?

Log in

No account? Create an account
Аристократический менталитет, медитация (7) - Ницше, "По ту сторону добра и зла" - Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Аристократический менталитет, медитация (7) - Ницше, "По ту сторону добра и зла" [Nov. 24th, 2007|02:37 am]
Григорий
[Tags|, ]

К концу Ницше окончательно ушёл в отрыв. Это уже не медитация, это полёт. Образность заменила логику, на смену философии пришла поэзия. 

- Странник, кто ты? Я вижу, что ты идешь своей дорогой без насмешки, без любви, с загадочным взором; влажный и печальный, как лот, который, не насытясь, возвращается к дневному свету из каждой глубины - чего искал он там? - с грудью, не издающей вздоха, с устами, скрывающими отвращение, с рукою, медленно тянущейся к окружающему: кто ты? что делал ты? Отдохни здесь: это место гостеприимно для каждого, - отдохни же! И кто бы ты ни был - чего хочешь ты теперь? Что облегчит тебе отдых? Назови лишь это; а все, что у меня есть, - к твоим услугам! - «Отдохнуть? Отдохнуть? О любопытный, что говоришь ты! - Но дай мне, прошу тебя - - » Что? Что? говори же! - «Еще одну маску! Вторую маску!»


Помимо всего прочего, очередной образец нашего любимого жанра - разговор интеля с аристократом. Интель принимает внешнее аристократа за его суть. Аристократ отвечает: Дай мне другую маску и я стану другим [но это невозможно].

Жить, сохраняя чудовищное и гордое спокойствие; всегда по ту сторону. - По произволу иметь свои аффекты, свои «за» и «против», или не иметь их, снисходить до них на время; садиться на них, как на лошадей, зачастую как на ослов: ведь нужно же уметь пользоваться как их глупостью, так и пылом. Сохранять в своем обиходе три сотни показных мотивов, а также темные очки: ибо есть случаи, когда никто не должен заглядывать нам в глаза, а еще того менее в наши «мотивы». И взять себе в компаньоны этот плутоватый и веселый порок - учтивость. И быть господином своих четырех добродетелей: мужества, прозорливости, сочувствия, одиночества. Ибо одиночество есть у нас добродетель, как свойственное чистоплотности возвышенное влечение, которое провидит, какая неизбежная неопрятность должна иметь место при соприкосновении людей между собою, - «в обществе». Как бы ни было, когда бы ни было, где бы ни было, - всякое общение «опошляет».


Ницше упомянул даже тёмные очки :). Аристократ стремиться быть хозяином своих аффектов и господином своих добродетелей - мужества, прозорливости, сочувствия, одиночества; его вечный спутник - "весёлый порок", учтивость. И, конечно, не забыть про тёмные очки 8-). Да, в нашем мире одиночество уже добродетель, ибо свидетельствует о чистоплотности. 

- Что такое знатность? Что означает для нас в настоящее время слово «знатный»? Чем выдаёт себя знатный человек, по каким признакам можно узнать его под этим тёмным, зловещим небом начинающегося господства черни, небом, которое делает всё непроницаемым для взора и свинцовым? - Этими признаками не могут быть поступки: поступки допускают всегда много толкований, они всегда непостижимы; ими не могут быть также «творения». В наше время среди художников и учёных есть немало таких, которые выдают своими творениями, что глубокая страсть влечёт их к знатному, - но именно эта потребность в знатном коренным образом отличается от потребностей знатной души и как раз служит красноречивым и опасным признаком того, чего им недостаёт. Нет, не творения, а вера - вот что решает здесь, вот что устанавливает ранги, - если взять старую религиозную формулу в новом и более глубоком смысле: какая-то глубокая уверенность знатной души в самой себе, нечто такое, чего нельзя искать, нельзя найти и, быть может, также нельзя потерять. - Знатная душа чтит сама себя.


Хех. А здесь Ницше свернул на дорогую всем тему диагностики менталитетов. "Поступки" не могут быть доказательством, ибо любой поступок можно истолковать и так, и так; "творчество" не является доказательством, ибо чаще всего об аристократизме говорят интели ("художники и учёные" - и философы, привет, Ницше). Но аристократ иррационально верит в себя и в свою "честь" - и вот этим, пожалуй, отличается от прочих.

Человек, который говорит: «это нравится мне, я возьму это себе и буду беречь и защищать от каждого»; человек, который может вести какое-нибудь дело, выполнить какое-нибудь решение, оставаться верным какой-нибудь мысли, привязать к себе женщину, наказать и сокрушить дерзкого; человек, у которого есть свой гнев и свой меч и достоянием которого охотно делаются слабые, страждущие и угнетенные, а также животные, принадлежа ему по природе, словом, человек, представляющий собою прирожденного господина, - если такой человек обладает состраданием, ну, тогда это сострадание имеет цену! Но какой прок в сострадании тех, которые страдают! Или тех, которые даже проповедуют сострадание! Теперь почти всюду в Европе можно встретить болезненную чувствительность и восприимчивость к страданиям, а равным образом отвратительную невоздержанность в жалобах, изнеженность, пытающуюся вырядиться в нечто высшее при помощи религии и разной философской дребедени, - теперь существует форменный культ страдания. Немужественность того, что в кругах таких экзальтированных людей окрещивается именем «сострадания», по-моему, постоянно и прежде всего бросается в глаза. - Нужно воздвигнуть жесточайшее гонение против этого новейшего рода дурного вкуса; и я желал бы в конце концов, чтобы люди носили как средство против него и в сердце, и на шее прекрасный амулет «gai saber» - или, говоря яснее для моих соотечественников, «веселую науку».


И... вот, Ницше подвёл итог.
А я закончил с Ницше; ибо тот же ogasawara уже погрустнел и "ниасилил".
Но я должен был это написать, отдав долг книге, которая нередко становилась для меня гадательной.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: zinik_alexander
2007-11-23 11:45 pm (UTC)
Мне Ницше тоже сложно читать - но он восхитителен местами.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: vasilisk_
2007-11-24 12:04 am (UTC)
"Да, в нашем мире одиночество уже добродетель, ибо свидетельствует о чистоплотности."


...И то, что ты стоишь в стороне - это уже хорошо.

...Браво, парень! Ты становишься волком.
Браво, парень, ты не спишь под дверьми.
(с)Олег Медведев
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: arishai
2007-11-24 06:43 am (UTC)
Отличная получилась "серия" текстов.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: lionkingst91
2007-12-10 11:20 pm (UTC)
И всё-таки очень красивый итог.
(Reply) (Thread)