?

Log in

No account? Create an account
Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Варвары и интели [Nov. 11th, 2007|05:11 am]
Григорий
[Tags|, , ]
[music |Марина Гришина - Bond Between Us]

Я писал:
В конце концов, у варваров есть исторический опыт общения с праинтелями - в те дни это были знахари, шаманы и юродивые. (Да, да, в фэнтези интель - это маг.)

Есть хороший пример.
В Западной Африке существовала такая интересная социальная прослойка, как гриоты. Формально, это музыканты. Но это поверхностное понимание. Гриоты - те самые интели древнего мира.

Гриоты – это не просто профессиональные музыканты, гриоты принадлежат к особой касте: иными словами, у гриота – все родственники тоже гриоты. Существует шесть-семь крупных семейных кланов гриотов.
Гриоты могут выступать поодиночке, парами, группами, и даже большими оркестрами. Часто мужчины только играют на музыкальных инструментах, а женщины поют.

История гриотов уходит в глубокую древность и насчитывает более 700 лет. Сегодня искусство гриотов умирает, их социальная роль становится всё менее и менее значимой, но в прошлом гриоты занимали уникальное положение в обществе.
Собственно, называть гриотов музыкантами – значит существенно упрощать и искажать дело. Гриоты – наследники придворных музыкантов эмиров, султанов и вождей племён Западной Африки. Гриоты занимались воспитанием наследника престола, сочиняли историю рода, выступали в качестве советников и экспертов в сложных политических ситуациях, выполняли функции дипломатов и посланников, излагали позиции сторон в судебных разбирательствах, собирали и передавали новости, участвовали в многочисленных праздничных церемониях и ритуалах, сочиняли гимны во славу своего хозяина и, наконец, выполняли – вообще говоря, не очень поощряемые в исламском обществе – функции заклинателей духов, джиннов и прочих неприятных оккультных сил. При необходимости они устанавливали контакт и с духами предков.
Иными словами, гриоты имели отношение ко всему, что так или иначе было связано со словом, с речью
. Гриоты хранили в памяти историю своего народа, историю вождей и историю каждого отдельного рода и семейного клана – кто кому приходится родственником, у кого с кем были какие конфликты или, наоборот, радости, с кем связаны те или иные сплетни или шутки и так далее до бесконечности. Эти истории собраны в песни и эпосы, сейчас насчитывается 111 таких песен. Длина некоторых из них – два дня. Многие гриоты помнят все песни своего народа.

Если гриот жил в доме вождя, то вождь на веки вечные попадал в историю, ведь гриот не только сочинит песню во славу своего хозяина, но передаст все свои песни своим детям, и детям своего брата, и детям своей сестры, а те – следующему поколению, и так далее без конца.

...

Самая популярная эпическая песня гриотов называется «Сундиата» («Sundiata»). Сундиата – это король огромного королевства Мали. Жил он в XIII веке и отличался, если верить эпосу, не только чудовищной силой – а был он сыном короля Магхана и буйволицы, превратившейся в женщину, - но и способностью к разного рода оккультным действиям. Сундиата, которому против воли его отца отказали в праве на престол, долго скитался в изгнании, а когда его родину захватили оккупанты, собрал войско и при помощи своего любимого гриота-мага победил колдуна-оккупанта и вернул себе престол.
История длинная, интересная и поучительная.
Так вот, особое положение гриотов народа мандинго и идёт со времён легендарного короля-героя Сундиаты. Империя Мали развалилась в конце XV века, когда в Западную Африку прибыли португальцы.

...

Есть гриоты, ведущие оседлый образ жизни, и есть странствующие. Многие из них не в состоянии прокормить себя одной лишь музыкой, поэтому часть года занимаются сельским хозяйством или рыболовством, и лишь несколько месяцев в году – во время засухи - кочуют между деревнями в поисках повода попеть и поиграть. Сегодня практически не существует семей, которые могли бы позволить себе содержать собственного гриота.
Гриоты – профессиональные сплетники, поэтому их шутки и язвительные комментарии, вставляемые во всем известные песни, часто бывают интересны деревенским жителям. Гриоты – непременные участники любых праздников, скажем, свадьбы или церемонии, во время которой новорожденный получает имя. Выглядит это так.

...

Подарки гриотам – это не столько признание их высокого искусства, сколько дань традиции. Гриоты не относятся к уважаемым людям, быть гриотом – вовсе не почётно и не престижно, более того, гриоты – самая нижняя каста общества, на социальной лестнице они стоят гораздо ниже мастеровых – плотников, кузнецов, ювелиров, ткачей.
Гриоты находятся на особом положении, отношение к ним вполне можно назвать амбивалентным – без гриотов не обходится ни одно сколь нибудь важное мероприятие, искусство гриотов вызывает восхищение, но одновременно гриоты – изгои, их часто считают лентяями, не желающими освоить какую-нибудь приличную профессию, и, кроме того, гриотов побаиваются. Деревенские жители уверены, что гриоты наделены оккультной силой, проще сказать – являются плохо замаскированными язычниками и колдунами. В некоторых местностях не принято хоронить умерших гриотов, тело просто засовывают в дупло баобаба.


Типичные интели, вернее, праинтели. Люди, зависящие от слова. Кстати, заметьте, как к ним относились высшие слои общества - и как к ним относится собственно народ.

