Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:
  • Music:

Таро Кроули, масть Жезлов; миф бога войны

Всё началось... да, с чего всё началось? Мы говорили с telserg'ом о моих богах. Он удивлялся, что у меня в пантеоне отсутствует бог стратегии. Я решил постараться объяснить ему своё видение, а так как я тогда читал "Книгу Тота" Кроули, я стал делать выписки. Они где-то у меня даже сохранились. (Одну из них я взял эпиграфом к шахматным постам.) Но потом я увлёкся описанием масти Жезлов, масти Огня, осознав, что Кроули по сути описывает миф бога войны, как он представлен в моём мире.

(Традиционным атрибутом Двуликого у меня всегда считался Посох Огня. Изначально, это было связано не с Таро, а с мультфильмом, который я видел много лет назад.)

Таким образом... а почему бы мне и не выложить эти описания? Со своими комментариями, естественно. Текст Кроули буду традиционно выделять курсивом или отступом, и традиционно же чуть-чуть сокращать те места, где он ссылается на "Книгу перемен" или ударяется в какую-то безумную эзотерику. В остальном Кроули ссылается на каббалистическую систему Сефирот - с большой вероятностью, вы либо с ней знакомы, либо вам плевать.

Итак, в начале Кроули кратко пересказывает суть:

"Начнём с «малых карт», пронумерованных от 1 до 10. Они делятся на четыре масти, соответствующих Четырём Элементам.
Туз (единица) Жезлов называется «Корнем Сил Огня». Он соотносится с Кетер и изображает первое позитивное проявление идеи Огня.
Двойка соответствует Хокма. Но здесь в идее Огня уже нет простоты. Идея в действии, в проявлении – уже не чистая Идея.
Это карта соответствует первому декану огненного знака Овна, управляемого Марсом; это наводит на мысль о жестокой и агрессивной силе. Поэтому карта называется «Владыкой Господства». Так идея Огня постепенно вырождается от малых чисел к большим. Каждая следующая карта становится менее идеальной и более актуальной, и так до шестёрки, соответствующей Солнцу и являющейся центром всей системы, где Огненная идея возрождается – уравновешенная, и потому чистая, хотя и усложнённая. Далее сила начинает расходоваться, или становится более духовной, в картах декана Стрельца. Но лучше всего Огненная сила закреплена в девятке, числе, лежащем в самой основе структуры Древа Жизни. Поэтому девятая карта масти жезлов называется «Владыкой Силы». Огонь уже очищен, стал эфирным и уравновешенным. В десятке же, демонстрирующей полную материализацию и избыточность, воздействие Огня достигает последнего предела. Его смерть неминуема, но он сопротивляется ей, как может, представляясь «Владыкой Притеснения», грозным с виду, но с уже действующими очагами гниения внутри. (Такой ход рассуждения ученик легко может применить и к остальным мастям.)
"


1.

Из описания Тузов:

"Тузы представляют корни четырёх элементов. Они составляют особую группу и занимают положение над остальными младшими картами. Этим они напоминают Кетер, символом которого считается лишь самая верхняя точка буквы Йод в Тетраграммотон. В этих картах нет никакого реального проявления элементов в материальной форме. Они – связующее звено между малыми картами и Принцессами…
Важно помнить то, что Тузы, – и по их внешнему виду, и по значению – суть не элементы как таковые, но лишь их семена
".

Корень Сил Огня (Туз Жезлов)

Эта карта представляет сущность элемента огня при его зарождении. Это солнечно-фаллический взрыв пламени, и которого во всех направлениях летят молнии.
Языки пламени – это буквы Йод, расположенные в форме Древа Жизни.
Это изначальная Энергия Божественного, проявляющегося в Материи, на такой ранней стадии, что она ещё не вполне оформилась как Воля.
Важно: хотя эти «малые карты» тяготеют к породившим их Сефирот, они не тождественны; не являются они и Божественными Личностями. Они (как и Фигурные Карты) суть прежде всего субэлементы, части «Слепых Сил» во власти Демиурга, Тетраграмматона…. Каждый Ату (Старший Аркан – Г.Н.) обладает своей собственной, личной и конкретной вселенной, с Демиургом (и всем остальным) – как и каждый человек.
Например, во вселенной II или VI [Арканов] Тройка Дисков может представлять утверждение Оракула вроде дельфийского, во вселенной VIII она может быть первой формулой Кодекса вроде того, который Ману дал Индии; в V – кафедральный собор, в XVI – готовое к бою войско, и так далее. Очень важно понимать, что все Элементарные Силы, сколь угодно возвышенные, мощные и разумные, суть Слепые Силы, и не более того.


Здесь описано рождение бога войны из пламени. Это центр его силы, его суть. Люди никогда не видели его таким, и вплоть до изобретения атомного оружия не могли себе представить ничего подобного.

Что касается второй реплики, то это Кроули. Каждый Старший Аркан означает некое пространство, семантическое поле, текст, в котором представлены Младшие Арканы каждой из четырёх мастей, от Туза до Десятки. Классическая интельская игра - "а теперь давайте перемножим одно на другое" 8-). Итого у нас получится 880 отдельных символов или их вариаций ;-).

И да, запоминаем, что Туз Жезлов - это не бог войны. это всего лишь одно из его проявлений в стихии огня, "слепая сила", метафора, меняющая свой смысл в зависимости от контекста.

2.

Из описания Двоек:

"Эти карты соответствуют Хокма. С точки зрения обычного человека, Хокма фактически является № 1, а не № 2, поскольку она – первое проявление; Кетер полностью сокрыт, и никто не знает о нём ничего. Поэтому любой элемент возникает как таковой лишь по достижению Двойки. Хокма не осквернена никакими влияниями; поэтому элементы в ней находятся в изначальных, гармоничных условиях.
Двойка Жезлов называется Владыкой Господства и представляет энергию огня – огня в его лучшей и высшей форме
".

Господство (Двойка Жезлов)

Эта карта, соответствующая Сефире Хокма в масти Огня, представляет Волю в её самой возвышенной форме. Это идеальная Воля, независимая от любого данного объекта.
«Ибо чистая воля, лишенная умысла, свободная от вожделений результата, совершенна во всех отношениях.» AL, I.44. (Кроули цитирует сам себя – Г.Н.)
На фоне этой карты показана сила планеты Марс в её собственном знаке Овна, первом из знаков Зодиака. Таким образом, карта представляет Энергию, порождающую Поток Силы.
На рисунке изображены два скрещённых Дордже. Дордже – это тибетский символ молнии, эмблема небесной Силы, но больше в разрушительной форме, чем в созидательной – то есть больше в ранней, чем в поздней, ибо разрушение можно считать первым шагом процесса созидания. Чтобы оплодотворить девственную яйцеклетку, нужно её взломать. Первая реакция на такой штурм – страх и отвращение. Но потом, когда достигнуто понимание всего замысла, происходит добровольная сдача и радостное сотрудничество.
Шесть языков пламени исходят из центра карты. Это указание на влияние Солнца, экзальтированного в Овне. И это – созидательная Воля.


Да, с точки зрения человека, Война родилась здесь. Это изначальная идея воли, разрушения, борьбы, покорения, господства. "Энергия порождает поток Силы". И Кроули не зря пишет про оплодотворение. Взгляды Двуликого на отношения полов стоит проиллюстрировать историей про жуков-насильников (вполне вероятно, что он сам их и выдумал).

Жуки-насильники (оригинал)

...Это война, в которой побеждает сильнейший, и где женщинам предначертана роль проигравших - ради продолжения самой жизни.

В комментариях к изначальной английской статье какая-то дамочка написала: "Not really seeing how it ensures survival of the strongest when it may be the strongest male that succeeds in mating but the chances are he's only going to get the weakest female as by the definition of the scenario above, any really good female fighter is not going to produce eggs. Or larvae or whatever" - "Не понимаю, как это обеспечивает выживание сильнейшего; пусть спариваться удаётся сильнейшему самцу, но с большой вероятностью ему достанется только самая слабая самка, если исходить из указанных правил игры. Любая по-настоящему сильная самка-воительница не отложит яйца. Или личинки или что там".

Ну вот это пример женской логики, что простительно, потому что писала, вроде как, женщина.
А бог войны именно это и пытается показать. Слишком сильная, слишком гордая, слишком независимая женщина вымрет, не оставив потомства, потому что это не те факторы, которые обеспечивают её выживание. Но в данном случае, трагедия в том, что не нашлось мужчины достаточно сильного, чтобы её сломить и подчинить.

Именно под этим углом Арес и смотрит на реальность. Оплодотворение яйцеклетки здесь не отличается от штурма крепости. Варвары захватывают цивилизованную страну и удобряют её своей кровью. Покорение женщины - это война, и, в этом смысле, мы можем отнести "Укрощение строптивой" к мифу бога войны. В любви и на войне все средства хороши. (Хотя время от времени Двуликий думает, что на войне, всё же, хороши не все средства, и нужно соблюдать определённые правила.)

Двойка Жезлов, Владыка Господства, рождается из утверждения воли сильнейшей стороны и подчинения слабейшей. "Первая реакция на такой штурм – страх и отвращение. Но потом, когда достигнуто понимание всего замысла, происходит добровольная сдача и радостное сотрудничество". Разрушение предшествует созиданию, страх предшествует любви, насилие предшествует сотрудничеству. Сначала власть навязывается, потом добровольно принимается. В этом суть.

Плюс, Кроули пишет о символике. Тут всё понятно. Баранья голова (Марс в Овне), жезлы - ритуальные и боевые, разрушительная сила молнии (из-за чего бога войны иногда путают с его отцом, Громовержцем, Императором).

3.

Из описания Троек:

"Эти карты соответствуют Бина; в каждой из них выражен символизм Понимания. Идея стала оплодотворённой; образовался треугольник. В каждой карте мы видим идею устойчивости, которую уже нельзя нарушить, но от которой может родиться дитя.
Тройка Жезлов поэтому – Владыка Достоинства. Идея воли и господства получает объяснения в Характере
".

Достоинство (Тройка Жезлов)

Эта карта соответствует Сефира Бине в масти Огня и, таким образом, представляет установление изначальной Энергии. Воля уже передана Матери, которая зачинает, вынашивает и рождает её проявление.
Карта связана с Солнцем в Овне – знаке его экзальтации. Это значение гармонично, поскольку Овен – начало весны. И потому Жезлы принимают форму цветущих лотосов. Солнце воспламенило Великую Мать.


Продолжается распаковка смыслов. Сила и воля создали господство, господство и воля привели к появлению достоинства. Варварское завоевание породило аристократию. Агрессия, стремление к завоеванию - суть бога войны, как Владыки Огня. Но по характеру, как личность (если так можно говорить о боге), он Владыка Достоинства. В очередной раз он рождается, Сын Солнца и Матери, и рождается прекрасным.

4.

Кроули пишет: "Число 4, например, - не только и не столько результат прибавления единицы к тройке, или возведения двойки в квадрат, или деления восьми на два. Это вещь в себе, обладающая всякого рода моральными, чувственными и интеллектуальными качествами. Четвёрка символизирует такие идеи, как Закон, Ограничение, Власть, Защиту и Устойчивость".

И ещё раз, из описания Четвёрок:

"Эти карты соотносятся с Хесед. Взаимосвязь между тройкой и четвёркой чрезвычайно сложна. Очень важно то, что Четвёрка – «ниже Бездны»; поэтому на практике она обозначает затвердение, материализацию. Вещи стали проявлением. В сущности, Четвёрка есть выражение Власти Закона.
В масти Жезлов эта карта называется «Завершение». Проявление, обещанное Сефирой Бина, тепеь уже произошло. Четвёрка должна быть очень плотной, поскольку это, фактически, доминирующее влияние на все последующие карты. Хесед, Юпитер-Аммон, Отец, первый под Бездной – это высшая умопостигаемая идея. Вот почему эта Сефира посвящена Юпитеру-Демиургу…
Мужская природа огня позволяет Четвёрке Жезлов быть очень позитивным и чётко определённым понятием
".

Завершение (Четвёрка Жезлов)

Эта карта соответствует Сефире Хесед в масти Огня. Поскольку эта Сефира – ниже Бездны, карта является Владыкой всей проявленной активной Энергии. Изначальная Воля Двойки была передана через Тройку, а теперь встраивается в прочную систему: Порядок, Закон, Управление. Кроме того, карта связана с Венерой в Овне; это указание на то, что работу нельзя организовать в без такта и мягкости.
Каждый Жезл украшен головой Барана, священного для Хесед, – бога-Отца Амона-Ра; на другом же конце каждого жезла – Голубь Венеры.
В этом символе концы жезлов касаются окружности, демонстрируя завершение и ограничение изначальной работы. Внутри круга играют языки пламени Энергии (их четыре пары, что указывает на равновесие). Намерения расширять сферу деятельности изначальной Воли не видно. Но ограничение несёт в себе семена беспорядка.


Вот конец первой главы, завершение базового сюжета. О Четвёрке Мечей Кроули говорил, что в ней заметно "чуть ли не изображение военно-клановой системы общества". Но разве не то же самое можно сказать и о Четвёрке Жезлов? Здесь уже появляется феодализм и связанные с ним институты.
Есть соблазн связать Четвёрку с империей, которая остановила экспансию и занялась внутренним благоустройством. Впрочем, это не совсем корректно, мы же говорим о боге войны, а не о его отце. Возможно, речь пойдёт о рождении общепризанных норм и правил поведения, об уважении к противнику, о ритуализации поединка. Представим себе несколько кланов, каждый из которых не сильнее другого, и которым приходиться выработать некий общий закон для взаимодействия и сосуществования. Представим себе Кодекс, который расписывает то, каким должен быть воин и как он должен себя вести в любой возможной ситуации, когда должно карать и когда миловать. Всё это Четвёрка Жезлов, или её отдельные грани.

5.

Кроули пишет о неоднозначности метафор и о том, что целое всегда больше суммы его частей: "Эти соображения вполне применимы к картам Таро. Каково значение Пятёрки Жезлов? Эта карта подчинена Владыке Огня, поскольку относится к Жезлам, и Сефире Гебура, поскольку это Пятёрка. Она также подчиняется знаку Льва и планете Сатурн, потому что именно эти планеты и знак определяют природу данной карты. Это то же самое, что сказать: сухой мартини – это немного можжевельника, немного спирта, немного белого вина и трав, лимонная кожура и лёд. Это гармоничное сочетание различных элементов; будучи смешанными, они образуют единую субстанцию, от которой уже было бы очень трудно отделить ингредиенты. И всё же каждый элемент необходим для этой композиции.
Пятёрка Жезлов – это своего рода личность, её характер суммируется в Таро именем «Борьба»
".

Из описания Пятёрок:

"В «Неаполитанском Порядке» число пять вводит идею движения, которая приходит на помощь идее материи. Это вполне революционная концепция; её результат – полное расстройство статически устойчивой системы. Появляются бури и напряжения.
Их не следует считать чем-то «злым». Столь естественное восприятие их – на самом деле не более, чем нежелание вставать из-за обеденного стола и возвращаться к работе…
Так или иначе, беспокойство есть беспокойство; Пятёрка Жезлов называется «Борьба»
".

Борьба (Пятёрка Жезлов)

Эта карта соответствует Сефире Гебура в масти Огня. Поскольку и сама Гебура огненна, это очень активная сила. Картой управляет Сатурн и Лев. Лев демонстрирует элемент Огня в его самой сильной и уравновешенной фазе. Сатурн стремится утяжелить и озлобить его. Этой вулканической энергии нет предела.
На карте изображён жезл Главного Адепта, символ власти, полученной от старших; будь это не так, карта была бы совершенно катастрофичной. Есть также два жезла Второго, или Старшего Адепта. Они украшены головой феникса и наводят на мысль о разрушении (или, скорее, очищении) огнём и воскресении энергии из пепла.
Вида и пара жезлов Третьего, или Младшего Адепта. Это как бы дочери жезлов, фигурирующих в Тройке. В этой карте влияние Матери ослабляется. В доктрине Гебуры труднее всего понять то, что, представляя собой неукротимую иррациональную энергию и беспокойство, она всё-таки происходит от благого и мягкого влияния Женственности.
Египтяне прекрасно понимали это. Их львиноголовая богиня Баст прославлялась как «яростная» и «дикая», а те фанатичные почитатели, которые хотели отожествлять её с Природой, даже приписывали ей «окровавленные зубы и когти». Идея сексуальной жестокости часто подразумевается в высшей божественной природе: вспомните Бхавани и Кали в индуизме или соитие Шивы и Шакти, изображаемое на многих тибетских свитках.


Богу войны чужд покой, его стихия - Борьба. Он стремится взломать застывшее равновесие, разрушить устойчивую систему. Похоть Пятёрки противопоставляется спокойствию и дисциплине Четвёрки. Здесь у Кроули каждое слово в точку. "Вулканическая энергия", "активная сила", и традиционная для бога войны двуликость, сочетание "огня в его самой сильной и уравновешенной фазе" с тенденцией озлобления и утяжеления. Огонь питается борьбой, но общая ситуация, распад системы, чреват страшной бедой, трагедией, гибелью. Но присутствует и "символ власти, полученной от старших; будь это не так, карта была бы совершенно катастрофичной". Бог войны - сын Императора, он действует, как наместник отца и от его имени. Эта преемственность позволяет говорить о "разрушении (или, скорее, очищении) огнём и воскресении энергии из пепла".

И, наконец, эта карта связана с садистскими чертами бога войны, с "идеей сексуальной жестокости". Это часть его природы. Здесь присутствуют и его женские аспекты, как "нежного охотника" и "игривого убийцы", о чём я уже писал (оружие Беллоны - огненный бич). Бог войны бывает капризным, он нередко нарушает правила и изменяет тем, кому раньше был верен, он любит играть со своей добычей, он жесток по отношению к тем, кого любит - или к тем, кто любил его. Это всё он, и она, и сама Война.

6.

Вот одна из цитат, которые я тогда выписал для telserg'а: "Шестёрка Жезлов, называющаяся «Владыкой Победы», соответствует Юпитеру во Льве. Это много говорит не только о характере победы, но и об условиях её достижения. Нужны Огненная энергия масти Жезлов, равновесие числа 6, упрямая храбрость Льва, а также влияние Юпитера – немного удачи, перевешивающей чашу весов".

(Опять же, в рамках дискуссии о том, почему в моём мире есть бог войны и нет бога стратегии. Бог войны проявляется, в том числе, и как Владыка Победы. А для победы нужна и огненная энергия, и "немного удачи, перевешивающей чашы весов". Если всем этим заведует бог войны, то что останется богу стратегии? Одной стратегией не выиграешь. А кому нужна стратегия, не способная обеспечить победу?)

Из описания Шестёрок:

"Эти карты соответствуют Тифарет – Сефире в некоторых отношениях важнейшей из всех. Это центр всей системы и единственная Сефира под Бездной, которая имеет прямое сообщение с Кетер. К ней есть прямые пути от Хокма и Бины, а также от Хесед и Гебуры. Таким образом, у неё, уравновешенной и по вертикали, и по горизонтали, идеальное расположение для господства над низшими Сефирот. В планетной системе она представляет Солнце; в системе Тетраграммотона – Сына. Весь геометрический комплекс Руах можно считать продолжением Тифарет. Это сознание в самой гармоничной и уравновешенной форме – именно в форме, а не только лишь в идее, как в случае Двойки. Другими Словами, Сын есть объяснение Отца в терминах разума.
Итак, четыре Шестёрки представляют всё практически лучшее, что есть в соответствующих им элементах.
Шестёрка Жезлов называется «Победа». Выброс энергии в Пятёрке Жезлов, внезапный и мощный, породивший идею борьбы, теперь увенчался полным успехом. Правление, или господство, в масти Жезлов могло бы быть стабильнее, проявляйся энергии чуть поменьше. Начиная с этой точки, как только поток покидает Серединный Столп, внутренняя слабость элемента Огня (а именно то, что, при всей своей чистоте, он не вполне уравновешен) приводит к очень нежелательным последствиям
".

Победа (Шестёрка Жезлов)

Эта карта представляет Тифарет масти Огня и показывает Энергию в совершенно уравновешенном проявлении. Пятёрка с революционным пылом взломала замкнутые силы Четвёрки, но между ними произошла свадьба, и результат её – Сын и Солнце.
Карта связана также с Юпитером и Львом; по идее, это подразумевает благословение её гармонии и красоты. Мы видим, что Три Жезла Трёх Адептов теперь расположены упорядоченно, а огни не выбрасывают языки пламени во все стороны, но горят ровно, словно в лампах. Их девять: указание на Йесод и Луну, а стало быть, на стабилизацию энергию, её принятие и отражение Женственностью.
Эта система жезлов не замкнута в окружность. Она, как Солнце, самодостаточна.


Ну что тут скажешь? Победа искупляет всё. Это лучшее, что есть в элементе Огня. Идея Господства, сила Достоинства, упорядоченность Завершения, ярость Борьбы, - всё готовило Победу. Хочется сказать, что на этом Солнце нет пятен, но... "правление, или господство, в масти Жезлов могло бы быть стабильнее, проявляйся энергии чуть поменьше". В победе всегда скрыты зёрна будущего поражения.

7.

Из описания Семёрок:

"Эти карты соответствуют Сефире Нецах. Позиция её – вдвойне неуравновешенная: сбоку от Срединного Столпа и очень низко на Древе. Очень велик риск слишком далеко погрузится в иллюзию, причём в неистовой борьбе. Нецах соотносится с Венерой; Нецах соотносится с землёй; а величайшая катастрофа, которая может постичь Венеру, - это потеря её Небесного происхождения. Четыре семёрки не могут принести никакого утешения; каждая из них представляет вырождение своего элемента, демонстрирует его величайшую слабость.
Семёрка Жезлов называется «Доблесть». Энергия чувствует себя на последнем издыхании; она отчаянно борется и может потерпеть поражение. Эта карта демонстрирует дефект, присущий идее Марса. Патриотизма, так сказать, - недостаточно
".

Доблесть (Семёрка Жезлов)

Эта карта происходит от Нецах (Победы) в масти Огня. Но Семь на Древе Жизни – число слабое, земное, женственное; оно отклоняется от положения равновесия и находится очень низко, подразумевая потерю уверенности.
К счастью этой карте также соответствует Марс во Льве. Лев – знак Солнца в его полной силе, но уже заметны и признаки упадка. Дрогнувший огонь как бы взывает о поддержке грубой энергии Марса. Но для противодействия вырождению изначальной энергии и отходу от равновесия этого недостаточно.
В армии начался беспорядок; победа возможна только благодаря личной доблести: это, что называется, «битва солдат».
На картине мы видим упорядоченные и уравновешенные жезлы с предыдущей карты, отошедшие на задний план, уменьшенные жезлы с предыдущей карты, отошедшие на задний план, уменьшенные и ставшие фоном. На переднем же плане – большая, грубая, неровная дубина, первобытное оружие, явно не подходящее для организованного боя. Огни рассеяны и кажутся атакующими во всех направлениях без какой-то единой цели.


Вот и оно. "Доблесть". Поражение. Величайшая слабость элемента Огня - он настолько силён, что вызывает желание обойтись им одним. Стремясь избежать упадка, сила пламени взывает к грубой энергии Марса. За счёт личной доблести солдат можно выиграть битву, и не одну, но рано или поздно такая политика приведёт к утрате цели и поражению. "Дефект, присущий идее Марса. Патриотизма, так сказать - недостаточно". Доблести недостаточно.

(Когда я спорил с telserg'ом, мне казалось, что он пытается свести идею бога войны к одной лишь Семёрке Жезлов, "доблести воинов", к "первобытному оружию, явно не подходящему для организованного боя", к "огням... атакующим во всех направлениях без какой-то единой цели". Но с точки зрения моего мира, это лишь одна сторона монеты, более того, всего лишь страница в книге.)

8.

Из описания Восьмёрок:

"Четыре Восьмёрки соответствуют Сефире Ход и на Древе Жизни зеркально симметричны Семёркам. Поэтому им присущи те же внутренние дефекты.
Но, пожалуй, есть и облегчающее обстоятельство. Восьмёрки, в некотором смысле, исправляют ошибки Семёрок. Зло уже совершилось, а теперь совершается противодействие ему. Поэтому можно ожидать, что, хотя в этих картах и не может быть совершенства, они всё-таки свободны от фундаментальных ошибок Семёрок.
Восьмёрка Жезлов называется «Быстрота», что вполне естественно при соответствии Меркурию и Стрельцу. Это «эфиризация» идеи огня; всё грубое исчезло.
(Отвлечёмся, чтобы сказать пару слов о знаках Зодиака. Для каждого элемента Кардиальный знак представляет быстрый, импульсивный натиск соответствующей идеи. В Херувическом знаке элемент приходит к полному равновесию своих сил, в других же знаках сила увядает. Так, Овен представляет натиск огня, Молнию; Лев – его силу, Солнце; Стрелец же – его возвышение, Радугу. То же применимо и к другим элементам.)
В Восьмёрке Жезлов огонь больше не связан с идеями горения и разрушения. Он представляет энергию в самом возвышенном и утончённом смысле; предполагаются такие её формы, как электрический ток; можно даже сказать – чистый свет в материальном смысле этого слова
".

Быстрота (Восьмёрка Жезлов)

Оставшиеся три карты масти принадлежат Стрельцу, представляющему утончение Огненной энергии. Данной картой управляет Меркурий, приносящий от Сефиры Хокма послание изначальной Воли.
Восьмёрка Жезлов также соответствует Сефире Ход («Сияние») в масти Огня. Здесь она указывает на феномены речи, света, электричества.
На картине изображены Световые жезлы, превратившиеся в электрические разряды, энергия вибрации которых поддерживает или даже составляет Материю. Над этой восстановленной вселенной сияет радуга, разложение чистого света. Это всем известные семь цветов спектра: взаимодействие и взаимосвязь.
Итак, эта карта представляет энергию высших скоростей, ключ к современной математической физике.
Заметьте, что пламени здесь нет; оно всё израсходовалось на превращение жезлов в лучи. С другой стороны, электрическая энергия создала умопостигаемую геометрическую фигуру.


Здесь в нашей истории появляется Светлая. Это логично - она жена бога войны, ничего удивительного в том, что она присутствует в его мифе. Из всех десяти карт Восьмёрка единственная, на которой нет огня - он превратился в свет. Жезлы обернулись лучами чистой энергии, зарево пожаров стало радугой. Как всегда, Светлая появилась, чтобы всех спасти - Восьмёрка противостоит злу и исправляет ошибки Семёрки. Да, Светлая тоже связана с доблестью, но это доблесть торжествующая.

Светлая в моём мире изначально представляла всё лучшее, что есть на войне, она та, кто изменяет и очищает ярость битвы. "Это «эфиризация» идеи огня; всё грубое исчезло... огонь больше не связан с идеями горения и разрушения... пламени здесь нет; оно всё израсходовалось на превращение жезлов в лучи. С другой стороны, электрическая энергия создала умопостигаемую геометрическую фигуру".

Сравните с тем, что я писал: Светлая, естественно, будет связана с Порядком. По игре это и есть эльфы, единороги, фениксы и рыцари - короче, фэнтезийное добро. Ровные, чистые линии, сплетающиеся в сложнейщие геометрические узоры, блестящие и прекрасные.

И, конечно, Светлая - это скорость, быстрота, импульс.

9.

Из описания Девяток:

"Эти карты соответствуют Йесод. После двойного посещения зоны неудач поток возвращается к Срединному Столпу. Эта Сефира – средоточие великой кристаллизации Энергии, которая, впрочем, происходит слишком низко на Древе, в вершине третьего нисходящего треугольника, причём тупоугольного. От таких низких, неуравновешенных сфер, как Нецах и Ход, помощи мало. Йесод спасает только прямой луч из Тифарет; эта Сефира находится на прямой линии наследования. Каждая из Девяток демонстрирует полное воздействие своего элемента, но в его наиболее материальном смысле; иначе говоря, воздействие идеи силы – ведь Йесод ещё находится в Йецира, Мире Формирования. Зороастр говорит: «Число Девять священно и достигает вершины совершенства». В Египте и Риме было Девять Главных Божеств.
Девятка Жезлов называется «Сила». Ею управляет Луна и Йесод…. Из всех важных доктрин, связанных с равновесием, эту понять легче всего: перемены суть постоянство; постоянство гарантировано переменами; если бы что-то прекратило меняться хотя бы на мельчайшую долю секунды, оно распалось бы на части. Это величайшая энергия первоэлементов Природы, как их ни называй: электронами, атомами, чем угодно; перемены гарантируют порядок в Природе. Вот почему, учась езде на велосипеде, падаешь крайне неуклюже и смешно. Трудно удержать равновесие, если не едешь достаточно быстро. И вот почему нельзя начертить прямую линию, если рука дрожит. Эта карта – своего рода простейшая притча, иллюстрирующая смысл афоризма «Перемены суть Постоянство».
Здесь Луна, самая слабая из планет, находится в Стрельце, самом неуловимом из знаков; и всё же она дерзает называться «Силой». Чтобы быть эффективной, защита должна быть подвижно
й".

Сила (Девятка Жезлов)

Эта карта соответствует Сефире Йесод («Основание»), в которой энергия снова приходит в равновесие. Девятка всегда представляет самое полное развитие Силы относительно более высоких Сил. Девятку можно считать лучшим представителем своего типа, рассматриваемого с практической и материальной точки зрения.
Этой картой управляет Луна в Стрельце; таким образом, влияние Луны Древа Жизни удваивается. Отсюда и афоризм «Перемены суть Постоянство».
Теперь Жезлы стали стрелами. Их восемь на заднем плане и одна большая – на переднем. У неё Луна вместо наконечника, а на верхнем конце – Солнце, движущая Сила, ведь на Дереве Жизни путь Стрельца соединяет Солнце с Луной. На карте показаны десять языков пламени: указание на то, что Энергия направлена вниз.


Дошли до Владыки Силы. Это светлый аспект бога войны, Божественный Лучник, связанный с созвездием Стрельца. "Полное развитие Силы", "лучший представитель своего типа с практической и материальной точки зрения". Здесь Сила проявляется через манёвр, движение, постоянный уход от ударов и безупречные контратаки. "Чтобы быть эффективной, защита должна быть подвижной".

10.

Из описания Десяток:

"Эти карты соответствуют Сефире Малкут. Это конец всякой энергии; далеко и до «мира формообразования», где все вещи гибки. Десятая Сефира не соответствует никаким планетам и находится в глубине мира Ассия. Поток породил четыре элемента и тем самым отпал от изначального совершенства. Десятка – это предупреждение: смотри, куда придёшь, сделав первый неверный шаг!
Десятка Жезлов называется «Притеснение». Это то, что случается, когда всё время применяешь только силу, силу, силу и ничего другого. Неясно вырисовывается тупая и тяжёлая планета Сатурн, прогибая своей тяжестью огненного, эфирного Стрельца и проявляя в Стрельце всё самое худшее. Представьте себе Лучника, не пускающего добрые стрелы, но проливающего острый дождь смерти! Жезл победил; он сделал своё дело; он сделал его слишком хорошо; он не знал, когда остановится; Правительство стало Тиранией
".

Притеснение (Десятка Жезлов)

Число Десять соотносится с Сефирой Малкут, которая как бы свисает с остальных девяти Сефирот, не состоя с ними в прямом сношении. Это Сила, отстранённая от своих духовных источников, ставшая слепой. В данном случае мы имеем самую насильственную форму энергии Жезлов, не подверженную никаким воздействиям. Пламя на заднем плане карты безудержно разгорелось. Это Огонь в своём наиболее разрушительном аспекте.
Карта также связана с Сатурном в Стрельце. Между ними существует величайшая антипатия. Стрелец духовен, быстр, легок, неуловим и светел; Сатурн же – материален, медлителен, тяжёл, упрям и мрачен.
Восемь Жезлов всё ещё перекрещиваются, демонстрируя огромную силу завершённых энергий Огня; но они утратили свои атрибуты благородства. Их торцы больше похожи когти; отсутствуют знаки авторитета и разумности, показанные на предыдущих картах. На переднем плане – два грозных Дордже с Двойки Жезлов, но удлинённые и ставшие прутьями.
Вся картина наводит на мысль о Притеснении и подавлении. Это глупая и упрямая жестокость, от которой нет спасения. Это Воля, не понявшая ничего, кроме своей тупой цели, кроме своего «вожделенного результата»; она истребит сама себя в вызванном ею пожаре.


Тёмный аспект бога войны. "Самая насильственная форма энергии Жезлов... огонь в его самом разрушительном аспекте". И это он, Двуликий, сочетание "духовного, быстрого, лёгкого, неуловимого и светлого", "огненного и эфирного" Стельца с Сатурном, который "материален, медлителен, тяжёл, упрям и мрачен". Здесь остаётся только цитировать Кроули, лучше него не скажешь.

"Представьте себе Лучника, не пускающего добрые стрелы, но проливающего острый дождь смерти!"
"Это Сила, отстранённая от своих духовных источников, ставшая слепой".
"...Воздействие Огня достигает последнего предела. Его смерть неминуема, но он сопротивляется ей, как может, представляясь «Владыкой Притеснения», грозным с виду, но с уже действующими очагами гниения внутри".
"Это глупая и упрямая жестокость, от которая нет спасения. Это Воля, не понявшая ничего, кроме своей тупой цели, кроме своего «вожделенного результата»; она истребит сама себя в вызванном ею пожаре".
"Смотри, куда придёшь, сделав первый неверный шаг!"
"Это то, что случается, когда всё время применяешь только силу, силу, силу и ничего другого".

В общем, "Жезл победил; он сделал своё дело; он сделал его слишком хорошо; он не знал, когда остановится". Без этого добавления миф бога войны был бы неполон.

В качестве эпилога...

Ну вот например.

Почему я высоко ставлю Нормана?

В наши дни, тексты, посвящённые богу войны, обычно балансируют на уровне Десятки, и это в лучшем случае. Большинство западной фантастики именно там, по-крайней мере, "Арес - плохой, жестокий, кровавый и слабый бог" (найдите в этом тексте одну ошибку ;)).
В лучшем случае поднимутся до Девятки. Это всевозможные великие воины, мастера боевых искусств, это концепция силы через скорость, движение и малозаметность. "Здесь Луна, самая слабая из планет, находится в Стрельце, самом неуловимом из знаков; и всё же она дерзает называться «Силой». Чтобы быть эффективной, защита должна быть подвижной". Я не говорю, что это плохо. Но это максимум, на который они способы, это потолок, который воспринимается как какое-то откровение. Фильм "Рэмбо-4" раскрывается через Девятку, но смотрится глубже из-за образа самого Рэмбо, который воистину уподобляется светлому аспекту бога войны.

Есть ещё Восьмёрка, связанная с культом Светлой. Эту нишу окучивает тот же Дэвид Вебер. Но его волнует миф Светлой, как таковой. Если можно так выразиться, на этот "этаж" он забрался по пожарной лестнице, и за его пределами чувствует себя не очень уютно.

Ну Семёрка, ладно. Пожалуй, Семёрку попытался выразить Переслегин в "Тихоокеанской премьере". Там японцы как раз символизируют собой тот самый врождённый дефект идеи Марса, доказывая, что патриотизма и доблести недостаточно.

...Так вот, Норман в прыжке добивал до Двойки. И стабильно выдавал Пятёрку - "развал, бардак, переворот, сексуальная жестокость, Природа с окровавленными когтями и зубами". По моим меркам, это что-то да значит.

Конечно, я считаю, что здесь речь об умении сливаться с той или иной картой. Простого описания недостаточно. "Здесь живут воины, у них такие-то и такие обычаи" - этого недостаточно для Четвёрки, но это может быть первым шагом к ней. Всё дело в глубине постижения.
Tags: Двуликий, Таро, бог войны, боги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments