Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Персональный миф, паттерны, пути, парадигмы и прочие ужасы, часть вторая

И кстати...
А помните, как я о парадигмах Макарова писал?

Я ведь откопал изначальный текст.
slavamakarov в свое время привел достаточно аргументированное доказательство того, что все возможные устойчивые решения системы "морская война" (и "космическая война" тоже) определяются соотношением эффективности систем "оружие/броня/двигатели", и распадаются на 4 класса (с двумя подклассами):
1) Крепости (береговые) рулят
2) Линкоры рулят
3а) Крейсера рулят
3б) Подлодки рулят (решение переходит в этот подкласс из 3а, если у нас нет эффективных средств обнаружения - с дальностью, большей дальности оружия)
4) Авианосцы рулят

Для книги, конечно, интересно использовать момент, когда одно решение переходит в другое (как, например, во второй мировой).


Сразу обращает внимание, что когда я это пересказывал по памяти, я не задумываясь отправил "береговую артиллерию" на четвёртую позицию, после чего линкоры стали первыми, и так далее. Заодно забыл краткое определение подлодок в рамках второй (изначально - третьей) парадигмы.

Затем я попробовал наложить парадигмы Макарова на фэнтези, ага.

"Первая парадигма - это герои, богатыри и легендарные самураи. Это очевидно. Более того, именно эти образы являются изначальными. Огромные корабли, древние боевые машины и гигантские человекообразные роботы - мы смотрим на их сюжеты и видим, что они написаны языком древних сказаний о великих воинах. Линкор "Ямато" умирает, как последний самурай под градом вражеских стрел или пуль, и искалеченный "Нагато" назло победителям демонстрирует несокрушимость своей воли. Пусть это ложное уподобление, и "металл не держит крутость", но в былинах и героическом фэнтези мы имеем дело с изначальным сюжетом, и воины идут по дорогам жизни, омытые реками вражеской крови. Героя может победить только другой герой, или предательство, или фатум".

Вношу поправку. Первая парадигма в фэнтези - это героическая фэнтези. Связана с варварами. Идеальный варвар соответствует линкору, потому что сильно бьёт (ходит с большой пушкой), при этом является фантастически живучим, "невыносимым" и пуленепробиваемым.

"Вторая парадигма, естественно, является просто человеческой, что в фэнтези, что не в фэнтези. Люди - достаточно хлипкие существа, зато они умеют организовываться в группы и создавать весьма эффективное оружие против себе подобных. Как писал один японец, лучше нанять сотню копейщиков по десть монет, чем одного мечника-самурая за тысячу. Группа заруливает уникумов, а Кольт давно сделал всех равными. В фэнтези эта парадигма, в основном, представлена в двух вариантах: или дешёвая орда с хитрыми коварными командирами ("плохие парни", орки; короче, т.н. китайский путь), или элитный отряд, уничтожающий могучих врагов за счёт своей воинской смекалки, опыта и спаянности (спецназ, "наши")".

Поправка! Вторая парадигма в фэнтези - это японская историческая фэнтези. Самураи - крейсера (2а). Ниндзя и наёмные убийцы - подлодки  (2б; эффективность оружия превышает эффективность средств обнаружения). Ронин - крейсер-рейдер. Действия диверсионной группы - атака москитных сил (миноноски, ракетные катера, даже эсминцы), могут оказаться неожиданно успешными, но обычно ценой значительных потерь/гибели самой группы.
Во всех случаях - крутые, но неизбежно смертные бойцы.

Опять же, Ахиллес и мирмидонцы... у нас здесь корабли сопровождения, обеспечивающие ПВО, ПРО и противолодочную оборону Суперлинкора :).

slavamakarov рассказывал мне о японском фэнтезийном мульте, в котором одна сторона конфлика делала ставку на нормальную армию, а другая предпочитала вкладываться в подготовку немногочисленных, но практически непобедимых супербойцов. Это борьба двух парадигм с неясным, или, наоборот, очевидным исходом. Конец мифологического времени наступает тогда, когда армии начинают побеждать героев.

Вношу поправку. Подготовка немногочисленных супербойцов - это всё равно вторая парадигма (хотя мультфильм я не видел, не могу судить). Ключевое слово - подготовка. Героя подготовить нельзя, он просто появляется. Я писал: Император во вселенной настольной игры Вархаммер 40000, когда перед ним встала проблема борьбы с Хаосом, не стал создавать совершенное боевое искусство, а создал (поработав со своими генами) 20 совершенных воинов. Но героями они стали только после того, как были в младенчестве рассеяны по разным планетам, и, взрослея, пережили собственный миф, для каждого свой.

Кстати, telserg говорил, что действия на коммуникациях относятся к стратегии, и, следовательно, к интелям. Неправильно. Интели не рейдеры и не ронины. Другое дело, что воин, ушедший в отрыв (если брать в пример "Одинокого волка") заранее обучен "действиям на коммуникациях", так как эти действия укладываются в классические стратагемы, а их изучение входит в комплекс благородных искусств.

О, "Одинокий волк". Точно по Макарову, как ни странно - "для книги, конечно, интересно использовать момент, когда одно решение переходит в другое". Сюжетная основа книги - переход второй парадигмы в первую. Мастер превращается в Героя. Рейдер отъедается на коммуникациях и превращается в Суперлинкор, который бросает вызов броненосным эскадрам и перемалывает их всухую.

"Третья парадигма в фэнтези - это маги, колдуны, волшебники. Они являются аналогом авианосцев, ибо действуют не сами, а через свои заклинания. И они многофункциональны, в то время как великие воины лишь человекоубийцы, но лучшие из всех. Маги умеют защищать себя, и война мага с магом превращается в войну чар и заклинаний; в остальном маги, как известно, "сосут в рукопашке". Третья парадигма так же охватывает персонажей, способных контролировать случайности и создавать цепочки из неочевидных причин и следствий, даже если они не носят высокие колпаки или мантии со звёздами.
Это частично путь мастерства, и частично путь высшей стратегии, которая неотличима от магии
".

Это фэнтези про магов и идеальных стратегов, интельское по своей природе :).

"А в общем-то, вопрос всегда один, линкорно-авианосный - успеет ли воин добежать до мага, или маг свалит его своими заклинаниями? В мире магов основная задача солдат состоит в том, чтобы прикрывать мага в бою. В мире воинов магу остаётся роль "авианосца сопровождения" - он даёт герою полезные советы, прикрывает его от магических угроз и снабжает волшебными амулетами".

Итак, если на наших книжных полках в основном лежит фэнтези про прокаченных воинов, которые выясняют с друг другом отношения приёмами боевых искусств и периодически гибнут, при этом окружают их всевозможные спецназовцы, шпионы и наёмные убийцы, книги же про крутых непрошибаемых варваров редки - значит, вторая парадигма победила первую. Самое грустное то, что такие книги пишут интели, прущиеся от аристократов, но не очень разбирающиеся в предмете. Им бы по третьей парадигме работать - описывать магическую реальность, идеальных стратегов и сложную паутину замыслов-планов - да только для этого мозги нужны, и талант, а менталитет ничего подобного не гарантирует.

Про четвёртую парадигму не скажу. Что есть кризис системы, элементом которой являются люди, то есть мы с вами? Что будет внесистемным элементом, который бьёт любой системный?

А вот здесь я тогда сделал непростительную ошибку. Речь-то шла о фэнтези. Значит, четвёртая парадигма - то, что не относится к магии и геройству, но обозначает кризис фэнтези, как жанра. Это у нас закос по суровый мрачный реализм, и буржуа, как негероический менталитет. Эти передавят героев... в детстве, расстреляют рыцарей из пулемётов и артиллерийских орудий, а магов просто сожгут. Буржуа в волшебство не верят, оно на них кончится. 
В общем, четвёртая парадигма в фэнтези - это наш, реальный мир. Не рулят тут Герои-полубоги, выпавшие из системы винтики-рейдеры, постигшие Путь мастера, суперспецназовцы и прочие волшебники. А рулят "массы, т.е. большее число бойцов и большее количество материальных средств, которыми ведется война, а не более высокая дисциплина, тактика или более высокий дух борющегося". Вот и всё кино.

В остальном, забавно, но кажется, я переместил "береговую артиллерию" на четвёртое место, потому что такое распределение соответствует каким-то паттернам в моём сознании (и не только в моём, видимо). Линкоры-крейсеры-авианосцы-крепости ("береговая артиллерия"). Варвары-аристократы-интели-буржуа. И начинается всё каждый раз с Пути Героя...
Tags: аристократ, буржуа, варвар, интель, концепция, парадигмы, пути
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments