Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:
  • Mood:

Персональный миф, паттерны, пути, парадигмы и прочие ужасы, часть первая

Все в курсе, что я говорю про миф? Эх, всё хотел вставить куда-нибудь дисклеймер "помним,  что речь идёт о фэнтези", но пока не получалось 8-).

Переслегин, написав про менталитеты, дал начало некоему сюжету. И можно что угодно говорить  про Переслегина, но ему подобное удавалось несколько раз, немногие из _нас_ могут этим  похвастаться. Этот сюжет затем стал переломляться в человеческом сознании, иногда принимая  довольно странные формы. Вот, например - (jayrandom). Конечно, все эти отражения и  искажения больше говорят о человеке, чем о сюжете, в этом-то и прелесть. Но давайте  вернёмся к тому, как данный сюжет взаимодействует с моим личным мифом.

Помните, я говорил о Путях (1, 2, 3)? Посмотрим.

Путь героя.

"Путь героя рассказывает нам о  приключениях... хм... героя, ходячей-машины-смерти. Героя  делают героем не тренировки, а кровь богов, текущая в его жилах. Что, собственно, древние  греки и вкладывали в понятие "герой". Цитируя Ахиллеса из фильма "Троя", когда Брисеида  спросила его, как он стал воином: "Я таким родился". Ахиллес родился великим воином, а не  стал им. Герой вообще может обойтись без учителя. Нет, даже им приходиться овладевать  некоторыми навыками, но у их это происходит естественно, подобно тому, как человеческие  дети учат язык, который слышат. А бывает, как у Ильи Муромца - встал с печи и поехал  убивать. Герой ощутимо превосходит других людей. Среди оппозиции ему вполне может не  встретиться равного соперника - такие воины рождаются раз в сто лет. И тогда оппозицию ждёт  судьба отряда половцев, напоровшихся в степи на того же Илью Муромца".

"Достаточно хорошо суть Пути героя передаёт следующий обмен репликами из фильма  "Эквилибриум": "Клерик, я понял, почему ты лучший. Ты всё время тренируешься" - "Может, я  просто лучший?"
...
Как долго длится этот путь? "Пока не кончится сага" - скажут оптимисты. Скорее, пока герой  не найдёт достойную его смерть. Другие же говорят, что и за пределами смерти героя ждёт  новая жизнь и новые битвы. И кто скажет, что лучше - смерть в бою или бессмертие на вечной  войне?
"

Путь героя, безусловно, изобрели варвары. Это не значит, что представители данного  менталитета не читают ничего другого или не могут работать с другими формами, но лично они  создали именно эту модель.

С героями всё было просто. Ведь варвары, как правило, придерживаются пути судьбы. "Умрёт,  так умрёт". Юноша пережил первый бой? Бог войны заметил его. Пережил двадцатый? Бог его  избрал! Рано или поздно песок просеется, и на дне сита останутся настоящие исполины.

Герой - это статистическая аномальность. Герой заметен в толпе. Герой на две головы выше  окружающих. Герой быстрее и сильнее простого смертного, он настолько хорош, что боги в  конце будут вынуждены забрать его к себе. Или герой станет старым и дряхлым, тогда он  умрёт, и на его место придёт новый герой.

("Племенем правил сильнейший из мужчин, Хенга, родившийся десятью веснами ранее Ви, мужчина  огромный, сильный и свирепый. Закон племени гласит, что править должен сильнейший, править  до тех пор, покуда более сильный, чем он, не явится к пещере, в которой живет вождь, не  вызовет вождя и не убьет его в единоборстве. Так Хенга убил своего отца, бывшего вождем до  него". Г. Хаггард, "Ледяные боги".)

В этом суть мифа. Когда мы слушаем его, мы прикасаемся к чему-то большему, чем мы сами. Это  драгоценное переживание, которое очищает нас, делает хоть немного лучше.

Да, и варварам просто нравились рассказы о пуленепробиваемых парнях, которые решали сложные  проблемы простыми методами. На одном полюсе были понятные житейские истории грабежей,  сватовства и мести, на другом - легенды, ритм которых погружал слушателей в транс; а, в  общем-то, никакого противоречия и антагонизма, всё это было про них самих или их предков.

Конечно, в основном эти истории хранились, рассказывались, а то и сочинялись предками  нынешних интелей, но в этом не было ничего необычного. "Личное мужество считалось важнейшей добродетелью властителя, и гриоты немедля укоряли Сундиату, если замечали у него хоть малейший признак страха. Если в сражении он уклонялся от летевшей в него стрелы, гриоты спрашивали, уж не боится ли он смерти". Интели всегда готовы  поведать варвару о добродетелях варвара, а аристократу - о его кодексе.

...Мы тогда говорили об этом со slavamakarov'ым, и он всё предлагал разные модернистские трактовки  Пути героя. История о громадном корабле, который так и не научился сдаваться, или о  неприступной крепости, выдержавшей осаду и штурм, обладает чертами героической саги. Но  "металл не держит крутость", и никто ещё не смог опровергнуть эти слова madius'а. Я тогда  приводил в пример рассказ про альтернативный футбол. По форме, это былина без Героя. Здесь  есть подключение к эгрегору, есть переживание своего единства с племенем. Есть катарсис -  но он достигается внешними методами, за счёт упоминания песни "Священная война". В итоге, в  остатке простенькая мораль - жил бы Сталин, и у нас был бы крутой футбол, а не как сейчас.  Мысль, достойная для размышлений от завтрака до обеда, но не более того.   

Аристократам тоже нравились варварские саги и былины. На их основе аристократы сочинили  свой эпос. Но их Путём стал путь мастерства - хотя отрефлексировали его уже интели.

"В мире такой книги существуют Мастера, в той или иной сфере, которые резко отличаются от  простых людей. Мастерство, в данном случае - некая традиция, которая передается из  поколения в поколение, от Мастера к Ученику. Путь мастерства - воистину Путь... О, и тут  прилетело косноязычие и накрыло меня своими мягкими крыльями. Надо быть проще. Для меня  Путь мастерства в книге заключен в двух вещах - постепенный рост крутости главного героя  (сначала Ученника, потом Мастера - ибо и Мастер продолжает учиться), и наличие носителей  Традиции по обе стороны сюжетного фронта. Собственно, победа над Мастерами из оппозиции  является для героя одним из способов подняться на следующую ступень силы (ключевые слова:  маги, мастера боевых искусств, джедаи)".

"...Надеюсь, с этим путём всё было ясно ещё тогда. Здесь правит бал следование Традиции,  овладение Искусством и повышение Уровня. В общих чертах процесс прокачки знаком всем, кто  играл в РПГ. Но речь не обязательно идёт о прокачке. Самый частый сюжет на пути мастерства  - эпизод из жизни носителя Традиции, который взвешивает своё мастерство на весах конфликта  с другим мастером, находящимся в сюжетной оппозиции...

На втором месте следует упомянуть процесс передачи Традиции и Искусства от Учителя к  ученику. Но всё это части одного непрерывного процесса - обучение у Учителя,  самостоятельное следование пути с постепенным повышением уровня, передача Традиции своим  ученикам
".

Принадлежность к Традиции позволяет за счёт искусства побеждать силу. Это стержень, основа.  Сила - достоинство варвара, численное превосходство - достоинство буржуа, искусство  опровергает и то, и другое. Традиция, возможность, право и обязанность изучать искусство -  вот что отделяет Высших от низших и даёт им преимущество в любой ситуации.

"[Благородное фехтование], где старик с животиком и подагрой лёгкими движениями запястья  мог гонять клинком  молодого и быстрого соперника, и легко отражать его атаки...".

"Типично европейское оружие – шпага. Тут весь характер европейца сказался: длинная упругая игла- мысль. На пороге вылез нестриженый мужик с топором, стал красную косоворотку на себе рвать: "Не замай!" – Точный, едва заметный глазу укол. Орущая гора мяса, натолкнувшись на невидимую преграду, как-то ойкнула, подпрыгнула и, перевернувшись в воздухе, грузно шмякнулась об пол".

"В нашем деле важна именно максимально высокая мощность при минимально возможном весе.  Оптимизация энергетики начинается с детства и длится долгие годы. В результате хиловатый с  виду рейнджер пробивает боксера-тяжеловеса ударом пальца. Система подготовки человека —  универсального воина разрабатывалась столетиями".

(Таких цитат можно набить много, вплоть до английского джентельменского бокса и искусства фехтования тростью.)

Естественно, высшим уровнем искусства, и японцы, в итоге, произнесли это вслух, было умение  правильно умереть, сохраняя достоинство. Пусть врагов слишком много и они слишком сильны,  пусть победа невозможна - всё равно благородный человек обязан продемонстрировать своё  превосходство над противником, хотя бы в искусстве правильной и достойной смерти.   

Честный поединок двух носителей Традиции, позволявший оценить степень их безупречности -  это тоже аристократическая концепция.

Наконец, передача мастерства следующему в цепочке.

"Для аристократа линия крови - это большее, чем генетика. Это традиция, культурный код.  Без общего культурного кода нельзя поддерживать существование рода, династии,  сословия,  касты..."

"Официальная история Школы фехтовальных искусств Сергея Мишенёва основана на корпоративных  преданиях, подтвержденных в процессе специальных исследований...
Швейцарский фехтмейстер Балтазар Фишер приехал в Санкт Петербург в 60-х годах XVIII века..  Лучший ученик Фишера – Иван Ефимович Сивербрик (1778 – 1852), продолжив дело учителя, стал  самым известным преподавателем фехтования в дореволюционной России... Именно ученики  Сивербрика – фехтмейстеры Первого кадетского корпуса – продолжили развитие классическое  фехтование европейского типа в России. Наиболее выдающимся среди них, был выпускник корпуса  Александр Павлович Мордовин... В Москве, линию преемственности принял Виктор Константинович  Добровольский, в будущем – соавтор первого учебника по фехтованию и рукопашному бою.  Следующим приемником стал Лев Петрович Мацукевич... И среди его учеников очень быстро  выделился Николай Владимирович Чугунов... Сегодня эту линию возглавляет непосредственный  ученик Н. В. Чугунова и прямой преемник классического мастерства – Сергей Викторович  Мишенёв
".

"Аристократ отвечает перед  теми, кто помог ему стать самим собой, идёт ли речь о прямом  обучении или о древних  образцах достойного поведения".

Я говорил, что в фильме "Гангстер", Фрэнк Лукас, герой Дензела Вашингтона - чернокожий  аристократ. Более того, там объясняется, как именно у него сформировался этот тип личности.  По сюжету, его наставником был человек, пятьдесят лет представлявший в Гарлеме интересы  итальянской мафии, и за это время приобщившийся к старым европейским ценностям. Последние  пятнадцать лет молодой Фрэнк Лукас был при нём водителем, телохранителем, сборщиком долгов;  старый гангстер научил его правильно одеваться и вести себя, как подобает джентельмену.

Что самое смешное, остальные негритянские боссы (варвары по менталитету), ходившие под  стариком, Фрэнка не уважали, так как считали его слугой, шестёркой, не более того. Они не  видели в нём ученика. В начале фильма все съезжаются на похороны главаря, и один из его  бывших соратников подходит к Фрэнку Лукасу со словами: "Парень, ты всегда был рядом с ним,  если будешь в чём-то нуждаться, обратись ко мне, я помогу". Фрэнк холодно смотрит на  собравшихся и отвечает: "Они все были ему должны. Теперь он умер, и они думают, что их  долги спишутся. Но я этого так не оставлю. Я сдеру с них всё до последнего цента". Никто  ещё этого не осознал, но в Гарлеме появился новый хозяин. 

arishai выкладывала ролик про чудесных птиц.



Я впечатлился и стал искать о них информацию в сети.
Единственная война, известная этим птичкам - битва полов, борьба за влияние самок. Раз в  год самцы и самки собираются вместе, и самцы, разбившись на двойки, демонстрируют  привередливым дамам своё искусство парных танцев и синхронного пения. Это действительно  война, предельное напряжение сил, за которое самцы расплачиваются ранней смертью, всё ради  шанса передать свои гены следующему поколению. Итак, двое должны работать, как одна  команда, чтобы привлечь самку безупречностью своей техники. Но только один из них, альфа, в  итоге получает право совокупиться с самкой. (Как я понял, есть и самцы-одиночки, но у пар  шансы выше.) 

Учёные долго думали, что заставляет "второй номер" помогать первому, с точки зрения половой  стратегии. Была даже версия, что это братья, объединённые общими генами. Ответ оказался  элементарно прост. Птичка, работающая с альфой, имела хорошие шансы превратиться в альфу в  один из следующих сезонов. Первому номеру, опытному исполнителю, нужен партнёр, который бы  оттенял его искусство, добавлял ему выразительности. Второй номер, копируя наставника,  учится достигать совершенства в брачном танце. Мастер получает награду, а подмастерье, тем  временем, овладевает ремеслом, что когда-нибудь позволит ему самому стать мастером.

"Эти птички развились до феодализма!", - восхитилась тогда arishai

Действительно. Турниры, прекрасные дамы, рыцари и оруженосцы. Оруженосец не рыцарь, но он  повсюду следует за рыцарем, копирует его поведение, смотрит, как тот двигается, держится,  ест, общается с дамами. Естественно, оруженосцу ничего не перепадает от галантных успехов  рыцаря, но зато он будет знать, как вести себя, когда получит собственные шпоры. 

Это одна из причин, почему я назвал первой добродетелью аристократов дисциплину. Когда  Переслегин засунул принцип "не научился подчиняться — не научишься руководить" в убеждения  буржуа, он меня, мягко говоря, удивил.

В контексте европейской истории, аристократы начали работать и с Путём тактики, в том  смысле, о котором я писал в начале:

"Путь тактики начнётся с каких-нибудь греческих фаланг - людей с копьями, построившихся в  несколько линий. Такая единница имеет очевидное преимущество перед толпой.
...Я понял, что у трёх опытных, обученных действовать вместе алебардистов будет шанс против  самого Конана; шанс, которого не было у каратиста. Сам Отто, второй главный герой Нормана,  Невероятная-ходячая-машина-смерти, Танк-из-танков, спасовал, оказавшись на лошади с мечом  против трёх опытных всадников с копьями
".

Помните, как об этом писал Мишенёв? Вожди, цари и герои сходились друг с другом в схватках  один на один ("...ибо  убить вождя не на единоборстве считалось великим грехом и убийцу изгоняли из племени и проклинали". Г. Хаггард, "Ледяные боги"). Их дружинники, тем временем, осваивали бой плечом к плечу,  стенка на стенку. (Мы же верим Мишенёву, да? Он не то что втыкает в аристократический миф,  он живёт в нём.) Именно такие навыки могли дать прото-аристократам решающее преимущество.  Против сильного противника, против многочисленных противников, против многочисленных  противников, сильных в индивидуальных поединках.

"Испанский гарнизон численностью менее 300 чел. отразил атаку японо-китайских пиратов, численностью в 600 человек. Среди нападавших было по меньшей 200 самураев, как низкого (ассигару), так и высокого рангов. Вообще численность пиратов превышала несколько тысяч человек, но были отобраны лучшие для нападения на испанцев. Результат - 400 нападавших убиты, остальные - сбежали. Самураи, не пожелавшие отступить, были уничтожены все, кроме тех, кого в бессознательном состоянии вытащили китайцы. В рядах испанцев сражались и 50-60-летние ветераны, т.е. в бой шли все. Особой огневой поддержки не было - пираты успели только сделать несколько залпов, испанцы же практически не стреляли - крепости как таковой не было, так что все свелось к мечевой схватке. Потери испанцев - 60 чел".

Важный момент - аристократы не отделяли тактику от мастерства. Всё это шло в одном пакете -  верховая езда, фехтование, бой в строю, стрельба из лука (если речь идёт о Японии) и т.д.  Вплоть до танцев и стихосложения.

(Почему-то вспомнился Вархаммер 40 000, доктрина Космодесанта. Космодесантник должен  овладеть всеми гранями искусства войны, даже теми, которые ему не придётся использовать.  Скауты, молодые послушники, которые уже не совсем люди, но ещё не космодесантники,  совершенствуются в тактике современных разведывательно-диверсионных групп. Камуфляж,  снайперские винтовки, скрытое проникновение небольшими группами. При этом, "взрослый"  космодесантник будет воевать в строю боевых братьев, в древних доспехах, раскрашенных в  цвета чаптера. Очевидная отсылка к спартанским криптиям - игра в "подкрадись к илоту, убей  илота" в качестве общефизической подготовки для юношества, бой в строю, как основное  искусство.) 

Возвращаясь к моему любимому отрывку из фильма "Троя".
Проще всего показать древнюю дружину, как кучу варваров во главе с самым прокаченным  варваром.
Можно изобразить бойцов варварами, а вождя - варваро-аристократом или прото-аристократом.
Но тут мы видим обратную ситуацию - вождь базовый варвар (+ ещё кто-то, логически рассуждая - аристократ, если бы не фирменная "голливудская рефлексия"). Герой, следующий Путём Героя.  Его личная "фаланга" - прото-аристократы, Путь тактики. Вождь сбособен выкинуть всё, что  угодно. Ему пофигу, он пуленепробиваемый. А дружина следует за избранником богов, хоть в  Аид, если он прикажет, умирая за него, побеждая вместе с ним. Дисциплина - изначальная  добродетель.   

"Шел высказал хорошую мысль по поводу сравнения путей мастерства и героев. Как вообще  появилась Традиция, которую передают друг другу Мастера? Создавалась ли она постепенно,  опытным путём, обрастая приёмами, включая в себя находки разных поколений? Или возникла  после того, как кто-то попробовал описать способ боя, используемый "очень крутым чуваком"?  Сам "крутой чувак", понятное дело, об этом не задумывался; умение правильно двигаться,  дышать и убивать было у него в крови. Но, возможно, у него были ученики, подобно Генриусу у  Тэрла или Партоклу у Ахиллеса (речь опять о х/ф "Троя")".

Ладно. Интелям в Пути мастерства больше всего понравилось то, что это была некая наука,  которую можно изучить. Они же придумали магию (в первую очередь, в современной фэнтезийной  трактовке) и джедайство. telserg спросил меня, как быть с теми системами, в которых магия  - это вид боевого искусства. Хм. Пока скажу, что джедайство - это боевое искусство с точки  зрения интеля, то есть магия :).

Как писал Переслегин, из всех боевых искусств интелям больше всего подходит айкидо, с  принципом "не попадай в неприятные ситуации". Соответственно, почти все они (мы?) готовы  были согласиться с Сунь-Цзы в том, что лучше всего - разбить замысел противника, лучшая  победа - победа без войны, хоть она и не приносит ни славы, ни доблести.

Интели изобрели путь стратегии.

"Об этом говорил Слава Макаров, когда критиковал Нормана. Слава предпочитает этот путь  прочим... или должен предпочитать, как московский представитель клуба ИГШ.
Путь стратегии повествует о самой стратегии, идёт ли речь о сугубо военной или  всеобъемлющей высшей стратегии, и стратегах. В каком-то смысле, стратегия, особенно в  некоторых своих проявлениях (любимая ИГШ неаналитическая стратегия, стратегия чуда),  подобна магии.

Стратеги на этом пути - игроки, доской для которых является весь мир, играют ли они против  другого игрока или против текущего положения вещей, инерции реальности или чего-то в этом  духе
".

"Как-то я сравнил стратегию с магией. Одна из любимых переслегинских мантр - "равные  позиции преобразуются в равные". Вернее, "при взаимно правильных действиях оценка позиции  не меняется - равные позиции преобразуются в равные (принцип тождественности, он же -  принцип обреченности)". Стратегия - это искусство преобразовывать имеющиеся условия в  желательные. По моему старому определению, маг - это тот, кто выигрывает, меняя правила под  себя. О настоящем стратеге мы можем сказать то же самое.
Такой стратег - всегда игрок. Его игральная доска - пространство решений, и его действия  служат тому, чтобы это пространство расширить. Впрочем, сам факт использования метафоры  игры подразумевает наличие у игрока определённой свободы действий.
Я как-то говорил, что при таком подходе может возникнуть искушение считать актёров  игроками, преувеличивая степень их свободы...

С другой стороны, стоит вспомнить и бродячий сюжет о молодом офицере армии США, которому на  командно-штабных учениях дали порулить за "красных" - Ирак или Иран - и он при этом смог  нанести "синим" неприемлимые потери, после чего пришлось отменить результат и переигрывать  заново. Вы наверняка слышали эту историю, в том или ином варианте. В этой ситуации,  действительно, гипотетический офицер был игроком, играющим за победу или престиж (в итоге  оказалось, что это правдивая история, только произошла она чуть позже, чем я о ней услышал  - Г.Н.).

Если оставить в стороне войну и геополитику, то к Пути стратегии можно отнести и образцовое  кидалово, в ходе которого жулик и махинатор проведёт изъятие капитала у крупного босса  мафии. Если комбинация тонкая, а комбинатор - ас, то подобное вполне поддаётся описанию в  терминах Сунь-Цзы
".

"Конечно, это ничего не значит, хотя есть искушение потрепаться языком на тему того, что  армия в Китае всегда была китайской, поэтому пришлось изобретать высшую стратегию,  искусство натравить свою толпу на чужую толпу так, чтобы ещё и победить. Отсюда идеи вроде  "армии ослов под командованием льва", предложений кормить армию через день, чтобы была  злее, и сжигать за ней мосты, чтобы не убежала, ну и лучшей победой начинает считаться  победа без боя, потому что в бою может и не повезти :)
...
В таком случае, следуя концепции Переслегина, рано или поздно американская индустриальная тактика (со всем этим "гипермодернизмом") опровергается пост-индустриальной стратегией чуда, серией неочевидных ходов, на которые просто нечем ответить.
".

Вообще, интелям близка концепция войны замыслов. Они вообще любят обсуждать замыслы. Он  планировал сделать то-то, и если бы в ответ... то...

Знаете, как в анекдоте.

Хоронят игрока в преферанс.
За гробом идут друзья.
Один другому: "Так вот, если бы покойный тогда пошёл с червей..."

Рассуждения о пути стратегии позволяют интелям считать мир логичным и управляемым.

Помимо этого, интели отвечают и за путь структур.

"Рассказывает о создании, развитии и взаимодействии социальных структур. Упомянутый в  старом постинге "путь интриг" является частным случаем того же самого, потому что в ходе  интриг люди взаимодействуют, лишь как части некой структуры или структур. В такой ситуации  у человека гораздо меньше степеней свободы. Представим себе непростые отношения между  разными отделами имперской разведки, когда ящик коньяка может решить исход сложнейшей  комбинации. Собственно, Штирлиц; его превосходство над фашистскими бонзами состоит в том,  что среди них только он по-настоящему свободен, его родная организация слишком далеко, а  принадлежность к структуре - лишь маска, которую он носит. Остальные, хоть и считают себя  игроками, напоминают то ли кукол, барахтающихся в паутине, то ли марионеток, которых  дёргают за тонкие как паутина нити.

И если бы речь шла только об интригах! Но Лазарчук, а за ним и другие, подняли вопрос о  том, что сложную социальную структуру можно считать живым и даже квазиразумным объектом. По  крайней мере, то, что системы развиваются и существуют по своим законам, которые можно  описать и исследовать - объективный факт
".

Во-первых, именно интели начали считать сложные системы живыми существами. "Он прекрасно  знает устройства большого корабельного мозга, которым ведает, и с этим аппаратом у нас  никогда не было ни малейшей заминки. Могу поручиться, что в глубине души Иеромонах  одушевляет его, относит к категории духов - скорее добрых, однако, чем злых".

Во-вторых, именно интелям свойственно ощущать себя частью чего-то большего, всеобъемлющего,  всемогущего (в нормальной ситуации это Бог).

В-третьих, интелям просто нравится потреблять и генерировать тексты о заговорах,  контр-заговорах, интригах, комбинациях, взаимодействии структур и о структурах в недрах  структур, войнах разведок и прочей конспирологии с криптоисторией. Опять же, приятная  иллюзия управляемого мира, пусть даже управляемого Злом или Големом. (Но всяко лучше, чем  считать, что самолёт летит, а за штурвалом - никого.)

У нас остались всеобщие любимцы, буржуа.

Во-первых, к ним перешёл путь тактики, благо отвечающий за него тотем муравья был им изначально близок ("Их потомки до сих пор выказывают муравьиную бережливость, терпение и упорство").  А если подумать про вольных земплепашцев и пехоту? Про связь второго и четвёртого контура?  Мда.

Именно буржуа, со своими осадными машинами, пушками и пулемётами превратили путь тактики в  то, чем он сейчас является.

"Тактика - четко фиксированные в своей последовательности способы поведения,  ориентированные на достижение конкретных целей, являющихся звеньями реализации  стратегических целей. греч.Taktika - искусство приводить в порядок.

Тут я, безусловно, остаюсь в рамках словарных определений. На пути тактики мы имеем дело  непосредственно с боем, когда всё решает уровень подготовки и материальное обеспечение.  "Тактика - искусство приводить в порядок", подобно тому, как стратегия - искусство  управлять хаосом. В первоначальном постинге я слишком сосредоточился на описании тактики  спецподразделений, но разве не то же самое можно сказать о боевом корабле? , Не стратегия,  решающая, где, как и против кого будут использованы корабли, но само описание их  применения. Ведь боевой корабль - это тактика, застывшая в металле, в доктрине, в выучке  экипажей. "Мы знаем, что делать, и будем это делать, до победы или уничтожения
".

"Таким образом, путь тактики, изначально связанный с действиям отряда на поле боя и  тактикой спецподразделений, стал охватывать описания работы боевых механизмов в широком  смысле. Например, прорыв "летающих крепостей" сквозь систему вражеской ПВО тоже будет  относится к пути тактики. После поражения немцев и японцев, которые не от хорошей жизни  пытались играть в Искусство, в мире возобладал путь тактики, представленный Америкой.

Америка никогда не собиралась играть красиво, а её богатство позволяет ей не заморачиваться  подобными мелочами. Мечтой американцев всегда было обеспечение подавляющего  материально-технического превосходства над противником, что позволит без проблем и без  потерь выиграть любое боестолкновение. По моей классификации, это путь тактики; собственно,  основная масса текстов в духе этого пути написана именно в США... Да один термин чего  стоит, _техно_триллер! Сплошное восхваление техники и людей, которые правильно её применяют  в боевых условиях
".

Да, Америка воюет так, как хотели бы воевать все буржуа. "Кто считает, что качество оружия  определяется ценой и удобством для пользователя?!" - "Американцы".

Наконец, к буржуа - буржуа нового типа, современным и продвинутым - следует отнести путь  венчура.

""Венчурное предприятие - относительно небольшое предприятие, занимающиеся прикладными  научными исследованиями и разработками, проектно-конструкторской деятельностью, внедрением  технических нововведений с неопределенным заранее доходом. Различают:
- внутренние венчуры - малые внедренческие фирмы, выделяемые из структуры корпораций на  период создания и освоения новации; и
- внешние венчуры - малые независимые внедренческие фирмы, которые включаются в сферу  деятельности крупных корпораций путем предоставления им финансовых средств, консультаций,  экспериментальной базы и т.д".

Я уже упоминал о пути венчура. Речь всегда идёт о решении конкретной задачи, будь это  съемки фильма, отправка исследовательской экспедиции и так далее. Нет необходимости  вставлять в текст военные действия, сама суть этого пути в организации взаимодействия и в  гладком и изящном решении возникающих проблем. Венчур - это люди, которые его создали, их  деятельность рациональна и при этом отличается крайней гибкостью и свободой в выборе  средств, соответственно, правила пути структур тут не действуют. Для чего, собственно,  венчур и создаётся. На этом пути главные герои - снабженцы и кадровики, на их плечи ложится  основная нагрузка. Где раздобыть транспорт? Что делать, если стулья нужны утром, а деньги  будут днём? Как создать в коллективе нормальную психологическую атмосферу? Как превратить  неудачников в победителей?

Неудивительно, что путь венчура был придуман в США и во-многом остаётся прерогативой  авторов-американцев
".

Когда боги нисходят к жёнам буржуа, у них рождаются снабженцы. Вот и всё о том.
Tags: аристократ, буржуа, варвар, интель, концепция, пути
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments