...Всё началось с telserg'а, мы тогда говорили о боге войны моего мира. Чтобы проиллюстрировать свои мысли, я взял "Книгу Тота" Алистера Кроули и стал подчёркивать цитаты, отсылающие к образу Двуликого, отношениям между войной и стратегией, стратегией и тактикой и так далее. Отсюда, к примеру, фраза о происхождении шахмат - для нас эта игра символизирует стратегию, а бог войны когда-то выдумал её для отдыха и развлечения уставших воинов.
Вскорое я обнаружил, что эта книга стала для меня гадательной.
При этом, Старшие Арканы Таро Кроули не произвели на меня особого впечатления, они были какие-то неправильные. Но вот Младшие Арканы захватили моё воображение. То же описание огненной масти Посохов, от Туза и далее, читалось, как описание мифа бога войны (и я надеюсь, я когда-нибудь ещё его выложу). В конце концов, Посох Огня - базовый атрибут Двуликого, и я это выдумал ещё до знакомства с Таро.
А описания фигур всех четырёх мастей, мне кажется, просто просятся в тему менталитетов, хотя сначала я хотел ограничится лишь иллюстрациями к менталитету буржуа. Но потом меня стали просить выложить все 16 фигур.
...Кроули связывал 16 фигурных карт с типами людей. Можно представить, как Кроули идёт сквозь галлерею портретов, вспоминая различных людей, встречавшихся ему в жизни, и деля их на четыре масти (Посохи, Чаши, Мечи, Диски). Но надо иметь в виду, что Кроули считал себя чуть ли не антихристом-антихристианином, поэтому про каждого человека старался сказать какую-нибудь гадость.
Соответствия мастей следующие. Мечи - это масть Воздуха, сам Кроули связывал их с "духом, разумом, борьбой, интеллектом". Это интели. Ещё более очевидна связь Дисков, этих "сынов Земли", с буржуа. В традиционном Таро Диски - это пентакли, одновременно монеты и символ земной стихии. У Кроули, Диск - это фигура, поддерживающая себя постоянным вращением-обращением, то есть тоже Земля и Работа, Капитал. Неистовое пламя Посохов указывает на варваров, этих любителей больших дубин. Методом исключения, Чаши/Кубки оказываются аристократами (Чаша Грааля, как символ?). Хотя настоящие аристократы, это, скорее, не Вода, а Лёд.
Опять мы видим ту же последовательность. Варвары-аристократы-интели-буржуа, линкоры-крейсеры-авианосцы-береговая артиллерия, посохи-чаши-мечи-диски. В любом случае, это гипотеза, а проверять её мы будем на конкретных примерах.
Но сначала о путаннице. Кроули писал, что любая из 16 карт может обозначать как мужчину, так и женщину. Более того, в характере человека может ощущаться влияние не только основной, но и дополнительной карты, всё зависит от дня и часа рождения. (Ха, вспоминается z_area, который предложил сделать соционику более научной, скрестив её с астрологией. По-крайней мере, в астрологии тип человека жёстко привязывается к дате его рождения, а в соционике типирование, во многом, происходит от балды, и одна школа с другой никак не договорится. Да, мы помним, что Переслегин выдумал менталитеты, чтобы объяснить, почему его жена регулярно промахивается с типированием по соционике?)
А если говорить о менталитетах, то некоторые карты будто указывают не на чистый тип, а на смешанный. Причём, сложно сказать, что в таком случае обозначает масть, базовый тип или оболочку? А если тип смешанный, значит, карта одновременно указывает и на другую карту, чья масть соответствует примеси.
- Этот абзац можно не читать -
/*уходит в откровенный отрыв и гонит*/ Если брать стихийные соответствия, то, по Кроули, Рыцарь - это Огонь, Королева - Вода, Принц - Воздух, Принцесса - Земля. Совместив это с Переслегиным, мы получим, что первая пара обозначает древние менталитеты, а вторая - современные. Есть логика в том, что Рыцарь с Королевой представляют собой более древний тип. Но по pikitan'у и schloenski, древние, биологические менталитеты - это варвар и буржуа, а цивилизованые, человеческие - аристократ и интель. Наконец, по Кроули, в каждой паре должна быть оппозиция мужского и женского (огонь-вода, воздух-земля), а по Переслегину, оппозицию образуют пары аристократ-буржуа и варвар-интель. /*хихикает*/ А это у нас соционические дуальные пары Дон Кихот-Дюма и Жуков-Есенин! Если ещё вспомнить мою Концепцию... /*отсмеявшись*/ Да. Пришлось бы строить графики, таблицы, рисовать всякие фрактальные структуры... Мы этого делать, конечно не будем.
