Ну обычная история.
"Чтобы написать этот постинг, надо сначала написать ещё тридцать три постинга".
Ладно.
Что мне действительно нравится у Переслегина, так это связь менталитетов с определённым психологическим возрастом - от "детей" варваров до "взрослых" буржуа. Стоит привести один пример...
Есть такая детская фантастическая книга, "Грис-космоплаватель". Её автор - Леонид Моргун, тот самый, который написал мою любимую "Сатанинскую силу". Кстати, так как у меня ужасная память на имена, я долгое время не догадывался, что это один и тот же человек - а ведь "Грис-космоплаватель" достался мне прямо от автора, с подписью! Но вам вряд ли это интересно :).
Как бы то ни было, в одном эпизоде герой книги попадает на планету, жители которой рождаются с фантастическими магическими способностями, но теряют их по мере взросления. То есть младенцы это просто монстры, бессмысленные и беспощадные, подростки - князья-правители и воины, а взрослые - холопы, ремесленники, рабочие. Понятно, что это не "бьётся" (возникают вопросы о распределении возрастных групп), но автора это не волновало - в конце концов, это всего лишь детская фантастика. Главное - концепция сказочного феодализма, где дети могущественнее взрослых, а потому правят ими. И где крепостные пашут не просто на барина, но на своих собственных отпрысков - которые, в свой черёд, рано или поздно займут их место.
Представим себе подобный мир, и наложим на него теорию менталитетов. Мне кажется, это позволит ощутить вкус концепции Переслегина.
Младенцы - это слепые, неразумные боги, недовольство которых может обернуться каким-нибудь катаклизмом. Но так как мозгов у них ещё нет, это просто стихийные силы.
Маленькие дети, "варвары" - это демиурги и герои. Они могучи, неуязвимы, любопытны и чужды рефлексии, они исследуют мир и переживают Страшные Приключения. На деле, дети сами создают и изменяют свою реальность, кусок за куском. Представьте себе маленькую девочку, выдумавшую страну Сказочных Фей - остальным, да и ей самой, когда она подрастёт, придётся с ними жить и принимать, как данность. Представьте себе маленького мальчика, выдумавшего край Страшных Монстров - ну ладно, половину он героически уничтожит сам, ещё в детстве, но остальные разбегутся по лесам, и вот с ними придётся повозиться. Представьте, что каждый ребёнок что-то добавляет миру и переживает-проживает в нём свой личный миф!
Подростки, "аристократы", воины-маги. Тут всё понятно - школьные годы чудесные, но только ещё и с боевые заклинаниями в комплекте. Клики, союзы, лидеры, "первые среди равных", интриги, кто ходит с кем и за кем, любовь к прекрасной даме, разборки на тему того, кто круче и бесстрашнее, клятвы, идеалы... От классического феодализма отличается статусом женщин - тут они ничем не уступают мужчинам по боевой мощи, ибо магия. Так что появляется ещё одно измерение в конфликтах и разборках. Да, и помним, что младшие всегда сильнее старших, и именно самые башковитые из "мелких" выбиваются в князья, а потом постепенно переходят в сословие воинов.
Дальше у Моргуна описываются лишившиеся магии взрослые, "буржуа", работяги, которые вкалывают на подростков и кормят их. Когда-то, взрослые сами были героями и магами, но теперь у них другие, взрослые заботы, скучные и серьёзные. Это сословие "бесправных родителей" - именно они создают семьи и рожают детей, своих будущих владык. Здесь отношения народа и власти действительно построены на любви, отеческой любви, - любви к неразумным детям, которые однажды вырастут и поймут, чего стоит кусок хлеба.
Вернёмся к Переслегину и увидим, что у нас выпадают интели. Интели у Переслегина связаны с юношеством, они находятся между подростками и взрослыми. В подобном мире это будут студенты, маги, сохранившие в себе последнюю искру волшебства. Силу, как таковую, они давно истратили, но в обмен приобрели искусство. Подростки сильнее (не говоря уже о детях-"варварах"), но юноши намного умнее. Именно "интели" будут пытаться понять магию с научной точки зрения, вывести какие-то закономерности, чтобы максимально эффективно использовать те крохи, которые у них остались. Они будут делать ставку на долгие и сложные ритуалы, обряды, алхимию, механические устройства - а также на стратегию, психологию и свои знания о мире. В конце концов, если понимать, почему идёт дождь, его можно вызвать минимальным магическим воздействием - при наличии определённых условий, естественно. А вот детям не нужно знать, им достаточно просто захотеть. Начертив на песке тучку, а под ней косые линии, "варвар" и в Сахаре вызовет тропический ливень.
Ладно :).
Повторим вышесказанное на примере компьютерных игр.
Представим себе игру, которая начинается, как детский аркадный платформер. Яркие краски, красочные сюрреалистичные миры, бессмертный (или всё время возрождающийся) герой, элементарный, но притягательный геймплей. Именно на этой стадии персонаж задаёт какие-то глобальные правила игры и выбирает между некими вариантами развития - почти случайно, между делом - что влияет на всё дальнейшее прохождение.
Потом наша игра становится аркадой-стрелялкой, перетекающей в классический экшн от первого лица. Герой способен бросить вызов настоящей армии и победить её, в одиночку устроить революцию, спуститься в ад, взять штурмом вражескую крепость, страну или целый мир. Он готов сокрушить монстров, демонов и самих тёмных богов, если они посмеют встать у него на пути. Если говорить о магии, то герой стреляет молниями из рук, летает над землёй и выдерживает прямое попадание артиллерийского снаряда.
Затем у нас пойдёт классическая компьютерная РПГ. Группа персонажей по-прежнему способна уничтожить вражеский отряд или сильного монстра, хотя заклинания стали дороже и слабее. Постепенно баланс сместится в сторону тактики, а затем и стратегии реального времени, со строительством и созданием армии. Герои какое-то время будут особыми юнитами со специальными возможностями, но потом отойдут на второй план. Наконец, в стратегии появится наука и возможность развивать технологии. Теперь уже рулит планирование операции, массовые армии и технологическое превосходство.
А кончится всё глобальной экономической стратегией, с высоким уровнем абстракции, отсутствием военных действий и упором на косвенное, а не непосредственное управление.