Особенностями менталитета являются:
-- бережливость, экономичность (что проявляется во всем, в том числе - и в сексуальных отношениях);
-- работоспособность, нередко выглядящая, как неумение отдыхать;
-- аскетизм;
-- неискренность;
-- рационализм, рациональная жестокость ("Боливар не снесет двоих");
-- стремление к функциональности (питаться только полезными продуктами, читать только рекомендованную литературу, иметь только те знания, которые могут оказаться необходимыми в жизни);
-- стремление к накопительству, причем деньги являются целью сами по себе, а не как источник тех или иных благ;
-- приоритет так называемых "традиционных ценностей";
-- низкая выживаемость при жизненных катастрофах (например, при увольнении и потере социального статуса);
-- приоритетом экономических отношений перед личными.
Буржуа отождествляет себя с экономической системой и "своим" социальным слоем. Не отличается верностью друзьям и близким, и, по-видимому, вообще верностью, что не мешает ему защищать традиционные ценности, такие, как религия, семья, мораль, веря при этом в свою искренность.
Буржуа чаще всего тяготеют к протестантской религии.
Политически стремятся к демократии американского или французского образца.
…Далее из умников и проповедников выливаются политики и бизнесмены, которые возвращаются к потребностям, но только все уже инвентаризировано, и нужно соединить слова с объектами. Они сгоняют крестьян с земли, как их научили «умники» и начинают строить производство потребительских стоимостей, и за это имеют награду — больше этих стоимостей разных номиналов. И начинаются убеждения: «Бог помогает тому, кто трудится, экономит, считает, богатеет, отказывает себе в глупостях», «Государство должно охранять мою жизнь, работу и накопления, в остальном — у всех равные права зарабатывать и потреблять!», «Отбросы, которые не умеют жить в обществе, нужно отправлять в резервации, кормить и заставлять делать нужную для общества работу.» «Не нужно ничем увлекаться сверх меры!»
Чувство меры — главное чувство буржуа. Они для варваров не только трусливы, как интели, но и скучны. Они пишут резолюции…
или
Четвертый уровень (социополовой по Лири-Уилсону) начинается вместе с периодом социализации, или в 5-8 лет в детском саду, в активных играх на детской площадке, или в школе.
Уровень интереса к миру, природе сужается до интереса и приспособленности к общественным отношениям, не кем быть, но кем казаться. Тот, кто освоил знаки и отделил голову от тела, еще легче отделяет процесс приобретения от процесса мышления. «Нельзя, но за деньги — можно!», «Нельзя, но Этому — можно!» — набор буржуазных приоритетов в период формирования «новых русских». Или «все равны — пока в школе», «машина пусть стоит за поворотом, ни к чему привлекать внимание!» — рассуждают родители в устойчивом буржуазном обществе. В 4-5 лет ребенок начинает копить деньги, иногда даже прятать еду, причем совсем не обязательно растет при этом в бедной семье. На этом уровне формируется чувство собственности.
Убеждения данного контура «Не смей трогать мои вещи!», «Осторожность прежде всего!», «Копейка рубль бережет!», «Все продается, но за разные деньги!», «Любовь — это болезнь!», «Каждый может выбиться в люди и иметь крепкий дом!», «Мы в важные очень не лезем, но все же нам счастье дано — дворы у нас крыты железом, у каждого сад и гумно», «Этот шаромыжник тебе не пара!», «Свои внешним видом он демонстрирует неуважение к обществу!», «Не научился подчиняться — не научишься руководить!», «Необходимо водить знакомство с нужными людьми!»
Буржуа сотрудничает с интелями, жалея их за неумение жить и потреблять, но раздражается от бесчисленных обсуждений и опасений интеля, которые идут в ущерб делу накопительства. Буржуа боится варваров, которые могут экспроприировать деньги, и ненавидит аристократов, которые презирают Бога капитала. Аристократов и интелей буржуа не может понять.
Константин Максимов пишет:
"Экономический план (уровень буржуа).
Формальное возвращение на материальный план происходит не с пустыми руками.
Все информационное богатство, добытое на предыдущем плане, мы теперь "пускаем в дело". Любой, даже самый материальный объект приобретает новое, экономическое измерение - стоимость. Впрочем, в товар способно превратиться абсолютно все, что имеет хоть малейшую информационную ценность. Более того, товаром становится сама информация.
Стоимость - универсальная мера всех вещей. Благодаря ей происходит унификация индивидуальных туннелей реальности, и, как следствие, исчезает почва для большинства социальных конфликтов. Смыслы, ради которых интели когда-то были готовы пойти на костер, теперь являются одним из самых изысканных объектов потребления. Хотя психика буржуа настолько пластична, что он способен равно наслаждаться китайской кухней, катанием на горных лыжах и философией Кьеркегора.
Если варвар выживает, то буржуа просто живет. И все же у них немало общего. Бытие буржуа столь же функционально и реактивно, только в роли внешних стимулов выступают социальные нормы и экономические требования. Как и варвар, он - существо коллективное, но отождествляет себя не с микрогруппой "кровников" (где каждый лично знает каждого), а сразу с целым социальным слоем или системой. В современной структуре населения особенностям буржуазного менталитета наиболее полно отвечает middle class, олицетворяющий "в меру" богатых и успешных членов общества, прямо или косвенно участвующих в его управлении. Это не элита, которая "отвечает за все", но и не маргиналы, отказавшиеся от социальной ответственности. Просто - люди, знающие толк в (социальной) жизни.
"Фамилию Бердяева знает, фильм Спилберга смотрел, живет на Поварской и ездит на "Порше". Ну во всех же отношениях достойный человек, вот и все примерно так должны жить" (Веллер М. «Все о жизни».)
[Данный] план мы не случайно назвали экономическим. Диктат экономических отношений пронизывает там абсолютно все сферы жизни. Поэтому "игры, в которые играют люди" (то есть буржуа) ведутся по довольно жестким сценариям, которые, к тому же, не блещут разнообразием. В большинстве подобных игр удовольствием даже не пахнет, их главная цель - подтвердить социальный статус".