А вот уже пересказ самой "Сундиаты":

Ко всеобщему изумлению, Сундиата ответил, что он не собирается соперничать из-за короны, а из отцовского наследства хотел бы получить лишь его гриотов. Затем Сундиата отправился в дом церемоний, и, прежде чем он оттуда вышел, отец его умер.

Решение Суцвиаты отказаться от всего наследства, кроме гриотов, очень четко указывает на ценностные нормы Мандингского общества. Гриоты были хранителями знаний и навыков, а это было необходимо для того, кто собврался овладеть властью. Для Сундиаты содержание гриотов было связано с практическими трудностями, воскольку, отказавшись от остального наследства, он был беден.

Гриоты же очень хорошо знали себе цену, поэтому они требовали от своего господина подарков и знаков внимания. Минимум, которого они ожидали,— это хлеб насущный, но и им обеспечить гриотов было не всегда легким делом для Сундааты.

Все гриоты отца Сундиаты были отнюдь не в восторге от нового господина: ведь он отказался от остального наследства и, следовательно, был бедным царевичем. Из чувства лояльности гриоты не покидали Сундиату, хотя некоторые из них в душе желали его смерти — тогда бы они могли перейти на службу к более состоятельному владыке. Легенды рисуют яркую картину попыток молодого Сундиаты умилостивить своих гриотов: в качестве жалованья он собирал им в лесу мед и ловил за отсутствием другой еды кошек, а однажды, попав в отчаянное положение, даже отрезал кусок собственного бедра и приготовил еду гриотам - более ничего у него не было. Гриоты, со своей стороны, играли по отношению к хозяину роль вдохновителей, ободрителей и критиков. Личное мужество считалось важнейшей добродетелью властителя, и гриоты немедля укоряли Сундиату, если замечали у него хоть малейший признак страха. Если в сражении он уклонялся от летевшей в него стрелы, гриоты спрашивали, уж не боится ли он смерти
.

Это, кстати, просто классика. Вождь, безусловно, варвар. По логике Переслегина, у варвара с интелями "полный конфликт". После первых же претензий Сундиата должен был выхватить дубинку и выбить гриоту мозги со словами: "Работать иди! Работать!" Ан, нет. Варвар, как раз, понимает, насколько интели полезны. Уже тогда было понятно, что если хочешь править людьми, нужно научиться терпеть нытьё "умников" и тратить ресурсы на их содержание. Конечно, если шаман не сможет ничего полезного наколдовать, тогда да... мозги наружу.

И про "ободрителей, вдохновителей и критиков" гениально. Любимая интельская позиция, я её обычно передаю цитатой из песни Jesus He Knows Me группы Genesis: God will take good care of you/ Just do as I say, dont do as I do. "Поступай, как я сказал, а не так, как я делаю". Сами-то гриоты не воевали, но о героическом поведении знали больше всех, ибо сочиняли и исполняли героические песни. Представляете картину? "Неужто великий вождь боится смерти?! Ха! Иди в бой, Сундиата! Вырви ему горло зубами! Мы с тобой... в мыслях".

А что делать?
(К вопросу о разнице между варварами и буржуа, может быть...?)
linkReply

Comments:
[User Picture]From: mithgol
2007-11-11 07:07 am (UTC)

Сравни с арфистами Перна в творчестве Энн Маккефри.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shtepesach
2007-12-03 12:58 am (UTC)

Здравствуйте, коллега!

Вас приветствует израильский клуб криптоконспирологов имени Нахума и Сергея Соколовых.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vindsvall
2007-11-11 10:03 am (UTC)
Кстати, любопытная мысль появилась на основе всего этого. Может, в чем-то типы менталитетов по Переслегину отражают скорее не изменение менталитетов под влиянием смены формаций и эпох, но банальное изначальное кастовое расслоение общества? Крестьянин, воин, правитель и жрец(маг) - мы это наблюдаем что у скандинавов, что у индусов, что у персов... и менталитет каждого действительно заточен под определенную нишу в обществе.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2007-11-11 04:51 pm (UTC)
Я это как раз и пытаюсь сказать. Например, любое оседлое общество должно сформировать прослойку производителей (которая после появления понятия "капитал" превращается в буржуа).

Я, правда, не знаю, куда в этой примитивном обществе (воины-вожди, умники, производители) засунуть аристократов - они, всё-таки, возникают позже. У меня есть, правда, идеи...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vindsvall
2007-11-11 07:54 pm (UTC)
Как вариант - варвары остаются сугубо воинами, а аристократы - сугубо правителями. Вождями. Кастой, выведенной _сугубо_ для правления. Оттуда понятия о чести и достоинстве, которые более подходят для правителя, чем прямота и агрессивность варвара. Если варвар руководствуется правом сильного, то аристократ - скорее силой правого.
При этом не стоит забывать, что реальные вожди необязательно оказываются кастовыми, поскольку умение хорошо организовывать и умение пробиваться в организаторы - две большие разницы. Потому варвары-вожди - частое дело в примитивном обществе. Да и вожди-интели вполне себе типичны, особенно для теократических либо полутеократических образований. Ведь несмотря на то, что касты характеризуются специализацией, она у них необязательно узкая.
Кстати, это все необязательно только в примитивном обществе. Некоторые вещи не меняются за века. А некоторые просто свидетельствуют о том, что общество частично съехало с естественных рельс развития эпоху-другую назад.
(Reply) (Parent) (Thread)