Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Аристократический менталитет, медитация (6) - Ницше, "По ту сторону добра и зла"

Признаки знатности: никогда не помышлять об унижении наших обязанностей до обязанностей каждого человека; не иметь желания передавать кому-нибудь собственную ответственность, не иметь желания делиться ею; свои преимущества и пользование ими причислять к своим обязанностям.


Думаю, это понятно без комментариев. Даже ogasawara, сказавший, что не вкуривает в Ницше, признал, что это и так понятно.

Человек, стремящийся к великому, смотрит на каждого встречающегося ему на пути либо как на средство, либо как на задержку и препятствие - либо как на временное ложе для отдыха. Свойственная ему высокопробная доброта к ближним может проявиться лишь тогда, когда он достигнет своей вершины и станет господствовать. Нетерпение, сознание, что до тех пор он обречен на беспрерывную комедию - ибо даже война есть комедия и скрывает нечто, как всякое средство скрывает цель, - это сознание постоянно портит его обхождение: такие люди знают одиночество и все, что в нем есть самого ядовитого.


Ай, этот текст прекрасен. Мои ничтожные слова могут ли сделать Ницше яснее или точней? Аристократ взвешивает людей и назначает им цену. Этот менталитет складывается в те времена, когда человек отвечал за своих людей, как за себя самого. "Почти  все  свои  неудобопонятные эксперименты он производил либо над собой, либо над своими сотрудниками". Аристократ не самый приятный человек; они бывают ядовиты, ибо осознают иллюзорность мира. Высшее в их жизни - эта война, но даже война является лишь комедией, скрывающей истинную суть вещей.

Вспоминаются слова Переслегина о войне, как о карнавале:

"«Отсутствие трансцендентной составляющей делает военные усилия государства беспредметными и, в общем-то, бессмысленными: победа, даже если она будет достигнута, лишается  элементов катарсиса, очищения». Война всегда будет связана с смертью, горем и разрушением, этого требует человеческая природа; убийство себе подобных, уничтожение материальных ценностей было и остаётся сутью войны. Война взвешивает на своих весах государства, народы и версии будущего. И это, продолжает Переслегин, наша плата за усложнение наших мозгов и наших жизней.
...Бывают, конечно, и просто люди, ни с кем не связанные, но слова Переслегина о войне однозначно отсылают нас к культу Двуликого Ареса. В какой ещё традиции возможно сравнение войны с карнавалом? А ведь она действительно представляет собой великое Carna Vale, прощание с плотью
".

Бог войны, Двуликий, по своей базовой ментальности, безусловно, аристократ.

Проблема ожидающих. Нужен какой-нибудь счастливый случай, нужно много такого, чего нельзя предусмотреть заранее, для того, чтобы высший человек, в котором дремлет решение известной проблемы, еще вовремя начал действовать - чтобы его вовремя «прорвало», как можно было бы сказать. Вообще говоря, этого не случается, и во всех уголках земного шара сидят ожидающие, которые едва знают, в какой мере они ждут, а еще того менее, что они ждут напрасно. Иногда же призывный клич раздается слишком поздно, слишком поздно является тот случай, который даёт «позволение» действовать, - тогда, когда уже прошли лучшие годы юности и лучшие творческие силы атрофировались от безделья; сколь многие, «вскочив на ноги», с ужасом убеждались, что члены их онемели, а ум уже чересчур отяжелел! «Слишком поздно», - восклицали они тогда, утрачивали веру в себя и становились навсегда бесполезными. - Уж не является ли «безрукий Рафаэль», если понимать это выражение в самом обширном смысле, не исключением, а правилом в области гения? - Гений, быть может, вовсе не так редок: но у него редко есть те пятьсот рук, которые нужны ему, чтобы тиранизировать «нужный момент», чтобы схватить за волосы случай!


Ницше пишет о том, как воспринимают мир носители аристократической ментальности.
Такие люди в современном мире часто оказываются в позиции "ожидающих", ждущих команды - при этом, большинство из них так и не дождётся, или дождётся слишком поздно.
Возможен ли "безрукий Рафаэль", Рафаэль, неспособный писать картины? Был бы он тогда гением? А может, такие гении встречаются нам постоянно?
Бывают в жизни случаи, которые можно "тиранизировать" (сейчас их модно называть точками бифуркации). Окажись в нужном месте и в нужное время истинный аристократ, и история могла бы пойти другим путём; "но у него редко есть те пятьсот рук" (250 человек), необходимых для направленного вмешательства. Либо не то время, либо не то место, либо уже слишком поздно, либо нет под рукой верной дружины. Вот и живут среди нас "ожидающие", несложившиеся гении момента.
"...А офицер, незнаемый никем,
Глядит с презреньем -- холоден и нем --
На буйных толп бессмысленную толочь,
И, слушая их исступленный вой,
Досадует, что нету под рукой
Двух батарей "рассеять эту сволочь"
".

Максимилиан Волошин написал эти строки 21 ноября 1917 года. (В том числе, к вопросу о том, как бог войны относится ко всяким революциям.)

Кто не хочет видеть высоких качеств другого человека, тот тем пристальнее присматривается к тому, что есть в нем низменного и поверхностного, - и этим выдает сам себя.

Всякого рода обиды и лишения легче переносятся низменной и грубой душой, чем душой знатной: опасности, грозящие последней, должны быть больше, вероятность, что она потерпит крушение и погибнет, при многосложности ее жизненных условий, слишком велика. - У ящерицы снова вырастает потерянный ею палец, у человека - нет.


А здесь - злорадствуй, ogasawara - Ницше почти повторяется, вновь съезжая на тему уязвимости аристократов (в сравнении с буржуа и варварами).
Tags: аристократ, концепция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments