Их миф слишком глобален, каждый кусок - это целая история. И её лучше рассказывать по кускам.
И ещё тема - как отличать проявления одного бога от другого, ведь Волк и Медведь переплелись в человеческом восприятии и человеческой истории?
И наконец, речь о том, как я отбираю те или иные сюжеты, как я выявляю и подсчитываю признаки, и согласно ним определяю, к какой части моего мира привязать данного персонажа или событие.
А в остальном я хочу поблагодарить tiomkin
Встречайте, герой бога войны, "Бешеный пёс" Джерри Шрайвер, легенда американских войск специального назначения.
Характерная кличка, "бешеный пёс". Пёс - одно из священных животных бога войны.
Внешность: "Шрайвер был высоким, худощавым блондином с точеным чертами лица и проницательными голубыми глазами".
Безусловно, природа бога войны может проявляться в блондинах, брюнетах, рыжих, седых и лысых. Но к голубоглазым блондинам с немецкими фамилиями бог войны испытывает определённую слабость. То же самое относится к комплекции - многие воплощения бога войны были высокими (195см - 210+) и худыми.
Избранники бога войны часто могут похвастаться очень тяжёлым взглядом, который обычно описывают, как безумный или ледяной ("глаза волка"). Нормальному человеку непросто заглянуть в такие глаза. Здесь, вроде, этого нет: "Его глаза никогда ничего не выражали... это были просто глаза". Но: "Шрайвер порой мог смотреть на людей из полуприкрытых век... Когда он на меня, например, так смотрел, у меня внутри все застывало". В английском оригинале это немного более выпукло, не просто пустые глаза, а "no soul... no emotion" - бездушные, ничего не выражающие. В другом источнике речь именно о ледяном взгляде: coldest pair of blue eyes I had ever seen. Most people, when you look into their eyes, you see something, but not this guy.
То, что можно назвать имиджем, визуальным впечатлением: ""Бешеный Пес" был ходячим арсеналом - он все время носил при себе целую коллекцию пистолетов, дробовиков-обрезов, гранат и ножей. По словам старшего сержанта Билли Гринвуда, "Шрайвер выглядел как Рэмбо"... Он был в буквальном смысле просто увешан пистолетами, при нем было пять или шесть револьверов 38-го калибра...". ...if I need more than these I got troubles anyhow"- в большинстве ситуаций Шрайверу хватало короткоствольного оружия, и он считал, что там, где не помогут пистолеты, не поможет и автомат. They named him Mad Dog cause he took out a machine gun, just charged with a pistol in each hand - его прозвали Бешеным псом, потому что он с двумя пистолетами в руках атаковал и уничтожил вражеского пулемётчика.
"В течение короткого отпуска в США в 1968 году Шрайвер, по воспоминаниям "зеленого берета" Ларри Уайта заинтересовался винтовкой Marlin. Это был 5-зарядный карабин с рычажным механизмом затвора ("скоба Генри"), так называемая, Marlin 444 (Marlin Model 336, .444 калибра (1,12см)). Купив это мощное оружие он послал его в расположение SOG, с тем, чтобы ходить с ней в рейды в Кампучию".
Английский текст добавляет к арсеналу Шрайвера не только упомянутый Тёмкиным обрез, но и пистолёт-пулемёт с глушителем (imposing array of sawed-off shotgun or suppressed submachine gun, pistols, knives and grenades).
Вот ещё одна история про Шрайвера и его оружие: While on stand-down after coming off a long recon mission into Cambodia, Shriver was wandering around in Saigon and wound up in the off-limits area after curfew. MPs spotted him and hauled him in, all the while Shriver offered no resistence and barely said a word. Once the MPs discovered he was a Special Forces NCO, they asked him for his weapon, to which Mad Dog willingly surendered his .38 revolver... The next morning, a SOG officer from CCS arrived to sign for Shriver. Then, the officer turned to the MPs and asked for Shrivers personal affects... After a speedy inspection, the major asked again, where the rest of Shriver's things were. The MPs didn't quite understand until Shriver lifted his shirt. Sitting snugly in the waistband of his trousers were two Colt .45s, four M26 frag grenades, a Gerber fighting knife and a gnarly pair of brass knuckles. Shriver nodded to the MPs and strolled out of the station with the SOG officer like it was nothing.
То есть, Шрайвера задержала военная полиция, он послушно сдал свой револьвер 38 калибра. Провёл ночь в камере, утром его забрал его офицер. Уходя, Шрайвер продемонстрировал, что всё это время прятал на теле два автоматических пистолета 45 калибра, четыре осколочных гранаты, боевой нож и два кастета. Последняя опция меня особенно умиляет; видимо, он брал их в город на случай, если решит просто помахаться.
Итак, явное преклонение перед оружием. При этом, не слепое - вряд ли разведчик, уходя в рейд, брал с собой то, что не мог или не собирался использовать, и можно ожидать, что пистолеты на нём висели так, чтобы их можно было быстро выхватить. Или, с другой стороны, налицо готовность жертвовать практичностью ради ощущения правильности и завершённости образа. Особое чувство оружия и поиск того, что точно соответствовало бы его потребностям, несмотря на мнение окружающих, постановления военной науки или требования начальства. Английский оригинал - During a short leave stateside in 1968, fellow Green Beret Larry White hung out with Shriver, whose only real interest was finding a lever action .444 Marlin rifle - допускает трактовку, что Шрайвер не просто заинтересовался ружьём, а с самого начала ехал в отпуск чтобы купить имено его. Marlin 444 - винтовка, способная убить оленя или лося, свалит и человека. С точки зрения мифа, воин, выбирающий такое оружие, полагается на свою способность стрелять без промаха и диктовать противнику рисунок боя. (Но вообще, выбор своего, уникального оружия, характерен для сюжетов разных богов, не только Воина.)
У нас в голове сразу вырисовывается образ Бешенного Пса, увешанного оружием, с несколькими пистолетами, ножами и гранатами, с карабином для охоты на крупную дичь.
Психологический портрет тоже весьма характерен. "Он был квинтэссенцией воина-одиночки, антиобщественным типом, постоянно сконцентрированным на выполнении задачи, командиром лучшей из групп. Он всегда готовился к бою, постоянно тренировался, постоянно". Явные признаки социопатии - как сказал кто-то в комментах, если человек покупает шесть банок пива и открывает их одновременно, он псих. Никто не будет спорить, что по меркам мирного времени Шрайвер был неадекватен, а с русской (и советской) точки зрения, такой персонаж неадекватен даже на войне - здесь стоит сослаться на комменты partisan_p. Адреналиновая зависимость, неспособность уйти с войны... вообще, умеренный съезд крыши может свидетельствовать о кровном родстве между богом войны и Шрайвером, смертные потомки Ареса нередко страдают подобным.
Потом, любовь к собакам. Когда самый близкий тебе человек - немецкая овчарка, это говорит о многом. С точки зрения моего мира, собака не только священное животное культа бога войны, но и личный тотем Бешенного Пса, поэтому неудивительно, что он отожествлял себя с овчаркой Клаусом. "Парни ткнули пса носом в эту кучу, а потом выбросило за дверь. Немного погодя прибыл Шрайвер. Он выпил пива, снял куртку, положил на стол свой револьвер, после чего скинул штаны и справил большую нужду на пол. "Если кто-то желает ткнуть меня в нее носом, - сказал он, - то милости прошу".
Внимания заслуживают и его отношения с монтаньярами, солдатами, набранными из местных горцев.
Чтобы сделать образ Шрайвера более человечным, нам говорят о том, что он боялся смерти. Но страх страху рознь - тот, кто боится высоты, не станет альпинистом, а страх Шрайвера не мешал ему раз за разом вызываться добровольцем на самые опасные задания. Скорее, он просто знал, что не вернётся с войны, что, в сущности, ему некуда возвращаться. В терминах моего мира, он ощущал зов своего небесного Отца, был отмечен и избран для Вальгаллы. "One guy who had talked to him after he returned from his last leave said that Shriver had said he was very uncomfortable in civilian life and was afraid how he would adjust. Others said that he had a death wish. One said that when he departed on that last mission he knew he would not return. All agreed that he knew he would not return from Viet Nam alive". (Какой-то парень сказал, что Шрайвер боялся, что не сможет адаптироваться к гражданской жизни. Другие говорили, что он искал смерть. Кто-то сказал, что перед вылетом на своё последнее задание он уже знал, что не вернётся. Все согласились, что он знал - живым ему из Вьетнама не вернуться.)
Да, он не вернулся с задания, которое должно было стать для него последним, ему оставалось две-три недели до конца его третьего срока службы, и он окончательно решил уйти. Бог войны не обманул, эта битва действительно оказалась для него последней. Помните, я писал о наивном американском комиксе про немецкого аса? Весна 45-го, чёрный волк выходит из леса, и будто говорит тебе: "ну давай, ещё разок, ещё один последний бой". А ты смотришь на него и гордо отвечаешь волку "нет!" Потом идёшь, оставляешь войну за спиной и сдаёшься в плен американцам. В жизни... в жизни обычно всё не так просто.
Но смерть Шрайвера воистину была смертью воина. ""Бешеный Пес" принял решение атаковать пулеметное гнездо и возглавил атаку монтаньяров. Вместе со своими верными горцами он ринулся в направлении пулеметчика. Больше Шрайвера никто никогда не видел." По-английски это звучит ещё поэтичней: "No one else could engage the machinegun that trapped Shriver's men -- it was up to Mad Dog. Skittish Yards looked to Shriver and his half-grin restored a sense of confidence. Then they were on their feet, charging -- Shriver was his old self, running to the sound of guns, a True Believer Yard on either side, all of them dashing through the flying bullets, into the treeline, into the very guts of Mad Dog's great nemesis, COSVN. And Mad Dog Shriver was never seen again". Ушёл в бой, расстворился в безумии битвы, его тело так и не нашли. Запишем героическую смерть в перечень наших признаков.
И ещё один момент. tiomkin
Shriver always had been different. In the early 1960s, when Rich Ryan served with him in the 7th Army's Long Range Patrol Company in Germany, Shriver's buddies called him "Digger" since they thought he looked like an undertaker.
Итак. Шрайвер всегда выделялся. Когда он служил в Германии, его прозвали "Копатель", потому что сослуживцам казалось, что он похож на могильщика. Ещё одна галочка, ритуальное имя, связанное с культом бога войны. Один из титулов бога войны звучит, как «отправляющий мёртвые тела в землю, посылающий души в страну мёртвых». Это не я придумал; один из наших чокнутых авторов предположил, что это было первым даром бога войны. С точки зрения древнего человека, убивать людей непросто: охотник знает, как задабривать души убитых зверей, но что делать с людьми, которые видели своего убийцу? Разгневанные мертвецы возвращаются, чтобы отомстить - этот момент безыскусно, но довольно точно передала Семёнова в своём "Волкодаве". Но бог войны обещал, что убитые в бою не вернутся, земля впитает их кровь, а вороны склюют мясо. Кости уйдут в почву, обратятся в прах и прорастут травой. Бог войны не только неистовый и беспощадный Человекоубийца, но и Божественный Могильщик, супруг самой Смерти, и в этом аспекте - враг всякой нежити.
As a joke his LRRP comrades concocted their own religion, "The Mahoganites," which worshipped a mahogany statue. "So we would carry Shriver around on an empty bunk with a sheet over him and candles on the corners," recalled Ryan, "and chant, 'Maaa-haa-ga-ney, Maaa-haa-ga-ney.' Scared the hell out of new guys."
Вокруг Шрайвера возникает шуточная религия, "махоганизм", поклонение некой "деревянной статуэтке" (mahogany - красное деревно). Шрайвера носили по лагерю на койке, покрыв простынёй и расставив вокруг него свечи.
...Архаичные ритуалы предков кажутся потомкам весёлыми шутками, но сохраняют свою суть. На войне и культ воинский - поклонение некому идолу, живой иконой которого считался Шрайвер. Символика простыни и свечей очевидна - это мертвец, посвященный божеству*, назначенная жертва, шутейный царь-жрец, воплощение самого бога. Живущий-в-смерти. "Корм - воронам, души - Отцу Воинов!" (Путь воина - это путь смерти, при жизни воин постоянно готовится к смерти, думает о ней, несёт её другим, принимает смерть и превосходит её. По сути, человек, готовый к смерти, уже умер, и это даёт ему неуязвимость мертвеца. Умирая в бою, воин оживает в Вальгалле, "где храбрецы живут вечно" и с этого начинается его настоящая жизнь. Когда воины укрошают себя изображениями черепов, это не только символ смерти, но и "адамова голова", знак вечной жизни, обет перерождения и воскрешения из мёртвых.) Таким образом, товарищи Шрайвера сами понимали, что он слишком слился с войной, что война неизбежно заберёт Бешеного пса. Он был обречён, и это делало его объектом поклонения.
Подведём итог. Особое имя, связанное с культом бога войны (Диггер, Мэд Дог); слияние с воинским тотемом, псом; ледяной, непроницаемый взгляд; определённая неадекватность с точки зрения мирной жизни, предельное мастерство в бою; героическая смерть. Живая легенда при жизни, легенда о жизни после смерти. There remains a popular myth among SOG veterans, that any day now Mad Dog Shriver will emerge from the Cambodian jungle as if only ten minutes have gone by, look right and left and holler, "Hey! Where'd everybody go?" Indeed, to those who knew him and fought beside him, Mad Dog will live forever. Это миф бога войны, как он есть.
________________________________
* Пройдёмся по ассоциациям в моей голове.
Первое, очевидное - сюжет, позаиствованный Норманом для горианских викингов ("Мародёры Гора"), но изначально упомянутый в какой-то европейской летописи.
У Нормана, вождь северян Ивар Раздвоенная Борода умирает, но перед смертью просит, чтобы его тело помазали елеем в главном северном храме Царствующих Жрецов, этим как бы отрекаясь от своей языческой жизни. Посвящённые (служители культа Царствующих Жрецов), радуются, что хотя бы в смерти великий воин принял истинных горианских богов. Они впускают в храм похоронную процессию. Войны несут ложе с телом на скрещенных копьях, тело накрыто белым покрывалом. У самого алтаря Ивар скидывает покрывало и внезапно оказывается живее всех живых. С воплем "Да будет благословлен Один!" (в этом контексте - бог войны), Ивар и его люди начинают резню и грабёж. Фальшивый мертвец и великий воин, шуточная похоронная процессия, ложа и белое покрывало (койка и простыня), воскрешение во имя бога воинов.
В моём мире под этим есть мифологическая основа. У бога войны две жены-богини. Одна Светлая, про неё я писал. Вторая - богиня смерти. Бога войны в моём мире иногда изображают, как Двуликого, с лицом, разделённым на две половины, светлую и тёмную, правильную и "плохую". В нём есть эта ассиметричность, которая у смертных проявляется, как безумие и социопатия.
Символически, этот миф изображают так. Юноша и девушка, за мгновение до того, как они бросятся в объятия друг друга. Девушка протягивает свою руку к лицу любимого - он молод и прекрасен, он живой огонь. И вдруг её рука словно проходит сквозь невидимую преграду, превращаясь в сгнившую руку скелета, и от этого прикосновения половина лица юноши становится неправильной, и прядь волос мгновенно седеет. Юный бог падает замертво, ведь его супруга - сама Смерть. Но его воля побеждает проклятие, и, одолев смерть, он восстаёт со смертного ложа истинным Воином.
Примечание: Это не относится к глубинному слою, это то, как смертные воспринимают союз Войны и Смерти. Этим мифом могут объяснять символическую смерть во время воинской инициации (хотя имитация смерти используют в самых разных обрядах инициации, не только воинской), после которой воин берёт себе особое боевое имя и, при необходимости, выбирает тотем. В некоторых культурах на тело после инициации наносятся также специальные шрамы или татуировки.