- Всё, всё -
Кроули сам честно пишет: "Дело в том, что в сфере Элементов всё смешано и перепутано; или, если говорить в оправдательном тоне, взаимозависимо и уравновешено.При таком расположении карты, пусть на грубом и сугубо практическом уровне, но очень хорошо описывают различные типы мужчин и женщин".
И я буду считать, что у нас здесь восемь типов мужчин и восемь типов женщин, ведь очевидно, что когда Кроули писал о женских картах, он думал о женщинах, а не людях вообще. В рамках базовых менталитетов эти типы обозначают даже не столько людей, сколько некие полюса притяжения, ориентиры и архетипы.
Часть вторая
Значение Кроули в том, что он хотя бы попытался показать, как будут проявляться менталитеты у мужчин и женщин, и в чём будет разница. Все остальные писали только о мужчинах. (jayrandom вообще свёл древние и современные менталитеты к противостоянию альф и омег, то есть самцов, которые всех бьют и всех трахают, и самцов, которым никто не даёт. Где здесь женщины?!)
Возьмём варваров. По условиям задачи, это специалисты по выживанию, в биологическом смысле. У Переслегина это высокомобильные и сексуально активные люди. Но это стратегия самца, в предельном проявлении - "наше дело не рожать, сунул, вынул и бежать". Здесь и то, что в моём мире называется путём судьбы - "ввяжемся в бой, а там посмотрим; крутые и сильные выживут, а на остальных плевать".
Но самки не могут позволить себе обменять качество на количество. Сексуальная активность ведёт к беременности, беременность и необходимость выкармливать ребёнка резко ограничивает мобильность.
(Соответственно, женщине-варвару нужен не первый встречный, но мужчина, которому она сможет родить крепких, здоровых детей, нужен мужчина, который будет заботиться о ней и её детях. По возможности, это должен быть один и тот же человек, но это как раз необязательно. Главное, она должна суметь зацепить нужного мужчину или мужчин.
Продолжая тему биологического выживания, варвар-мужчина должен драться до конца. В случае чего, всё равно ведь придётся умирать. А если он не смог победить и умер, значит, он был не настолько крутой, нашлись и покруче. Но если он жил, как "правильный пацан", то, с большой вероятностью, у его поза-позапрошлой подружки уже подрастает его маленькая копия.
Женщина так не может. Если она будет драться до конца, она с большой вероятностью угробит себя и свою генетическую линию. Для неё выживание будет связано с умением принимать обстоятельства, которые нельзя изменить, со способносностью "расслабиться и получать удовольствие".)
Итак, предельная активность и мобильность (бегать и всех бить) противоречат функции продолжения рода, и, следовательно, биологическому выживанию данной женщины-варвара. Идеальный варвар-мужчина - Сверхчеловек, "пассионарий", а идеальная женщина-варвар - та, которая найдёт себе Героя, чтобы родить от него сыновей, похожих на отца, и дочерей, в которых продолжится мать.
Ладно. Возьмём аристократку. Как я тогда пошутил, если женщина считает себя капитаном Бладом, мы имеем дело с интелькой. Аристократы себе не врут, значит, аристократка должна считать себя женщиной, благородной женщиной, с женским долгом и женской честью. Это не воины/рыцари/офицеры, как мужчины-аристократы, это совсем другая категория.
Для женщин-интелей не так актуален образ диспута, как войны, в которой одим из способов победы над идеологическим противником является его физическое уничтожение. Женщины воспринимают эти вещи несколько иначе. Потом, у девочки-интельки меньше шансов оказаться "ботаном", по целому ряду причин.
Будут свои различия и у буржуа, например, в отношении к социальному капиталу. У женщин другое восприятие престижа, статуса, немного другая социализация в период взросления - по Переслегину, именно социополовой уровень, формирующийся в 7-8 лет, является у буржуа ведущим.