Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:
  • Mood:

Юг - материалы по теме

(Константин Крылов, "Поведение")

Первая этическая система (Юг)

Я должен вести себя по отношению к другим так, как они ведут себя по отношению ко мне.


Полюдье Юга

Будь как все.
Как все, так и я.

(Первая этическая система ("Поступай с другими так, как они поступают с тобой"), искажаясь, приводит к формуле ("Делай то же, что и все"). Впрочем, это не сильно расходится с самой порождающей этической системой, требующей почти того же самого.)


Это еще можно назвать этикой подражания. Человек, следующий такой этической системе, просто копирует (более или менее сознательно) поведение окружающих людей, и в первую очередь - отношение к себе лично.

Подражание, вообще говоря - основа всякого поведения. Человек подражает как себе (повторяя собственные действия), так и другим (научаясь). Первая этическая система является в этом отношении наиболее естественной, хотя, может быть, и не самой приятной для жизни в обществе.

В рамках этой системы невозможны такие ситуации, чтобы один человек был прав, а остальные неправы.

Цивилизации, целиком основанные на первой этической системе, давно перестали доминировать на планете. Она сохраняется в рамках некоторых культур, которые можно обозначить словом "Юг".

Судя по всему, одним из древних центров традиционной цивилизации Юга была Африка. Но, скорее всего, контролируемый ею некогда ареал был гораздо шире - например, к Первой этической системе относится некоторые (не самые развитые) культуры Кавказа. В настоящее время идеологией, наиболее полно выражающей ценности Первой этической системы, является ислам.

Однако подобное поведение не исчезло, более того - непрерывно воспроизводится в рамках так называемых "субкультур". Достаточно понаблюдать, как устроены отношения внутри молодежной компании, банды или любого другого маргинального коллектива, чтобы увидеть первую этическую систему в действии.


Следующие пункты я отметил знаком вопроса, чтобы не забыть упоминуть их в дальнейшем:

? - «…самый большой грех в рамках данной этической системы - "отрыв от коллектива"».
??? –  «Источником зла в данной этической системе считается непослушание, своеволие, вообще всякие проявления неподчинения обществу, понимаемые как невнимание к окружающим. Всякие проявления "своего мнения" и т.п. считаются просто проявлениями равнодушия или презрения к обществу, а отнюдь не "голосом совести". Естественно, это ни у кого не может вызвать никаких симпатий: человек, поступающий не как все, просто всех презирает и ни с кем не считается - вот вывод, которые окружающие делают тут же. "Он всех нас опозорил" - говорят о таком человеке, и стараются в лучшем случае вразумить его, а чаще - наказать, или вовсе от него избавиться».


А вот версия Егора Холмогорова:

«Для Юга, охватывающего, на наш взгляд, древние цивилизации Евразии и Америки, а также цивилизованные общества, существующие и по сей день в Африке и на Среднем Востоке, а также исламскую цивилизацию, находящуюся под мощным влиянием цивилизационного этоса Востока, характерна поведенческая установка следующего типа: как другие поступают со мной, так и я должен поступать с другими. Эрзац-этическое упрощение этой установки: будь как все. Социальное поведение строится на подражании коллективу, воспроизведении в себе основных черт коллективной поведенческой модели. Общество довольно жестко противопоставляет себя другим обществам, в которых все "не так".

Общества Юга есть соблазн назвать "закрытыми". Это не так - они могут меняться с довольно большой скоростью, однако изменения самим обществом не рефлексируются, общество не создает механизма регулирования своих изменений, а только адаптируется к ним. В религиозном устроении этих обществ "внемирской порядок выглядит как продолжение мирского". Центром политического и социального космоса для них является фигура "священного царя" или иного носителя харизматического господства, как бы сосредотачивающего в себе весь социум, единственно имеющего право подавать пример, задавать новые модели поведения. К обществам Юга в наибольшей степени относится эффект "провалившейся модернизации", поскольку в них трудно наладить социальный механизм поддержки модернизационных изменений — с одной стороны модернизация ХХ века вынудила их сформировать политические системы, в которых фигура вождя находится как бы на "полулегальном" положении, а с другой — только такая фигура оказывается в силах контролировать ход изменений».
Tags: Юг, концепция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments