Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Если продолжать разговор о власти...

Так, я набил текст о Востоке, он мне не нравится, но мы попробуем что-то с этим сделать. Выложу то, что есть на флэшке.
А то будет как-то нечестно. И с моей стороны, и в отношении вас. Так что, надеюсь, вы меня простите, а остальное как-нибудь выясним.


Напоминаю, что мы всё ещё говорим о "Поведении" Крылова (1, 2, 3).

...Надо разъяснить ещё один момент. Позволите мне небольшое отступление? Ладно, что Крылов все описания даёт с позиций интелей или буржуа, это связано с его собственным менталитетом. В конце концов, этические системы охватывали представителей всех менталитетов, несмотря на наличие у каждого из них своего, узнаваемого «дома».

Но с властью и иерархией Крылов несколько запутался. «Стала возможной ситуация, когда правителя не видят и не знают лично большинство подданных, и тем не менее подчиняются его приказам» – это он связывает исключительно с Востоком, не с Югом. Армию – с Югом (что ошибочно). Ислам – опять же с Югом (в чём есть своя логика, но что не всегда сочетается с другими его словами о Первой этической системе). Более того, он пишет, что сталинский СССР тяготел к Югу, хотя это было вполне себе централизованное государство. При этом, я согласен с Крыловым в том, что «появление первых централизованных империй связано как раз с возникновением и развитием Второй этической системы… Возникла иерархическая система управления, при которой приказы стали "спускаться по инстанциям". Стало возможным, наконец, делегирование полномочий, то есть временная или постоянная передача власти от одних людей другим».

Попытаемся разобраться.

«Если "самым лучшим" в обществах первого типа считается "свой парень", ничем не отличающийся от окружающих (то есть выдающаяся посредственность), делающий то, что делают все (и делающий это лучше всех)…»

Не всегда, я об этом уже писал. Именно в «обществах первого типа» возникает миф о Герое, который такой, да не такой, и отличается от окружающих. И всякий настоящий вождь должен быть в чём-то уникален, чем-то выделяться, иначе не понятно, почему все должны слушаться именно его. Эти отличия могут быть чисто внешними – одежда, головной убор, какие-либо знаки статуса – но они должны быть, этого требует человеческая психика. И дочеловеческая тоже.

Собственно, сам-то Крылов это осознаёт. Вот он описывает собственный сон: «Экспедиция - международная, под эгидой ООН. Кандидатуру командира корабля навязали африканские страны по дипломатическим каналам, так как это поднимало престиж Африки. Выбор кандидатуры был обусловлен внутриафриканскими раскладами: он является фигурой, выдвинутой одним очень уважаемым африканским племенем. Его положение в племени, в свою очередь, связано с его происхождением – он из семьи потомственных колдунов. Особенно важно, что он отмечен «знаком свыше» - той самой редкой болезнью, о которой идёт речь. Носители этой болезни почитаемы». Уникальность связана с властью.

Я на днях попал на вторых «Пиратов Карибского моря», по телевизору.
Ситуация. Герой Орландо Блюма попадает в плен к каннибалам. Его отводят к вождю, в котором он с удивлением узнаёт Джонни Деппа… т.е. капитана Джека-Воробья, а затем кидают в клетку к остальным членам команды. Выясняется, что каннибалы во главе с местным шаманом приняли Джека-Воробья за бога в человеческом обличье, поэтому и выбрали его своим вождём. «Но почему он нам не поможет, он же вождь?» - «Он вождь, только пока ведёт себя, как вождь. К тому же, они вскоре собираются съесть тело Джека, чтобы освободить скрытое в нём божество». И получить его божественную силу, надо понимать.

Классический Юг. «Он вождь, пока ведёт себя, как вождь». Джек-Воробей вёл себя так странно и необычно, что местные решили объявить его богом и своим предводителем. Раз он не совсем человек, он вполне достоин быть вождём – и священной жертвой. Чтобы подчеркнуть уникальность вождя, каннибалы нарисовали капитану Джеку три пары глаз на щеках и одну на веках, чтобы у него было восемь глаз даже тогда, когда он закроет свои настоящие. (Понятно, что создатели фильма не сами выдумали тему вождя-жреца-бога-жертвы, а взяли её из «Золотой ветви».)

Итак, концепция исключительности вождя вполне сочетается с Югом, вернее, непосредственно вытекает из логики Первой этической системы. Отсюда рукой подать до архаичной деспотии, которую Холмогоров справедливо относит к Югу: «Государство в такой системе приобретает характер священной деспотии, власти царя-жреца, который концентрирует в себе магические силы, воплощает их. А если вдруг он их утрачивает, то надо его как можно скорее убить и заменить новым. Граждане этого государства – это не граждане собственно, а люди, объединенные общим магическим культом, те, кто от этой священной магической власти так или иначе зависят в своей жизни. На этой архаической основе можно было добиться довольно впечатляющих результатов развития цивилизации, как добились их древние египтяне, вавилоняне, майя, ацтеки».

Да, деспотия во главе с царём-жрецом – это ещё не Восток, это Юг, но эволюционирующий в сторону Крайнего Юга, где стабильность поддерживается за счёт искусственного подавления высших уровней варварской ментальности, при помощи принципа «делай, как все», тотальности южного полюдья. Здесь появляются приказы, именно как поведение, навязанное внешней силой, волей могучего правителя (внушение, если хотите), здесь изобретают способы транслировать это поведение через время и расстояние – гонцами, письмом, обелисками. Другое дело, что варвары, сами по себе, подобное создать не могут. Необходима прослойка древних интелей, отвечающих за магическую компоненту, всё то, что позже назовут «религией», «идеологией» и «наукой». Недаром в племени каннибалов, куда попал Джек-Воробей, главным был шаман, не вождь.

«Это связано прежде всего с отказом от идеологии "вождя" как "первого среди равных", принятой в обществах Юга. Напомним, что в них руководитель не столько отдает приказы, сколько подает пример: его слушаются только пока он сам является образцом для подражания».

Во-первых, идеология «первого среди равных» возникает при феодализме, и это Восток по Крылову. Царь-жрец, деспот, уж никак не может быть подобен своим подданным. Он бог или потомок богов. Как мы уже сказали, он имеет право отдавать приказы, не подавая пример, людям, большинство из которых его никогда не видело. А во-вторых, тут есть нюанс, между «являться образцом для подражания» и «вести себя, как вождь», и этот нюанс Крылов не улавливает. Ведь в деспотии у правителя просто нет других вариантов поведения, он вынужден олицетворять власть.

«Если в обществах Первой этической системы центральной фигурой является вождь, то в обществах второго типа - царь. Разница между этими фигурами огромна. Иногда она доходит до прямой противоположности. Например, в сражении вождь всегда сражается в первых рядах, воодушевляя людей личным примером. Разумеется, правитель должен сам быть воином, и не последним, а (желательно) самым лучшим и самым сильным. Царя же везут в обозе и тщательно охраняют. Он может быть старым и немощным, а с действиями на поле боя он знакомится только по донесениям. Никто и не ждет от него проявлений высокой доблести. Однако, как показала дальнейшая история, цари выигрывали сражения чаще».

Повторяем пройденное. На Юге богоподобного правителя именно что везут в обозе и тщательно охраняют, потому что с ним связана сила племени – по крайней мере, так говорят жрецы. Великому вождю не нужно никого убивать голыми руками – достаточно, если про него рассказывают, что он может убивать взглядом. А если на стеле высекли, что царь – великий воин, самый лучший и самый сильный, то так оно и есть. Информационные технологии – изобретение интелей. (Сталину не нужно было появляться на передовой и выезжать в войска. В только что завоёванный Берлин Сталину тоже лететь не потребовалось, хватило того, что эту сцену вставили в художественный фильм.) Наконец, есть ещё ислам, где самым-самым является Аллах, которого вообще никто не видел, кроме пророков, может быть. Подражать ему, очевидно, невозможно, можно только верить и надеяться на его милость. И есть люди, которые толкуют волю Аллаха, и передают её остальным. Их слушают и им подчиняются, даже если они стары и немощны.

Эту «интельскую» компоненту развитых обществ Юга Крылов совсем упустил из виду, поэтому у него практически не упоминаются шаманы, жрецы и толкователи Корана.
Tags: Юг, концепция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments