А то я напрасно трачу время.
/*тяжелый вздох*/
Значит, надо вернуться к Концепции, и продолжать, продолжать выводить её на финишную прямую. Материалов у меня постингов на пять, в тему и не в тему.
Но вот я открываю ближайший черновик, и там тот же стон:
"Все знаки говорят, что мне надо писать.
Но я завис.
И добить эту чертову концепцию.
Может, просто протаранить тему в лоб?
ОК.
Так, на чём я завис в последний раз?
Мне тут стали задавать вопросы.
И я попал в сети очевидности и многовариантности".
Ладно. Ну, ещё есть
Надо говорить по существу, ну там что у него неправильного, в чём я не согласен, где, как мне кажется, он ошибся... но это трудно. Там какая-то слишком глобальная нестыковка, плохо всё. Хм.
Выделим что-то одно.
Мне кажется, одна из причин, по которой этот постинг не попал в цель - то, что Цыник, кажется, в очередной раз перепутал менталитет и этическую систему, а это ведь не совсем одно и тоже.
"Варвар готов умереть за свою свободу" - это откуда взялось? Может, за добрую компанию и пиво? За обещание доброй компании и пива? По крайней мере, с викингами это работало...
Вот за что бы умер Портос, шаржированный варвар из отечественной экранизации "Трёх мушкетёров"? За компанию, правда? Во всех смыслах этого слова. И можно долго разбирать, чем плох пример с варваров или выбранная рамка ("умрёт-убьёт").
Но я хотел ещё раз сказать об этических системах. Повторение мать учения. Итак, Крылов описывает некие правила игры. Местами путанно, местами откровенно нечистоплотно - и это для меня большая проблема - но описывает. В итоге, у нас есть четыре этические системы. Я предложил представить их, как четыре "дома". Собственно, я задал вопрос - какой дом изначально выберут для себя представители каждого из четырёх базовых менталитетов? Потом мы пойдём дальше, пока я только обосновываю выбор.
Допустим, варвары видят Южный дом. Над входом написано "На зло отвечай злом, на добро - добром" и "Нет ничего хуже скуки". В этом доме кумирами являются сильные, активные люди, полные жизненной силы. "Самые-самые" из них являются вожаками.
Также действуют следующие правила.
Во-первых, надо доверять своему чутью: "В рамках подобного понимания истины самыми верными и надежными знаниями являются хорошие чувственные восприятия... Это касается как ушей и глаз, так и интуиции. Знание такого рода слишком конкретно, чтобы быть выразимым и описуемым. Да оно и не нуждается в описании. Это знание охотника, чующего добычу, знание крестьянина, угадывающего завтрашнюю погоду. Поскольку обстоятельства меняются слишком часто, бессмысленно пытаться описывать или передавать это знание кому-то еще. Можно только научить узнавать - что достигается прежде всего опытом".
Во-вторых, человек всегда имеет право на действие: "В рамках этой системы безразлично, когда происходит действие - было ли оно совершено, совершается ли сейчас или только предстоит. "Он пытался меня убить, или он пытается меня убить, или он собирается меня убить, он вообще может [имеет возможность, силу или желание] меня убить - значит, и я могу [имею право] его убить": это - типичное рассуждение в рамках первой этической системы".
Кто сомневается в том, что наши [абстрактные, сферические в вакууме, при всех прочих равных] варвары выберут именно это жилище?
А рядом стоит Восточный дом, с вывеской "Страх убивает разум". Царство иерархии, родина империи. Здесь признаки статуса и сложный кодекс поведения, где молчание столь же многозначительно, как и речь; здесь маски, заменяющие лица, и лица, уподобившиеся маскам; истина, выраженная в ёмких и многозначительных формулах; утончённое искусство, опирающееся на канон. По правилам этого дома, человек, отказавшийся совершать недостойный поступок, всегда будет прав, даже если заплатит за свой выбор жизнью.
"Нам сюда", - скажут аристократы.
...А на Западном доме написано: "Наш идеал - гении", и сюда ломанутся интели. Впрочем, обо всём этом я уже говорил.
И ещё Крылов писал о базовых ценностях, хотя в них он уже сам запутался - или попытался запутать читателя, связав справедливость с Севером, а пользу-богатство-благосостояние с Западом.
Да, я писал, что свобода - базовая ценность Юга. Видимо, оттуда Цыник выхватил своё "варвар... за свободу". Но я как раз говорил, что речь о комплексе понятий, которые в рамках той или иной этической системы являются близкими по смыслу! "Свобода", "жизнь" и "сила" на Юге являются синонимами.
Крылов попытался сформулировать понятие жизни, как ценности: "Общественные отношения возможны только в том случае, если существуют люди, вступающие в них. Поэтому само существование участников общественных отношений тоже можно определить как особую ценность. Следует заметить, что жизнь является такой же общественной ценностью, как и все остальные, точнее говоря - их условием. Жизнь как ценность не следует смешивать с "инстинктом самосохранения", и тем более сводить первое к последнему".
Получилось косноязычно. Но смысл в том, что жизнь - это возможность "вступать в отношения", то есть совершать действия. Плюс, Крылов пишет: "В самом примитивном случае (когда доминирующей ценностью признается жизнь) общество делится просто на сильных ("здоровых") и слабых". Жизнь = сила, способность к действию. Это и есть южное определение свободы. Оно не соответствует западному (или интельскому) определению, где свобода - политическое, идеологическое, философское понятие, связанное со справедливостью. Свобода Юга для Запада несправедлива.
Поэтому Крылов и написал, что в рамках Первой этической системы "...свобода выглядит как право на произвол... Эта свобода выражается в виде разгула и произвола - везде, где это только можно устроить. Эта свобода включает в себя право на насилие и бесчинство, если только это насилие совершается всеми коллективно. В общем, это та самая свобода, которой могут похвалиться разбойничьи шайки: не столько "свобода", сколько "вольность"".
"Варвар готов умереть за свою свободу"? Но "варвар готов умереть за жизнь" - уже звучит достаточно странно. И какая свобода у мёртвого, если труп просто лежит и не совершает никаких действий? Безусловно, варвары знают, что от жизни умирают, и что активные телодвижения дают возможность выжить, но не гарантируют выживание. Цель-то всё равно не смерть, а именно жизнь. (Хотя варварам нравится идея, что на том свете всё также, как здесь, только ещё круче.)
При этом, Цыник мог бы просто перечитать описания варваров. Переслегин пишет, что для варвара на первом месте стоит его "племя", микрогруппа, с которой он себя ассоциирует. Помните Питека? "Питек может рисковать машиной вместе со всем ее населением; но ради любого из нас он подставил бы горло под нож, если бы возникла такая необходимость, - и с еще большим удовольствием полоснул бы по горлу противника". Собственно, это Слава и попытался объяснить Цынику.
И, кстати, это не противоречит принципам Юга. Племя - это жизнь, это твоя кровь.
Эх. И так там во всём. То есть ещё можно про аристократов и интелей писать, и т.д.
А на мне висит... по меньшей мере, коротенький постинг о северной базовой ценности - "пользе", "собственности", "богатстве", а также объяснение, почему буржуа в первую очередь выберут Северный дом (кроме того, что остальные уже заняты :)).