Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

Поправка на Переслегина

А если сильно сокращать? Хоть и грех это...

Например, про "шкалу Переслегина". Я обсуждал это со slavamakarov'ым, ещё зимой, и он попросил, чтобы я это где-то зафиксировал.
Но всё руки не доходили.

Может, коротко?

Помните схему?

С точки зрения моей концепции, у Переслегина в ряде случаев сбита калибровка. Он считает крестьян в большей степени варварами, чем буржуа. Особенно выпукло это проявилось в ереси исмаиловщины. Но уже pikitan со schloenski поставили вопрос о том, что крестьяне ближе к буржуа, и были, имхо, правы.

Почему крестьяне не варвары? По крайней мере, в общей своей массе?
"Бережливость", "рациональная жестокость", "неискренность", "стремление к накопительству", "приоритет экономических отношений перед личными" - мы может спокойно найти эти признаки у крестьян. А варвары по определению самого же Переслегина, это, извините, "стремление к новым впечатлениям, ощущениям, переживаниям"; "активность, стремление к риску, отсутствие ярко выраженной боязни смерти". Ну откуда у крестьянина новые впечатления и стремление к риску?

Менталитет буржуа формируется в условиях оседлой жизни на одном и том же месте, с регулярной работой по расписанию. Когда человек может сказать, что если он пашет сегодня, то он будет пахать в этот же день и через год, и через два. По-моему, это очевидно, исходя из определения. Кто-то, конечно, может сказать, что буржуа "работоспособны" и "трудолюбивы", а крестьяне - нет, но если крестьянин не будет работать, он просто умрёт с голоду! Наступила страда - хочешь, не хочешь, а надо вкалывать до седьмого пота. Это не варвары, которые, по природе своей, скорее охотники и кочевники. Варвару проще стать разбойником и жить жизнью волка: нет добычи - голодаешь, есть - пируешь.

А в деревне варвару скучно. В деревне сложно развивать варварский менталитет. Таких деревня стремится перемолоть или исторгнуть, как чужеродное тело.

Знаете, что такое варвар в деревне? "Хвита, умершего в возрасте 65-70 лет, односельчане описывали как человека лишь с небольшими отклонениями от нормы. При темной коже и больших губах, волосы, в отличие от негроидной расы, были прямые, жесткие. Голова мала по отношению к размерам тела. Хвит сверх всякой меры был наделен физической силой, нравом несговорчивым, драчливым, буйным. В результате стычек с односельчанами у Хвита была отсечена правая рука. Однако и левой ему хватало, чтобы косить, справляться с колхозной работой, даже лазать по деревьям. Он обладал высоким голосом и хорошо пел". То есть, его в итоге с топорами пришли бить, так он всех достал.

Как раз в более цивилизованном обществе варвару адаптироваться проще - больше развлечений, больше новых вещей, больше интересных фишек. Больше стимулов развиваться, как личность. А тут - ни библиотеки, ни кино.

Там Исмаилова спрашивают, куда относить русских крестьян 16-17 вв, а он: "К варварам, конечно. Это более или менее типичные варвары. Хитрость у них природная, единица мироощущения — семья (а детей столько, сколько буржуа никогда не иметь)". То есть, если много детей, значит, варвар. Поэтому я и называю исмаиловщину ересью. Опять же, по определению Переслегина, у буржуа половая функция подчинена экономической и социальной. Да, в наше время, экономические и социальные условия диктуют определённый размер семьи, 1-2 ребёнка и не больше. Но если Исмаилов думает, что буржуа рожают одного ребёнка по идейным соображением, и "малодетность" является их устойчивым признаком, то он вообще не понимает, о чём пишет. В тех условиях, ребёнок - это будущий работник. Это капиталовложение. Плюс, высокая детская смертность заставляет делать ставку на количество, не на качество. Плюс, контрацепция находится в зачатке. Он что думает, буржуа такие монахи, что и со своими законными супругами не спят?

Разница между буржуа и варваром не в том, что буржуа не спит с собственной женой, а в том, что варвар спит ещё и с чужой. У него ведь идеал - самец-альфа, которому все самки дают. Сексуальность варвара избыточна. А в условиях оседлости, тем более, если поселение небольшое и все друг друга знают, подобное отношение к жизни чревато.

(Это не значит, что в деревнях не было варваров. И потом, всякие разбойники-странники-изгои тоже часть крестьянского мира, хотя и специфическая. И былины русские рассказывают в первую очередь о варварах, во вторую - о варварах-буржуа.)

Ай, ещё хохма, раз уж речь об исмаиловщине. "Кстати, действительно очевидно, что менталитет того крестьянина, который землевладелец (и у которого есть 2-3 человека работников) может быть аристократическим. А вот крестьянин в вульгарном понимании — обычно варвар". Руслан Исмаилов (с) . Ага. Кулак, сельская буржуазия, "деревенский мироед" у нас теперь будет аристократом. Как батраков наймёт, так сразу - трость, монокль, вагон первого класса...

Как там было у Переслегина? "Утонченность (в том числе, и в сексуальной сфере)"; "стремление «производить впечатление на окружающих», что проявляется в стиле одежды, в стиле поведения, в манере совершать покупки... если вещь его устраивает, или если покупка по его мнению необходима для поддержания престижа, аристократ покупает за названную цену... окружающие воспринимают это, как привычку «сорить деньгами»"; "стремление «иметь все самое лучшее» — если ехать в поезде, то в спальном вагоне, если жить в гостинице, то — в первом классе"; "умение противостоять страху (в том числе, страху смерти)"; "честность, вытекающая из презрения ко лжи, которая воспринимается, как слабость". Ага, ага. И чуть что - сразу вызывает на дуэль.

Мда. Коротко не получилось. Ладно. Моя мысль понятна? Да, конечно, между Рыцарем Дисков и Принцем Дисков разница огромная, но масть у них одна, земная.
Соответственно, и я уже говорил об этом, я ввожу понятие эволюции менталитетов. Да, они развиваются, от более примитивных и зачаточных, к более развитым формам. И это тоже можно вывести из определения Переслегина. Даже в когнитивной реальности (когда наступит Север и коммунизм), помимо фэнтезийных синергетиков и аналитиков, будут воспроизводится знакомые нам менталитеты, только на следующем уровне - я назвал их "плюсами". Хотя, да, это само по себе фэнтези.

Помимо крестьян-варваров, есть ещё одна тонкость. Переслегин пишет: "Формирование аристократического менталитета связано с образованием «варварских королевств» и генезисом феодализма в Европе". А у меня феодализм только создал условия для формирования аристократического менталитета - сам менталитет, в своих нынешних формах, появился далеко не сразу. В те времена, о которых пишет Переслегин, значительная часть рыцарей-феодалов-аристократов была настоящими варварами, которые не так уж сильно отличались от своих предков, грабивших Рим. В Японии, кстати, то же самое - многие самураи были варварами по менталитету, а окончательно тип самурая-аристократа сложился уже при сёгунате.

Теперь делаем вывод. Относительно моей схемы, переслегинское типирование будет смещено где-то "на 45 градусов по часовой стрелке". Мои буржуа у Переслегина окажутся смесью буржуа и варваров, а варварско-буржуазный смешанный тип - чистыми варварами. Соответственно, отдельные Переслегинские аристократы у меня будут варварами-аристократами (всякие там Звери-одиночки, «Для Тигра существует только он. В крайнем случае — еще его тигрята»).

И, по нашим друзьям. slavamakarov у меня варвар. У Переслегина с определённой вероятностью окажется страшным варваром-аристократом или благородным аристократом-варваром. Они там Славу уважают, хехе. ogasawara у меня аристократ. У Переслегина будет эстетствующей помесью аристократа и интеля - дружелюбный, не злой, недостаточно жёсткий. telserg у Переслегина уедет в чистые интели - любовь к структурам и т.д. Я, соответственно, окажусь между буржуа и интелями. Любитель комфорта :).

Мне, конечно, мой вариант больше нравится :). И, конечно, "поправка на Переслегина" не объясняет всех расхождений между его и моим типированием. Но некоторые моменты объясняет.
Tags: концепция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment