05-15 03:23 pm (UTC)
Слушай, как тебя приятно читать.
(Reply) (Thread)
From: housemusicfan
2007-06-19 10:02 am (UTC)
Я член партии и я кончил - завершил свою речь Чубайс, после чего сел и обмяк. :) Про Чубайса http://caricatura.ru/subj/polit/url/shiz/rom/589/ http://www.mia-info.ru/
(Reply) (Thread)