Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

  • Mood:
  • Music:

Двуликий и Зарад: Часть Вторая, Дух Охотника

Наш культ породил больше великих воинов, чем культ самого бога войны! -
анонимый зарадист

И, как полная противоположность Шрайвера в рамках, казалось бы, того же жанра - Штаб-сержант Даниэль Франсишку Рошу, герой Зарада.

На самом деле, достаточно просто взглянуть на его лицо (I, II), чтобы всё стало ясно, но мы пойдём дальше.

Характерная карьера - начинал, как профессиональный охотник на крупную дичь, потом переключился на браконьеров, а с браконьеров - на партизан и террористов (но особой разницы не заметил). Отношения охотника с добычей неравноправны - зверь может быть больше и сильнее, обладать лучшим чутьём, звериным коварством и хитростью. И всё равно охотник раз за разом добывает зверя, потому что знает его повадки и привычки, умеет красться, и становится невидимым, и наносить удар в тот единственный момент, когда зверь уязвим. Поэтому из зарадистов получаются лучшие партизаны и специалисты по борьбе с партизанами, в то время как культ бога войны тяготеет к честному поединку и генеральному сражению в чистом поле, что позволяет из равных противников выбрать лучшего.

Какие ещё факторы позволяют последователям Небесного Охотника преуспеть в ассиметричных боевых действиях?

Идеальное знание территории.
"Рошу действительно знал Африку. Он видел, как живут местные, он умел понимать их образ мыслей, он чувствовал, что такое Африка... Он никогда не действовал за пределами Ньясы – только на территории своей провинции, зато уж ее он знал как свой собственный дом... В буше Рошу чувствовал себя как дома. Его опыт охотника и несомненный талант следопыта позволял выслеживать самых поднаторевших в уловках террористов". В отличие от Шрайвера, которого послали на край света, в чужую среду, сражаться с людьми, о которых он раньше даже не слышал (что для воина совершенно нормально: не всё ли равно, где и кого убивать?), Рошу воевал на своей земле, буквально в своём доме. И, надо сказать, он знал, за что воюет и что защищает.  "Волей-неволей он начал разбираться в политике – и то, что он видел, ему откровенно не нравилось. ...он видел, как среди местного населения растет напряженность, порожденная смятением в умах – из Танзании проникали агитаторы и баламутили племена, произнося пламенные речи и обещая рай на земле. Рошу проникся к террористам лютой ненавистью – с его точки зрения они не только уничтожали его любимую живую Африку, но и старались развалить страну".

Умение работать с населением.
"Власти провинции назначили Рошу на должность «эксперта по психологической войне» (так это назвали бы сейчас). В его обязанности входило информировать население об опасностях терроризма, о том, что несет с собой возможная война и убеждать их не поддаваться пропаганде террористов. Надо сказать, что в этом он преуспел – из-за своей феноменальной популярности среди местных, которые полностью ему доверяли. Рошу никогда не считался «большим белым охотником» - он охотился сам, отшагивая многие километры, и сам же нес свое ружье, он не убивал ради тщеславия, сам свежевал дичь и жарил свое мясо на костре. Для местного населения он был своим – и поэтому у него всегда была та информация, которая ему нужна". Образ авторитетного мужика является в культе Зарада одним из ключевых. Последователи культа Двуликого всегда могут сделать так, что бы их боялись. Их, собственно, и так боятся, в большинстве случаев речь идёт о тех ещё отморозках (см. "Бешеный пёс"). Зарадисты, скорее, стремятся добиться уважения общины, мiра, народа; они могут рассчитывать на это уважение и умеют его использовать в своих целях. Зарада нередко называли мужицким богом ("Велес - скотий бог"), его культ архаичен и может долгое время сохраняться в патриархальных сельских общинах.

Заметно, что охотник знал, как себя подать: "Рошу менее всего желал повторения ангольских событий в Мозамбике и поэтому представил властям свои соображения: оценку текущей политической и военной ситуации, сделанную на основе собранной информации", то есть умение работать с населением он мог конвертировать в навыки общения с начальством.

Теперь.
Прежде всего герои бога охоты известны своими потрясающими физическими данными и навыками. "Сержант Рошу прошел отбор в южноафриканский спецназ, Recce, разведывательно-диверсионные отряды САДФ. На тот момент ему исполнился 41 год. Отбор в РДО был таков, что крепкие 25-летние парни не выдерживали и ломались (для уточнения – с 1972 по 2006 год отбор в спецназ ЮАР прошли менее 1000 человек – из 100 тысяч изъявивших желание там служить)". Из этого можно сделать вывод, что мужик он был довольно крепкий.

И это ещё не то слово: "во время одной из охотничьих экспедиций, на Рошу напал леопард. В момент атаки зверя у Рошу при себе не было ни ружья, ни ножа и охотник был вынужден вступить в единоборство с животным, вооруженный исключительно силой духа. Леопарду удалось сильно оцарапать охотника и изодрать его одежду – но и только. Рошу задушил леопарда голыми руками". Здесь мы касаемся важной темы - Зарад и традиции рукомашества. Как я писал в своём старом тексте, "[Зарад] создал искусство боя голыми руками и является  покровителем и мастером большинства школ рукопашного боя. Конечно, когда мы говорим о подобном, мы представляем себе маленьких высохших азиатов, но в любом из воплощений Зарад ломает этих азиатов об колено".

"В другой раз, группа охотников вспугнула газель. Животное поскакало наперерез. Рошу бросил винтовку, кинулся за газелью и, улучив момент, прыгнул на нее, свернув в прыжке ей шею".
Это "бросил винтовку" очень характерно. Для героя Зарада главное оружие - это его собственное тело, всё остальное играет вспомогательную роль. Зарадисты редко тренируются с боевым оружием, зато являются мастерами боя голыми руками и всем, что под руку попадётся. Изначально речь шла о дубинах и шестах, но в наших условиях это, скорее, стулья и табуретки.
Небольшое отступление. В нашей фантастике классическое зарадистское боевое искусство описано Громовым в "Мягкой посадке":
На двери подвала под табличкой "Секция самообороны при помощи подручных средств" была нарисована оконная рама. Несомненно, инструктор дядя Коля, приглашенный институтом в качестве эксперта по самообороне, был способен защитить свою жизнь и рамой, однако нас этому не учил, резонно полагая, что оконные рамы в свободном состоянии суть явление неординарное и не у каждого человека под свитером найдутся мышцы, достаточные для выворачивания добросовестно вставленной рамы за приемлемое время. Учитывая институтскую специфику, наиболее ходовым подручным средством при обучении был обыкновенный стул, но уделялось внимание и другим предметам, в том числе на территории института не встречающимся, как, например, кирпичи, арматурные прутья или обрезки труб.

Ну и дальше по тексту (...).

В нашем случае с газелью у Рошу просто сработал базовый охотничий инстинкт. Он увидел ускользающую добычу и кинулся на неё.

Но вот ещё пример. "Однажды Рошу выслеживал боевика ФРЕЛИМО. В какой-то момент террорист заметил Рошу и бросился бежать – видимо прекрасно представляя, кто за ним охотится. На ходу боевик пытался отстреливаться, но все пули уходили мимо. Рошу прыжком нагнал бандита, схватил его за воротник и рывком вышиб у него из рук автомат".
Для воина это поистине контринтуитивно. Воин не станет с голыми руками бросаться на вооружённого противника, если только у него нет другого выхода. В данной ситуации, желая захватить противника живым, воин бы просто дал очередь по ногами террориста. 

В отличие от последовательного зарадиста, который старается обходиться своими руками и прибегает к помощи оружия в лишь в самых крайних случаях, для воина последним средством как раз является рукопашный бой, после ножа, пистолета и так далее. Вспомним Шрайвера. Чтобы сойтись с неприятелем "на кулачках", ему сначала пришлось бы: расстрелять весь запас патронов для карабина/дробовика/пистолета-пулемёта с глушителем; метнуть все гранаты; разрядить во врага свои пистолеты; поломать лезвие боевого ножа или ножей. После этого, да, Бешеный пёс надел бы шипастые кастеты (которые сами могут считаться холодным оружием) и присоединился бы к веселью.
Ну а Даниэль Франсишку Роху, "белый дьявол Ньясы, убивающий голыми руками", уже одним этим попадает под определение героя Зарада.

Что ещё? Зверинное чутьё - "враги считали, что Рошу обладает сверхъестественными способностями – он способен был учуять человека за 200 метров, а при правильном ветре – и за 500". Навыки особого, охотничьего бега. "Физическая подготовка «Адской колонны» была такова, что бойцы способны были бежать часами, и не останавливаясь с ходу атаковать бандитов. Из-за подобных трюков во ФРЕЛИМО считали, что «бандиты Рошу» могут одновременно находиться в двух местах". Не могу даже передать, насколько такой бег является зарадистской фишкой. Просто дам ссылку на заметку о человеческих возможностях.
Ну и конечно: "Он учил их ходить бесшумно и невесомо, чтобы противопехотные мины не срабатывали, когда на них наступит боец... Мина была настолько хорошо замаскирована, что дозорный, который шел в авангарде, ее не заметил. Но мина не сработала. Вторым шел Рошу. Он наступил на мину, но она опять не взорвалась. Третьим шел пленный террорист. Как только он наступил на замаскированный заряд, раздался взрыв. Когда дым рассеялся, на тропе никого не было, кроме разорванного пополам террориста – Рошу и его бойцы моментально укрылись в буше. Выждав некоторое время, они направились в лагерь боевиков, но нашли его пустым – террористы в панике бежали от «белого дьявола», которого не берут даже мины".

"ЦК ФРЕЛИМО объявил награду за голову Рошу – 100 тысяч американских долларов, сумма по тем временам невероятная. Однако никто ее получить не стремился – с точки зрения местных, гораздо безопаснее было оказаться ночью голым в буше, среди львов, гиен и леопардов, чем охотиться на Рошу". Да, надо сказать, охотится на тех, в ком сильна природа бога-охотника, это действительно занятие не для слабонервных.
Временно оставляя зарадизм в стороне, меня убил этот момент: "От своих информаторов Рошу узнал, что в лагере террористов есть китайские инструктора и медсестры. Этого ему показалось достаточным, чтобы принять решение о нападении на лагерь. Своим бойцам он пообещал, что они смогут развлекаться с захваченными в плен китаянками сколько захотят – правда, попросив оставить одну из китаянок для себя".

Представляете себе сцену?

Рошу: Бойцы, мы идём атаковать лагерь террористов!
Усталые бойцы: ы...
Рошу: Бойцы, по данным разведки, в лагере есть медсёстры!
Бойцы: Ы?!
Рошу: Медсёстры-китаянки, бойцы, подумайте об этом!
Бойцы: Ура!!! В атаку!

Именно таких реалистичных моментов сильно не хватает описаниям действий спецподразделений в фантастике и не только в фантастике.

Ещё один важнейший момент. У Рошу была личная жизнь.

"Правда, в жизни Рошу был эпизод, когда над его головой сгустились серьезные тучи. Связано это было не с освобождением людей, а ровно наоборот - с похищением. Правда сам Рошу считал, что эта его операция была наиболее успешной за всю карьеру. В небольшой миссии в Масангуло, в 90 километрах от Вилла Кабрал, Рошу как-то углядел симпатичную африканку по имени Чечилия. Португальские женщины оставляли его равнодушными – они любили большие города и не понимали дикой и вольной жизни в буше. К тому же, замужество за профессиональным охотником (не важно, за дичью или за головами), подразумевало изрядные периоды одиночества и ожидания. С африканками дело обстояло совершенно противоположным образом. Рошу познакомился с Чечилией, и события очень быстро стали развиваться совершенно логичным путем. В итоге Рошу попросту выкрал Чечилию из миссии. Но подобные действия крайне не понравились руководству. Сначала Рошу пытались просто найти – что было не проще чем найти ветер в поле. Через полгода безуспешных попыток найти Рошу или Чечилию, епископ пожаловался губернатору. Дело дошло до властей Мозамбика. Рошу однако был фигурой чрезвычайно ценной и дело спустили на тормозах – Даниэля Франсишку Рошу и Чечилию обвенчали, превратив их союз в законный брак. Позже у них родилось 6 детей ".

У Шрайвера была овчарка Клаус и верные ему горцы. Если у него и была какая-то личная жизнь, то она не выходила за пределы публичных домов и в историю не попала. Воинский архетип никак не помогает создавать и поддерживать семью. Для воина мир - это поле смерти, пространство войны. Об отношениях мужчины и женщины в рамках сюжетов бога войны надо писать отдельный постинг.
В зарадизме, наоборот, идея семьи всегда была одной из основных. У мужчины должен быть свой дом, семья, дети. Как говорил Творец, "плодитесь и размножайтесь", "не хорошо быть человеку одному". У Рошу, собственно, и не было никакого "пространства войны". Он жил на земле, которую считал своей, здесь он трудился, охотился на двуногую и четвероногую дичь, здесь добыл себе женщину и завёл семью. Это герой Зарада.

(И именно на африканке, да.)

Наконец, смерть.

"Диверсанты ехали на грузовике «Унимог», специально переделанном так, чтобы он мог выдержать взрыв мины. Но около Макунде, на северном берегу реки Окаванго, «Унимог» налетел на установленную саперами ФАПЛА противотанковую мину, усиленную дополнительными зарядами. Взрыв был таков, что тяжелый грузовик подбросило в воздух. Сьерро получил тяжелое ранение в голову, но оставался в сознании. Рошу получил множественные ранения, несколько из которых были смертельными, и был придавлен упавшим грузовиком. Уцелевшие члены диверсионной группы пытались было перевернуть грузовик, чтобы освободит Рошу, но машина была слишком тяжелой...
К тому времени как Хокапфель добрался до места взрыва, Рошу уже умер. По словам тех, кто был рядом с ним в последние минуты, все время пока он находился придавленный грузовиком, Рошу не произнес ни слова. Он не стонал и не кричал, хотя боль была невыносимая. В какой-то момент он закурил сигарету, спокойно докурил ее до конца – и умер
".

В своей жизни, Рошу достиг гармонии с природой. Его шаг был лёгок и невесом, и мины не разрывались, когда он проходил над ними. Но взорвался грузовик, на котором он ехал. Родная земля не подвела, не подвели ноги - предала Машина.

И... Никакого пафоса. Никакой последней атаки на пулемёты или гибели на кургане из вражеских тел. Культ Зарада никогда не ставил целью смерть в бою, да и вообще смерть, как таковую. Смерть неромантична. Остаётся только принять её с достоинством, и попросить духов об отсрочке - выкурить последнюю сигарету. А потом встать и уйти с ними в Страну Вечной Охоты.
Tags: Зарад, боги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments