Замечательно определены параметры крутости:
"Кто бы ни летел, они или не они, полет мог, с
их точки зрения, осуществиться при непременном соблюдении одного условия:
чтобы ни один из летящих не испытал не только физических неудобств, не
говоря уже о травмах и прочем, - они хотели, чтобы ни одной даже моральной
царапинки не осталось ни у кого за все время полета. Значит, от каждого
участника полета требовалась высочайшая степень - не физического здоровья,
не спортивной подготовки, потому что корабль их, с моей точки зрения,
напомнил скорее всего летающий санаторий для большого начальства, -
требовалась высочайшая степень пластичности, моральной пластичности,
умения притираться друг к другу без всякого трения, чтобы весь экипаж - а
каждый из нас взаимодействует с пятью остальными - работал как единый
организм. У них к тому времени были уже придуманы всякие системы индексов,
и с их помощью специалисты определяли, кто чего стоит, и делали это не
путем тестов, а просто по приборам: поставят человека, включат, поглядят -
и становится ясно, чего у него в избытке, а чего не хватает. По их шкале
высшая степень пластичности стоила тысячу баллов; такого парня можно было
бы пустить в яму с саблезубыми тиграми, и через пять минут они лизали бы
ему пятки своими шершавыми языками. Такие люди у них были, и не так уж
мало. Но те, кто решал судьбы экспедиции - нечто вроде нашего Верховного
Совета и Академии наук вместе взятых и возведенных в квадрат, -
постановили, что для того, чтобы попасть в экипаж, надо иметь индекс
пластичности не менее тысячи двухсот! И вот таких-то ребят у них не
оказалось.
Когда я узнал об этом, это меня сперва удивило, но потом я понял, что
так оно и должно было быть. И в самом деле, как возникает излишек
пластичности, сверхпластичность, так сказать? Она вырабатывается при
столкновении с неблагоприятными обстоятельствами. А у них неблагоприятных
обстоятельств не было - откуда же было взяться нужным качествам?
И тогда они, поняв, что людей с нужными им характеристиками надо искать
в прошлом - в куда менее благоустроенных эпохах, - обратились к "частому
гребню".
Как вы, конечно, знаете, хозяйство Времени у них было отлажено неплохо.
Я имею в виду не точное время на часах - они как-то забыли, что время
может быть и не точным, - но хозяйство, которое занимается перемещениями
во времени. И вот они стали шарить (наугад, конечно) по давно прошедшим
временам и искать: не попадутся ли нужные им индивидуумы?
Я вовсе не хочу сказать, что у нас, в двадцатом веке, стоило тебе выйти
на улицу - и эти тысячедвухсотники проходили перед тобой маршем. Нет,
конечно. Но, в принципе, и у нас, и в более ранних эпохах можно было их
найти, если поискать как следует. И вот они, шаря по столетиям, от Ромула
до наших дней (а точнее - начав задолго до Ромула), за два с лишним года
вытащили к себе более двух десятков человек, из которых в конце концов и
был сформирован экипаж из шести персон. Некоторые не подошли потому, что
при всей своей пластичности оказались абсолютно невосприимчивыми к технике
- а речь, как-никак, шла о сложнейшем корабле, - или же были не в
состоянии усвоить даже те азики современной науки, без которых невозможно
было бы понять, что же им предстоит делать; ну, такие, например, древние
истины: Земля - шар, или: частная теория относительности применима в
пределах от и до, но не более. Бесспорно, эпоха далеко не всегда служит
точным мерилом умственного развития - даже в мои времена за одного
Леонардо можно было отдать целый курс инженерного факультета и впридачу
курс Академии художеств, и мы не остались бы внакладе, - но все же не всем
и не все оказалось по силам. Так что осталось нас шестеро".
Сама команда совершенно убойная. Русский монах из 16 века; немецко-фашистский захватчик, видимо, летчик; спартанец, один из трёхсот (да-да!); индеец из доколумбовой Северной Америки; кроманьонец. И командир, русский из шестидесятых-семидесятых годов. Забавно, что четыре из шести - откровенные убийцы, что заставляет задуматься над истинным значением шкалы адаптивности :). При этом, Питек, например, любого убьёт ради защиты своей микрогуппы, экипажа корабля; немец готов убить по приказу своего командира. Поэтому именно немец становится первым пилотом и заместителем капитана - германцы ребята такие, дисциплинированные. Забавно, что из-за идеологической цензуры того времени, автор вынужден всячески принижать монаха, как представителя отсталого духовенства (и, в свою очередь, выпячивать фашиста - ибо тот Немец (тм), аристократ, носитель идеалов европейской цивилизации). При этом, у монаха, не бойца, индекс тоже 1200+! Очевидно, что в их маленькой команде он играет роль заместителя по идеологии, своего рода комиссара при командире. Поэтому, вернее, для этого, они с капитаном и принадлежат к одной и той же культуре, несмотря на разделяющие их сотни лет.
В остальном всё тоже весело.
Спартанец и немец - последователи бога войны, по факту.
Кроманьонец и индеец - зарадисты.
С точки зрения менталитетов, кроманьонец и немец представляют химически чистые образцы. Один варвар, другой - аристократ.
Со спартанцем и индейцем сложнее, они, возможно, что-то смешанное. Спартанцев можно считать, как варваров-аристократов... а вот куда засунуть классического-индейца-из-приключенческих-р