Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:
  • Mood:
  • Music:

Композитные и сверх- менталитеты

Переслегин так же писал о смешанных менталитетах, состоящих из базового и оттеночного. Более того, в его концепции чистые менталитеты скорее исключение, чем правило. Зато чистые менталитеты чётче, поэтому больше представлены на страницах литературных произведений.

"Строго говоря, все смешанные типы менее стабильны, нежели чистые (связанно это с тем, что целевые установки разных ментальностей не могут быть совмещены в рамках одной личности).
Соответственно, «смешанные ментальности» менее жизнестойки, но зато они динамичнее, их психическое развитие происходит быстрее, чем у «чистых» типов...
Наиболее сильный конфликты возникает в парах «аристократ — буржуа» и «варвар — интель»...  Как следствие, типы со смешанной аристократическо-буржуазной и варварско-интельской ментальностью внутренне противоречивы и крайне нестабильны. Для них вероятны все формы психических расстройств: от признаковых комплексов до шизофрении.
Люди, которые унаследовали от родителей такой коктейль в конце концов выбирают одну из моделей поведения, другую игнорируют и она бледной тенью забитой в уголок Души субличности постоянно напоминает изнутри человеку, кем он мог бы быть и не стал.
".

Следует признать, что тема смешанных менталитетов Переслегину не далась, по тем или иным причинам, в том числе очевидным. Ряд примеров, которые он приводит, удачен, часть нет. О диагностике смешанных типов он написал, но не очень убедительно.
К тому же, он не сумел ответить на главные вопросы. Всегда ли можно определить, какой менталитет является базовым, а какой - оболочкой для него? Или речь, скорее, о двух концах одной шкалы, по которой перемещается психика? (На что намекают слова "выбирают одну из моделей поведения", вне зависимости от того, какая базовая.) Есть ли устойчивые, стабильные состояния психики за пределами четырёх базовых ментальностей, допустим, "конфуцианский чиновник" (интель-аристократ)?

Нет, правда, Переслегин выдумал ещё два фэнтезийных менталитета "когнитивной фазы":
- собственно когнитивный - синергетик, объединяющий в себе лучшие качества предыдущих фаз (и, по Переслегину, частично выросший из "золотой молодёжи", зажравшихся потомков буржуа, представителей гедонистической элиты - короче, это для представителей заказчика);
- и аналитик (настоящий маг, хомо супериор, младший бог; уверен, этот менталитет Переслегин выдумал для себя, скоромностью он не страдает).

Четыре-тире-шесть менталитетов можно разбить на двойки или тройки.

У Переслегина варвары и аристократы - древние менталитеты, буржуа и интели - современные (синергетики и аналитики, соотв., когнитивные).

У pikitan'а & schloenski разбивка другая:

1. Варвар и буржуа. Это древнейшие менталитеты, их можно наблюдать у животных, которые способны образовывать лишь самые простые социумы. Варвар соответствует хищнику, а буржуа -- травоядному. В патриархальном обществе варвары -- воины, а буржуа -- крестьяне. Соответственно:
а) Варвары (хищники) образуют стаю. Они собираются вместе для нападения. Их рефлекс -- нападать. Вместе нападать сподручнее.
б) Буржуа (травоядные) образуют стадо. Они собираются вместе для того, чтобы убегать. Их рефлекс -- убегать. Вместе убегать не так страшно. Кого-нибудь поймают, да "авось не меня". Главное -- не высовываться (не отбиваться от стада).

2. Аристократ и интель. Эти менталитеты специфичны для человека. Человек имеет, по существу, всего два качества, отличающих его от животных -- волю и разум. Очень естественно, что появляются люди, возводящие каждое из этих качеств в абсолют. Аристократы превыше всего ценят волю, а интели -- разум.


При этом, они ещё трактуют интельский менталитет довольно негативно (интели об интелях! 8-) - гляньте ещё сюда), а пятым менталитетом считают некий "безстрастный".

У Максимова менталитеты условно разбиты на две тройки, по принципу "материя-энергия-информация". То есть изначальные менталитеты - варвар (тело), аристократ (воля), интель (идея). Потом начинается новый виток спирали, и материя оборачивается экономикой, порождая буржуа - цивилизованную форму варвара, специалиста по экономическому выживанию. Соответственно, синергетик - это благородный воин когнитивной эры, а маг-аналитик - мегамонструозный сверхинтель.
Впрочем, предоставлю слово ему самому:
  Когнитивный план (уровень синергетика)
 
  Если буржуа демонстрируют вершину социальной адаптации, то синергетики в совершенстве осваивают, как говорят французы, art de vivre - "искусство жить" в свое удовольствие. Буржуа о последнем могут только мечтать. Максимум, что для них достижимо, это определенный уровень социального комфорта. За все приходится платить, и платой за экономический успех становится дальнейшее отчуждение - отделение процесса приобретения от процесса мышления. Удовлетворение потребностей превращается в некий "экономический императив", который обусловлен, в конечном итоге, лишь потребностями самого социума. Так возникает феномен мещанства, когда приобретение ради приобретения у "особо социализированных" индивидов окончательно затмевает разум.
 
...В отличие от буржуа синергетик не связан никакими социальными ценностями и традициями. Он не раб потребностей, а их господин, и поэтому свободен как в выборе игр, так и правил для них. Не придавая, впрочем, особого значения ни тому, ни другому. Подобно водомерке, он предпочитает скользить по поверхности жизни, компенсируя отсутствие глубины быстротой и изяществом движений.
 
  Другое важное отличие связано с тем, что синергетик способен творить новые потребности (смыслы), используя старые в качестве рабочего материала. Данный процесс весьма отличается от декартовского "рационального метода" (характерного для интелей), скорее он сродни интуитивному озарению - внелогическому "проколу сути". Соединить несоединимое, из хаоса разнородных сущностей родить гармонию - вот типичный синергетический подход. А лавинообразное возрастание новых граней восприятия служит практически неисчерпаемым источником удовольствия. С этой точки зрения психика синергетика представляет информационную автокаталитическую систему: рождение новой информации одновременно служит катализатором для ее дальнейшего производства.
 
  Кроме того, сверхпластичная психика открывает доступ к гораздо более тонкому и эффективному, чем у аристократа, управлению психической энергией. В качестве побочного эффекта возможно спонтанное появление самых разнообразных пси-феноменов, многие из которых в дальнейшем целенаправленно культивируются. "И синергетики и аристократы индивидуально отвечают за причуды собственного сознания, только синергетики не возводят оное в абсолют" [Переслегин].
 
  Трансцендентный план (уровень аналитика)
 
  Сейчас сложно говорить о каких-то конкретных особенностях плана, освоение которого человечеству еще только предстоит в очень отдаленной перспективе.
 
  Поэтому нам придется прибегнуть к методу аналогий.
 
  Для описания первой тройки менталитетов мы использовали "принцип" в качестве ключевого понятия, играющего роль объекта эволюции. Действительно, варвар знает только один безусловный принцип - выживание. Собственное мнение для него - такая же непозволительная роскошь, как и индивидуальный туннель реальности. Аристократ уже владеет целым набором принципов, позволяющих в любой ситуации подчеркнуть абсолютную ценность его Эго. В своем индивидуальном туннеле он, в отличие от варвара, полновластный хозяин. И, наконец, интель способен сам порождать принципы по мере освоения новых (отличных от Эго) объектов, то есть творить новые индивидуальные туннели реальности.
 
  Для второй тройки менталитетов таким ключевым понятием является коллективный туннель.
 
  Буржуа известен только один подобный туннель, в рамках которого он пытается оптимизировать свое существование. Синергетики обладают способностью свободного перехода из туннеля в туннель. Тогда аналитики, соответственно, могут порождать новые коллективные туннели по мере необходимости.
 
  Последнее требует совершенно особых, неведомых интелям энерго-информационных технологий, которые гораздо ближе к магии, чем к науке в ее современном понимании. Речь идет, фактически, о материализации информационных объектов, что в традиционной мифологии было под силу только Древним Богам. Аналитики по праву занимают место Демиургов - ведь информационное пространство является их родным домом. Таким образом, историческое время смыкается с мифологическим, исчерпывая и завершая "полноту человеческого".
 
  Степень отчуждения от физической оболочки при этом достигает своего предела. Если синергетик идет по миру, "лишь слегка его касаясь", то у аналитика информационный аспект взаимодействия с реальностью практически полностью вытесняет все прочие. Хорошей иллюстрацией здесь могут служить мокрецы из "Гадких лебедей" А. и Б. Стругацких. Лишение возможности читать книги для них равносильно голодной смерти.
 
  Можно сказать, что аналитик находится "по ту сторону" вообще всех человеческих туннелей. Его взору доступны все миры-Отражения, входящие в континуум вероятностной истории человечества, но ни одному из них он не отдает предпочтения".
Tags: концепция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment