Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Военно-плутовской роман

Всё началось, когда я посмотрел "Убрать перископ" и "Сержант Билко". Ссылки на Экслера тут уместны, несмотря на; как бы то ни было, именно благодаря ему я обратил внимание на данные фильмы.
И я говорил, что некоторые явления массовой культуры я воспринимаю на вкус; субъективные ощущения стоят за большинством вещей, о которых я пишу (или не пишу :)). Здесь вкус вертелся на языке, и впоследствии я смог подобрать ему имя. Итак, военно-плутовской роман, или трикстеры в армии.

Рассмотрим по очереди два образца, пунктиром.

"Убрать перископ". Офицера ВМС США, известного своим нестандартным мышлением, назначают капитаном устаревшей дизельной подлодки. К ржавой развалюхе прилагается команда флотских отбросов и лузеров, "кого не жалко". На грядущих учениях им предстоит сыграть роль низкотехнологичных террористов из страны третьего мира, их задача - проникнуть в охраняемую гавань и потопить условную мишень. В случае удачи, капитану обещали новейшую атомную подлодку.

Естественно, худшая команда оборачивается лучшей командой, обладающей уникальными способностями, тут ничего неожиданного. Но мы говорим о трикстере. А трикстер обычно связан с метаморфозами, он создаёт иллюзию, выдаёт один предмет за другой, прячет действительное в желаемом и ожидаемом. В фильме бравая подлодка, увешанная гирляндами электрических лампочек, ночью успешно выдаёт себя за норвежское рыболовецкое судно, проникая в нужный район в надводном положении. В другой сцене лодка притворяется самкой кита, а к цели она подходит, спрятавшись за огромный танкер. По сути, речь идёт о классическом сказочном оборотничестве.   

Другой характерный момент. Нехороший адмирал связывается с главным героем и предписывает ему следовать таким-то маршрутом - естественно, сообщая об этом "охотникам". На самом деле, нет ничего особенного в том, что в учениях заранее определяется проигравшая сторона, и эта сторона - "террористы". В конце концов, это не футбол. Но главный герой заявляет, что "мы пойдём другим путём", ведь он террорист, следовательно, может спокойно забить на приказы. Для создания нужного настроения он даже приказывает команде переодется в пиратские костюмы :).

Здесь опять сталкивается реальность и представления о ней. Для некого условного идеального военного граница района учений - непроницаемая стенка, за которой мир кончается. Не для трикстера. Мир всегда больше установленных для него границ, следовательно, за них можно выйти.

Идея военно-плутовского романа, как я её понимаю, именно в этом. Армия - жесткая структура с чётким набором формальных правил, которая требует от своих членов безоговорочного подчинения. Для трикстера неизменных правил не существует в принципе. Трикстеру плевать на субординацию, плевать на то, что нельзя, и на то, что не принято. Главное, трикстер умеет мастерски прятать это своё отношение, прикидываясь очередным винтиком, чайником или шлангом. С его точки зрения, армия - это страна непуганных идиотов, которые верят в значки и бумажки, настоящее раздолье для человека с гибким мышлением.

Вот принципы трикстера:
"Устав не закон, а пожелание"
"Кратчайший путь между двумя точками лежит через дырку в заборе"
"Дайте мне чистые бланки, и я переверну мир"


По сути, чтобы обмануть военного, надо всего лишь дать ему то, что он хочет. Если сказать трикстеру, что его не пустят на склад без подписи полковника, он первым делом подумает о том, как подделать подпись. Во вторую - как заставить полковника расписаться на чистом бланке. Трижды. Чтобы был запас.

Переходим к "Сержанту Билко". Билко - предприимчивый сержант, который живёт хорошо, потому что даёт жить другим. Он сдаёт в прокат штабные машины, устраивает на родной военной базе казино, тотализатор и собачьи бега, покупает и продаёт всё, что продаётся. Билко мошенник, который мухлюет во всём, при этом оставаясь неуловимым. Его харизма позволяет ему с легкостью убеждать людей в своём праве на лево, формальный начальник базы, полковник, давно уже перепоручил Билко все дела и полностью доверяет его мнению.

(Скажу в сторону - только американцы могли снять добрую и симпатичную комедию о таком персонаже.)

В умозрительном идеальном военно-плутовском романе мне видятся две главные компоненты - экономическая и военная. Фильм "Убрать перископ", в этом смысле, повествует о решении исключительно военной задачи, героям не пришлось мучаться со снабжением и источниками финансирования. В "Сержанте Билко", наоборот, главный герой успешно зашибает деньгу, но и только; к тому же, с сюжетной точки зрения, этот фильм понравился мне меньше. Как бы то ни было, хорошие моменты по заявленной теме там были.

Например, Билко выбивает для своих людей учения в условиях пустыни. А потом они прямо на БТРе въезжают в Лас-Вегас, скидывают с себя опостылевший камуфляж и кидаются во все тяжкие.
Когда нехорошая инспекция хочет обыскать казарму отряда Билко, чего нельзя допустить ни в коем случае, Билко просто перевешивает таблички с одной казармы на другую. Опять же, классика - "хотите осмотреть казарму номер 2? вот вам казарма номер два". Военные - люди простые...
Кульминация фильма (меня не впечатлившая) - испытания новейшего экспериментального танка, который находится в нерабочем состоянии. Под это дело базу хотят закрыть, а Билко обвинить в хищениях в особо крупных размерах. В итоге, предприимчивый сержант просто минирует мишени, по которым должен стрелять экспериментальный танк, а потом взрывает их в нужной последовательности. Хех, я где-то читал, что американцы так и в жизни иногда делают :).

Что, будем считать, что с темой я вас ознакомил, мысль объяснил?

В качестве дополнительного чтения можно посоветовать /*вздох*/ Роберта Асприна, "Шуттовскую роту" и "Шуттовской рай". В первой книге армейского капитана и, по совместительству, галактического мегамиллионера, назначают командиром худшей роты в Галактике. Естественно, Шутт всё налаживает и организует. Во второй книге вышеупомянутую роту отправляют охранять крупное казино с кучей проблем, что позволяет героям не только в очередной раз одолеть всех врагов, но и некисло подзаработать. Я как-то читал, мне нравилось.
...Потом перестало.

Ещё из того, что сразу приходит в голову.
Эпизод из фильма "Грязная дюжина". Группу армейский преступников подготавливают в качестве диверсантов. Перед основным заданием они должны проявить себя на учениях. Их задача - захватить штаб "красных". Герои начинают с того, что снимают с себя синие повязки и одевают красные, самовольно зачисляя себя во вражескую команду.
Вообще, тема учений не зря опять всплыла (помните, "Убрать перископ"?). Если в армейской жизни есть элементы условности и абсурда, то учения - это условность и абсурд в квадрате.
Итак, диверсанты разворачивают бурную деятельность. Они имитируют аварию на дороге. Они угоняют скорую помощь, которая дежурила у полигона. "Так нельзя", - возмущаются санитары, обращаясь к офицеру-наблюдателю, - "Скажите им, вы же старший офицер!" "Ничего не могу поделать", - отвечает тот, - "Я просто наблюдаю за ходом учений".

И вот, в штабе "красных" валяется лже-раненый, якобо пострадавший во время аварии, офицеры вызывают дежурную скорую помощь, она проезжает сквозь КПП, а потом буквально влетает в помещение. Из неё вываливается отряд диверсантов, берущий командование "красных" на мушку. "Это не по правилам!", - кричит "красный" генерал. Следует лаконичный ответ: "Мы диверсанты, сэр. Мы играем не по правилам".

И отдельные эпизоды из цикла "Стэн" Коула и Банча вспоминаются (да, когда я был маленьким, "Стэн" был фантастическим боевиком-космооперой, не Буджольд и не Вэбер!). Например, когда герои-диверсанты по заданию разведки организовали в тылу врага казино, которое при этом ещё самоокупалось, ну и всячески пакостили по мелочи, но в стратегических масштабах.

-----------------------
Да. Если приводить примеры из реальной жизни, то надо вспомнить Роммеля, Лиса Пустыни, кумира kenigtiger'а . Это классика. fat_yankey пишет:

Роммель был пехотинцем. В Первую мировую он служил в пехоте на Западном фронте, воевал горным стрелком в Карпатах и Альпах. После войны командовал пехотным полком, был инстуктором в пехотном училище, написал книгу "Атака пехоты". Перед началом Второй мировой он командовал Führer-Begleit Battalion - батальоном охраны Ставки. К танкам, как нам сообщают его современники, он в то время относился скептически. 
Поворот в его взглядах произвела Польская кампания. Увидев результаты реального применения нового оружия, он из скептика преврашается в пламенного адепта и решает стать танкистом. Близость рабочего места Роммеля к фюреру весьма поспособствовала сбыче мечт: ему, не командовавшему ничем большим, чем пехотный полк, дают сразу танковую дивизию.


"А не покомандовать ли мне танчиками?" Учитесь.

Во Фландрской кампании 7-я панцердивизия входила в танковый корпус Гота. Правым соседом дивизии Роммеля была 5-я танковая дивизия Хартлиба. 12 мая 1940 г. обе дивизии корпуса вышли к Маасу. К ночи Хартлибу удалось захватить плацдарм на западном берегу и начать переправку пехоты. В течении 13-го числа на тот берег переправились подразделения Роммеля, но переправа шла на лодках и паромах. 14-го мая из корпуса к месту переправы прибыл мостовой парк. Роммель, использовав всё своё искусство убеждения, добился от Гота того, что парк поступил в его единоличное пользование, и быстренько прекинул на западный берег свой танковый полк. Хартлиб, чтобы переправить свои средние танки, теперь вынужден был проситься к Роммелю. Тот пустил, но подчинил переправившиеся танки Хартлиба себе и использовал их для развития успеха своей дивизии, несмотря на отчаянные протесты соседа.

Если не хватает танков - их можно взять у соседа!

Последовательность действий была такая - Роммель подчиняет себе танки Хартлиба самовольно (мой источник это специально подчеркивает: "in arbitrary and unauthorized way"), потом шлет телегу Готу, жалуясь на медленное продвижение соседа. Гот официально оперативно подчиняет 31-й полк Роммелю. Хартлиб брызжет слюной, но поделать ничего не может, оперативнaя логика говорит в пользу Роммеля: при одной стационарной переправе невозможно развивать наcтупление на двух направлениях.

А что делать, если соседа нет?

Танков решительно не хватало, поэтому Роммель наладил их производство на месте, причем создавались бронемашины исключительно из подручных материалов: картонный муляж танка устанавливался на обычном армейском "фольксвагене". Фальшивые танки переезжали с места на место и пугали англичан, пока настоящие боевые машины сосредотачивались для решающего удара. Когда же немцы атаковали, англичане в беспорядке отступили, поскольку были убеждены, что против них действуют крупные силы. В другой раз Роммель обратил в бегство противника, у которого было численное преимущество, приказав привязать к танкам и автомобилям грабли и бороны: сельхозинвентарь поднял в воздух столько песка, что англичане решили, будто против них движется целая танковая армада, и предпочли ретироваться.

Создание новых танков из воздуха, это трикстеринг, как он есть. Танки, кровь из носу, нужны сегодня, ну а будут они, в лучшем случае, завтра. Что делать? Как учил Переслегин, занимать у будущего.

И для сохранения симметрии, после чисто военного примера приведу военно-экономический:

Николай Максимович Павленко (1912 — 1955). Один из самых удивительных авантюристов сталинской эпохи. Во время войны создал собственную воинскую часть. (постинг длинный, но стоит того, чтобы прочесть его целиком, поверьте)

Да. Ну и конечно, я это всё не просто так написал. Я к чему-то веду. Но об этом - в другой раз :).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments