Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Материалы, ссылки

telkon поднял важную тему: "Есть у меня ощущение, что сопоставление Велеса и бога Охоты - не совсем правомерно".

У меня, да, Зарад, Цернунн (Керунос,Керн), Эль, Тур, Велес, Пан, Див  (а в какой-то степени, Дионис) и ещё бесчисленное множество имён обозначают одного бога.

Но мы сейчас говорим о Велесе. Не знаю, что имел в виду telkon, но многих смутила статья Семёновой из её книги "Мы - славяне". Не она была первой, она сама откуда-то сдирала, но она оказалась самой распиареной.
ВОЛОС

Учёные пишут, что сказка — это миф, который перестал быть 
священным для тех, кто его рассказывает и слушает. Это миф, и 
который уже не очень-то верят. (Кстати, в Древней Руси словом 
«сказка» обозначали достоверный рассказ, притом чаще 
письменный. А то, что мы теперь называем сказкой, тогда 
обозначали словом «баснь». От него произошла современная 
«басня» и выражение «баснословный» — приукрашенный, 
фантастический, легендарный.)

Так вот, существует множество сказок про Змея Горыныча, 
который похищает (или ему отдают в дань) девиц-красавиц и с 
которым борются богатыри и герои — от былинного Добрыни 
Никитича до Иванушки-дурачка. А ведь это тоже доживший до 
наших дней отголосок древнего языческого мифа. Мифа о борьбе 
громовержца Перуна со своим извечным врагом — чудовищным 
Змеем. 

Похожие легенды существуют у многих народов. Все они 
рассказывают о том, как жадный Змей похитил жену (или невесту) 
Бога Грозы, а заодно Солнце, земные и небесные воды, стада 
скота. Самого Бога Грозы, побеждённого в неравном бою, злые 
силы заточают в мрачное подземелье, лишают божественной мощи, 
отнимают у него глаза и сердце, заковывают в тяжёлые цепи... 
Долгие годы длится его плен, между тем как на Земле гибнут 
люди, а на Небе приходится плохо Богам. Но наконец выросший 
сын возвращает отцу глаза и сердце, помогает вырваться из 
неволи. Есть у Бога Грозы и смертные помощники — кузнецы (о 
них речь впереди). Следует новый поединок со Змеем и теперь 
чудовище бежит, пытается прятаться то в дереве, то под камнем, 
то за спиной человека. И вот Змей повержен, Солнце водворено 
на небеса, воды проливаются дождём, стада отправляются на 
пастбища, а спасённая жена Бога Грозы возвращается к любимому 
мужу. Учёные называют этот миф «основным», потому что он 
является как бы стержнем в мифологии многих народов. При этом 
некоторые полагают, что так отразился в памяти человечества 
какой-то крупный природный катаклизм, вызвавший 
неблагоприятное изменение климата. 

Но что же это за Змей, с которым сражается Громовержец? В 
славянской языческой мифологии известен «скотий Бог» Волос 
(или Велес), отчётливо противопоставляемый Перуну. Его связь 
со «скотьим» (то есть животным) царством вытекает уже из его 
имени:
Волос — волосатый — волохатый — мохнатый. Возможно, что и 
слово «волхв» происходит от имени этого Бога и от обычая его 
жрецов одеваться в вывороченные мехом наружу, «волохатые» шубы 
для подражания своему Божеству. Между тем имя «Волос» столь же 
определённо выводит нас в мир змей и червей. Кто хоть раз был 
летом в деревне, наверняка слыхал леденящие душу истории о 
«живом волосе», который водится в речке у берега и может, 
укусив, всосаться под кожу. (На самом деле этот 
червячок-«волосатик» абсолютно безобиден и убивать его — 
бессмысленная жестокость.) А ещё есть поверье, что волосок — 
звериный или человеческий, особенно от плохого человека, — 
оброненный в воду или опутавший яйцо, оживает и начинает 
творить злые дела. Вообще, волосы считались важным вместилищем 
жизненной силы (об этом подробнее рассказано в главе «Коса и 
борода»). И не оберёшься беды, если состриженный и брошенный 
волос подберёт недобрый колдун... 

Одним словом, много веских причин заставляет некоторых учёных 
отождествлять Волоса с легендарным Змеем — противником Бога 
Грозы. Послушаем их рассказ. Согласно преданиям, Змей Волос 
каким-то образом сочетает в своём облике мохнатость и чешую, 
летает на перепончатых крыльях, умеет выдыхать огонь (хотя сам 
до смерти боится огня, в первую очередь молнии) и очень любит 
яичницу и молоко. Поэтому другое имя Волоса — Смок или Цмок, 
то есть Сосун
(сама она Сосун - Г.Н.). Это имя выбрано писателем не случайно! 
Но если внимательно перечитать народные легенды и сказки, 
окажется, что Змей в них не столько злобен, сколько неразумен 
и жаден. Его даже жаль иногда, когда он плачет, наказанный, 
просит о пощаде. Легко убедиться, что облик Змея «составлен» 
человеческим воображением из частей, взятых от разных 
животных. Быть может, в нём воплощены силы первобытного Хаоса, 
буйные силы неупорядоченной, дикой, необжитой природы, 
зачастую враждебной древнему человеку, но по сути своей вовсе 
не злобной?.. А с ними и животные инстинкты самого человека, 
та область нашей личности, которая не знает слова «надо», 
только «хочу»? На самом деле ничего дурного, «греховного» в 
ней нет, надо лишь держать её в повиновении... 

Славяне-язычники поклонялись обоим божественным противникам — 
и Перуну, и Змею. Только святилища Перуна устраивались, как 
уже говорилось, по высоким местам, а святилища Волоса — в 
низинах. Есть основания думать, что укрощённый, загнанный в 
подземелье Волос стал «ответственным» за земное плодородие и 
богатство. Он отчасти утратил своё чудовищное обличье, 
сделался более похожим на человека. Не зря же последний пучок 
колосьев оставляли в поле «Волосу на бородку»! Кроме того, 
прослеживается связь Волоса-Велеса с музыкой и поэзией, 
недаром в «Слове о полку Игореве» певец Боян назван «Велесовым 
внуком»...

В 1848 году в реке Збруч был найден каменный идол, чётко 
отражающий деление языческой Вселенной на Мир Богов, Мир Людей 
и Нижний Мир. Так вот. Мир Людей поддерживает снизу 
коленопреклоненное усатое человекоподобное существо. Вид у 
него недовольный. На древнем изваянии, конечно, нет 
пояснительных надписей, но учёные полагают, что это и есть 
Волос, поселившийся в глубинах Земли...

С моей точки зрения, это фигня.

Моё отожествление Зарада и Велеса обосновывается текстами вроде этого:

Самая распространенная ошибка - отождествление Велеса со Змеем, ничем не доказанное. Все построение «мифа» о поединке Перуна с Велесо-Змеем представляется надуманным и совершенно неубедительным.
Tags: Зарад, боги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment