Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

И это ещё не всё

(...)

Может, наоборот, начать сверху?

"makkawity в одной из своих статей об РПГ приводит несколько разных вариантов бога войны".

Я уже говорил - "Почему Маккавити?" Или - почему я?
Бессмысленно говорить о таких вещах, и не учитывать стоящую за ними философию. В D&D одна философия, у Маккавити другая, у меня третья. Здесь важнее понять, что именно хотел сказать автор, почему он это сказал и так далее. Если мы оставляем это за скобками, то обсуждать просто нечего. "А как пантеон Геста сочетается с "Вампирским маскрадом"? С аниме?" Да никак. (С точки зрения пантеона, это рациональные попытки срубить бабла, совершенно человеческие, лишённые мифологической глубины.) И так далеее, и тому подобное.

Нет, можно вывести параметры той или иной позиции. Можно попытаться привязать их к друг другу, определить родство. Допустим, мой пантеон будет далёк от D&D, потому что D&D мне не нравится. Не тру. Маккавити, напротив, многое взял из D&D, и его статья посвящена именно этой системе.

Боги моего пантеона - великие боги. Под разными именами их почитают в бесчисленном множестве миров, включая наш. Двенадцать светлых богов, и за каждым - сюжеты и мифы, формы, аспекты, воплощения. В этом смысле, всегда был и есть только один бог войны, и это существо вселенского масштаба, бессмертное и практически всемогущее, чья природа проявлялась и в битвах муравьёв с термитами, и в лесных пожарах.

Боги D&D - нечто совсем другое.

Ладно. Посмотрим на эти пункты. На что Маккавити ссылается? В основном, на всякую американщину. И Олдей (Олди - это не тру). С этой точки зрения, да, уместно вспомнить пост про Жезлы, для этого я его и писал. Таким образом, речь в основном будет идти о Девятке, Владыке Силы, или Десятке, Владыке Притеснения. Ну или о Восьмёрке, в тех случаях, когда подразумевается Светлая.

"- бог войны как воинской чести и праведной победы, может быть покровителем рыцарей и честного боя, война воспринимается как защита родины или честный бой по благородным правилам (Афина, Хейронеус (хотя у него нет оборонной направленности));
- бог войны как стратегии и военного искусства, может быть инкарнацией бога разума и знания, рассматривающего стратегию как одно из проявлений игры ума (анакенский Сонктар, Мирмидия, хотя Честь у нее тоже в большом почете)
".

Может быть, Маккавити и видит фундаментальное различие между Афиной и вархаммерской Мирмидей, я - нет. Разве Афина не ассоциировалась с "разумом и знанием"? Разве Мирмидия не ценит доблесть? (Вот и Маккавити пишет - "Честь у неё в большом почёте".) Таким образом, высказывание "первый - к Светлой, а остальные..." уже некорректно.

Или вот. "Бог поединка, точнее, воинского мастерства и самосовершенствования, который покровительствует мастерам меча и тем, кто серьезно оттачивает мастерство владения оружием... Иногда этот аспект вешается на бога кузнечного мастерства (изготовление оружия), либо искусств вообще". Разве Афина не имела отношения к ремёслам и искусствам? Светлая с ними связана, изготовление оружия всяко относится к сфере её интересов.

Вернёмся к первому пункту. "Война воспринимается как защита родины или честный бой по благородным правилам". Один я вижу тут противоречие? В смысле, мы либо защищаем свою землю, любой ценой, включая партизанскую борьбу, диверсии на коммуникациях, целеноправленное уничтожение вражеского командования - либо сходимся с уважаемым противником в честном рыцарском поединке, где любой может победить или проиграть.

С точки зрения моих концепций, если оборона родины и дуэльные поединки у нас попадают в одну категорию, а Мирмидия и Афина - в разные, то классификация уже не является точной.

В первый пункт Маккавити отправил ещё и ДнДшного бога Хейронеуса, отметив, правда, "что у него нет оборонной направленности". Как мы помним, "крутой Цыник умеет находить нужные вещи" и пользоваться поисковиками. Потратив пару минут, можно узнать, что Хейронеус близок к светлому аспекту бога войны (1, 2). "Непобедимый", опять же. Или вот - "The faith of Heironeous is a very militaristic one... As one would expect, many soldiers, city watchmen, mercenaries, and others who make their living by the sword find themselves honoring the Archpaladin". Солдаты, стражники и наёмники? Это всяко ближе к богу войны, чем к Светлой.

...А Хекстор из последнего пункта - его родной брат. Только Хейронеус - хороший, благородный воин, а Хекстор - злой. Ну там жестокий, агрессор, тиран, насильник и т.д.. "Властелин Притеснения", Десятка Жезлов, тёмный аспект бога войны. Двуликий же потому и зовётся Двуликим, что он одновременно и тот, и другой.

И вот меня спрашивают - "правильно ли я понимаю, что последний вариант больше тяготеет не к Двуликому, а к Императору?" Нет, неправильно. Крутой Цыник добрался бы до Википедии, а там глянул бы по ссылке на изображение Хекстора. Ну какой это Император, а?!

Ох. Подведём предварительный итог.

Со Светлой можно при желании связать аж три пункта, хотя она представляет собой нечто иное и большее.
С богом войны связано всё, что, хм, относится к богу войны, иначе не скажешь. Оценивая классификацию Маккавити, можно сказать, что это попытка описать "некоторые аспекты Двуликого". Но не его самого.

Как я уже сказал, вряд ли какой-то из этих пунктов можно привязать к Императору - разве что подпункт про кузнечное искусство, но это у них семейное. (В свою очередь, Маккавити ассоциирует кузнечное мастерство с "поединком, воинским мастерством и самосовершенствованием", что не верно не всегда и не во всём.) С Ульриком и Аресом ошибиться сложно, это центровые образы. Но уже Корд несколько выбивается из этой группы.

Потом, меня смущает Кхорн. Он, всё-таки, плохой. С точки зрения моего мира, это пародия на Двуликого, созданная его врагами среди тёмных богов, подобно тому, как Тзинч является пародией на Магалокса. (Собственно, это почерк вполне конкретного тёмного бога, Оборотня, он же Обманщик - хотя это неважно.) Мой бог войны следует путём судьбы, это другое.

И, повторюсь, архетип Двуликого шире. Какой из вариантов Маккавити связан с классическим героем бога войны, а именно с Панишером, он же Каратель? Вряд ли его можно назвать берсерком, или сорвиголовой, но и на любителя поединков он не тянет. А куда мы отнесём бронетехнику и артиллерию, которая, как известно, "бог войны"? Ни в одном из вариантов я не встретил упоминания рабынь ("какой культ бога войны без рабынь?"). Или, если на то пошло, пулемётов. С кем связан танк из мультфильма "Полигон"?

...С точки зрения моего мира, например, Двуликий ещё и покровитель профессионального спорта.
...И циркового искусства, особенно клоунов. Ведь есть ещё один взгляд на войну. Как на сумасшедший дом, цирк, карнавал-маскарад, где все свойства обычного мира вывернуты наизнанку, где правила отменены, и где безумцы правят. Бог войны как Арлекин, танцор, хозяин пламени? Между прочим, одним из людей, ставших богом войны моего мира, был цирковой акробат и жонглёр - не через убийство, но благодаря мастерству, которого он достиг в своём ремесле.
...Путь индивидуального совершенства, да. И бог войны - как каждый из величайших воинов, когда либо живших. Куда это можно засунуть, если говорить о схеме Маккавити?
...А как можно забыть войну полов? (Рабыни, опять же!) "Укрощение строптивой" Шекспира можно трактовать через миф бога войны, хотя чтобы понять это, мне пришлось посмотреть старую советскую экранизацию. Потрясающий фильм, кстати. Ох, как мне сейчас не хватает постинга про пилоток, адмирала Ито, культ бога войны и русское пассионарное аниме...
...И ещё один лик бога войны - хозяин воинского посмертия. Вальгалла и т.д.
...И, конечно, враг живых мертвецов. Тот, кто делает так, чтобы мёртвые оставались мёртвыми - это, может быть, одна из его древнейших функций, если говорить о человечестве.
...Да, и мистер Вольф, экономический убийца 21 века - тоже бог войны.
Это всё он.

Как-то давно я читал китайскую статью о военном деле (естественно, в переводе на английский :)). Если верить этому переводу, китайский язык довольно поэтичен. В том числе, там была такая фраза: "во время Первой мировой размах крыльев бога войны не превышал дальности стрельбы крупповской артиллерии". К какому варианту это относится? К благородному или к жестокому? К кровожадному или к искусному? К богу воинов или к богу стратегии? Как бы то ни было, этот китаец говорил ровно о том боге войны, которого имею в виду я.

Закончим тем, с чего начали.
Если начинать разговор, его нужно начинать с самого начала.
С предпосылок. С заложенных идей. Иначе мы будем сравнивать красное с квадратным, а это неконструктивно.

(продолжение следует...)
Tags: Двуликий, бог войны, боги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments