Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:
  • Mood:

Заметки на полях-4; Буржуа

Здесь мало что можно сказать. На самом деле, Переслегин и Максимов уже почти всё сказали. И потом, интелям нелегко писать о буржуа. Зато мы все их видели: в отличие от мистических аристократов и доисторических варваров, буржуа живут вокруг нас.

«Политически стремятся к демократии американского или французского образца» - сложный вопрос. Если рассуждать абстрактно, у буржуа один критерий, чтобы не мешали жить и работать. При наличии этих условий они готовы поддержать хоть монархию; идеология для них не так важна, как для интелей. В конце концов, этот менталитет в общих чертах сформировался раньше американской или французской демократии. Но да, имея перед глазами работающий образец, они будут стремиться именно к нему. И да, американская и французская республики были, во многом, созданы буржуа и под буржуа. Там им хорошо, там этот менталитет процветает и воспроизводится.

«Особенностями менталитета являются… приоритет так называемых «традиционных ценностей». Не отличается верностью друзьям и близким, и, по-видимому, вообще верностью, что не мешает ему защищать традиционные ценности, такие, как религия, семья, мораль, веря при этом в свою искренность. Буржуа чаще всего тяготеют к протестантской религии...
…С точки зрения аристократа буржуа прежде всего бесчестен, затем — скуп и скучен. Кроме того, он труслив и не отличается волей. Аристократ согласен признать за ним трудолюбие, бережливость, религиозность, но эти качества он не считает достоинствами…
…Относительно поведения в обществе у них нет особых разногласий, что буржуа продаст за деньги родного брата, что варвар «возьмет каменный топор войны» за то, чтобы получить «эту женщину»…
».

Мне кажется, нужно пояснить. Религиозность нужна буржуа именно для того, чтобы не продавать родного брата; вернее, чтобы узнать, что так поступать нельзя. Этот менталитет нуждается в простых и внятных правилах поведения, навязанных внешним авторитетом. Без этого невозможно человеческое общежитие, которое так ценят буржуа. Этика вынесена во внешний контур, и без неё буржуа действительно может превратиться в чудовище, способное продать, предать и удавиться за копейку.

Именно такую этику буржуа и ищут в религии. Варварам нужна сила и помощь богов, аристократам возможность служить чему-то высшему и недоступно-безупречному, интелям – мистические глубины. Буржуа достаточно заповедей «не убий», «не укради», «не напивайся до скотского состояния», «заработал – поделись, Бог завещал делиться».   

Да. И ещё.

Переслегин писал об убеждениях интелей: «нужно регламентировать варваров и подавить аристократов серой массой».

Серая масса – это и есть буржуа. И упаси вас бог их недооценивать.

«…Да, мы серая масса, в которой завязла рыцарская конница. Это наши пушки сокрушили стены замков. Мы готовы платить наёмникам, чтобы они умерли за нас, и умникам, чтобы они изобретали для нас новое оружие и новые лозунги.  Мы не воины, но мы побеждали воинов. Мы переживём, а если понадобиться, то и раздавим всех — и сильных, и гордых, и хитрых. Мы основание, мы бык, который держит землю». 

Безусловно, тотем буржуа – это травоядные. Но именно о них слагались песни африканского культа быка:
 
Буйвол легко, как бабочка,
Летит по саванне, не касаясь травы.
Но когда ты слышишь гром без дождя,
Это — топот бегущего буйвола.

…Когда быки бегут по равнине, львы бросаются врассыпную.

(Пометка для моего мира – буржуа являются основными последователями культа Зарада, точно так же, как культ Двуликого притягивает самых отмороженных аристократов. Варвары встречаются и там, и там.)


Популярный в ЖЖ ролик, в котором стадо буйволов отбивает у стаи молодых львиц буйволёнка (с 4:16).

Вожак нужен "палеоантропам". "Диффузорам" нужен зачинщик.
Как пример. Толпа "диффузоров" ломанется на призыв "наших бьют" независимо от ранга крикнувшего. Толпа "палеоантропов" ломанется только если это крикнет "вожак".


«Наших бьют» - это ведь тоже о буржуа (дифузный тип по Диденко). Это они изобрели классовую солидарность, патриотизм и национализм.

Отношение интелей к буржуа ожидаемо сложное. Они готовы их снисходительно уважать. По словам Ницше:

«Мораль рабов по существу своему есть мораль полезности. Вот где источник возникновения знаменитого противоположения «добрый» и «злой» - в категорию злого зачисляется всё мощное и опасное, обладающее грозностью, хитростью и силой, не допускающей презрения… Контраст становится особенно резким, когда в конце концов как необходимое следствие рабской морали к чувству, возбуждаемому «добрым» человеком в её духе, примешивается некоторое пренебрежение - пусть даже лёгкое и благодушное, - ибо добрый, по понятиям рабов, должен быть во всяком случае неопасным человеком: он добродушен, легко поддаётся обману, быть может, немножко глуп, un bonhomme. Всюду, где мораль рабов является преобладающей, язык обнаруживает склонность к сближению слов «добрый» и «глупый»».

Но силы буржуа, силы сметающего всё на своём пути стада, интели побаиваются. Серая масса, находящаяся во власти придуманных интелями идей, и бросающаяся куда прикажут – хорошо. Буржуа, осознавшие своё единство и силу – чудовищно, эти не пощадят никого. Им плевать на ценности и идеалы, у них интересы. Тут интель вспомнит «фашизм», «лавочников», «агрессивное мещанство», «серость», и всё такое прочее. В общем, следует признать, что интели, в массе своей, способны любить буржуа только на расстоянии и абстрактно.

Ладно.
В завершение – ещё несколько цитат.

Что было:
«Простой люд живёт разнообразной жизнью, поскольку термин этот слишком всеобъемлющ: здесь и богатый торговец пряностями, живущий в роскошном городском доме, и бедный виллан, ютящийся в ветхой хижине. Их объединяют неблагородное происхождение и то, что они не принадлежат к духовенству.

Большинство великих творений человечества выходит из-под рук простого люда. Свободные крестьяне возвели когда-то Лондон и Париж и добились прав и свобод для городов так же, как они добились свободы для себя. Гордость рыцаря – боевой меч, который держало в руках немало благородных людей, но вышло оружие из кузни неблагородного мастера в крупном городе. Цирюльники и старосты, художники и ремесленники, жонглеры и стражники – все они простолюдины. Великие соборы, возведённые во славу Господа, являются творением простых каменщиков. Золото королей пришло в казну не само – изворотливые умы купцов, сноровистые руки ткачей, усердный труд виноградарей и работа многих других простолюдинов создала богатство королей.

Многих благородных людей раздражает богатство и могущество отдельных представителей простого люда, особенно в пору, когда могущество владений и меча дворянина начинает ослабевать. Но большинство простолюдинов по-прежнему остаются крестьянами, добывая насущный хлеб своими руками и потом. Даже те, что живут в городе, не уходят далеко от корней, продолжая вести хозяйство прямо за стенами города. Низкий уровень жизни и высокий уровень податей и ренты держит львиную долю крестьян на дне общественной структуры. Так что, хоть и есть у крестьянина потенциал подняться на более высокую ступень социальной лестницы, на деле ждать ему таких свершений ещё не одно столетие».

(ролевая игра Ars Magica)


Презрен от всех мужичий род,
Однако ж кормит весь народ.
Достоин ты премногих хвал
Для всех, кто истину познал.
Когда б Адам пахать не стал,
То б целый свет жить перестал.
С мотыгой землю он прошел,
Чтоб следом князь на трон взошел.
Все, что земля приносит нам,
Возделал ты, презренный хам!
Тобою жатва собрана,
Которой кормится страна.
И даже царь, что богом дан,
Прожить не может без крестьян.
Твой хлеб мужицкий ест солдат,
Хоть от него тебе наклад.
Вино для барского стола
Земля трудом твоим дала.
Земля приносит все плоды,
Когда рожать понудишь ты!
Весь свет давным-давно б поник,
Когда б не жил на нем мужик.
Пустыней стала бы земля,
Когда бы не рука твоя.
А посему тебе и честь,
Зане даешь ты всем нам есть.
Натурой ты исполнен сил
И бог тебя благословил.
Подагра, что дворян разит,
Ногам мужицким не грозит.
Что в гроб низводит богачей,
То не мрачит твоих очей.
А чтоб тебя не ела спесь,
С начала века и доднесь –
Тебе ниспослан тяжкий крест
Нести до самых горних мест.
Твое добро берет солдат
Тебе ж на благо – будь же рад.
Тебя он должен грабить, жечь,
Дабы от чванства уберечь…

Симплициссимус


Что стало:
«В современной структуре населения особенностям буржуазного менталитета наиболее полно отвечает middle class, олицетворяющий "в меру" богатых и успешных членов общества, прямо или косвенно участвующих в его управлении. Это не элита, которая "отвечает за все", но и не маргиналы, отказавшиеся от социальной ответственности. Просто - люди, знающие толк в (социальной) жизни.
"Фамилию Бердяева знает, фильм Спилберга смотрел, живет на Поварской и ездит на "Порше". Ну во всех же отношениях достойный человек, вот и все примерно так должны жить"».

Но об этим менталитете мы ещё – надеюсь – будем говорить.
Tags: буржуа, концепция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments