Так вот. Сейчас я хочу поговорить о той части "концепции", которая является сугубо субъективной. То есть, по большей части, имеющей отношение только к моему личному восприятию вещей, к символам, которыми я оперирую.
Помните, с чего я начал рассказ о придворных картах Кроули?
Если брать стихийные соответствия, то, по Кроули, Рыцарь - это Огонь, Королева - Вода, Принц - Воздух, Принцесса - Земля. Совместив это с Переслегиным, мы получим, что первая пара обозначает древние менталитеты, а вторая - современные. Есть логика в том, что Рыцарь с Королевой представляют собой более древний тип. Но по pikitan'у и schloenski, древние, биологические менталитеты - это варвар и буржуа, а цивилизованые, человеческие - аристократ и интель. Наконец, по Кроули, в каждой паре должна быть оппозиция мужского и женского (огонь-вода, воздух-земля), а по Переслегину, оппозицию образуют пары аристократ-буржуа и варвар-интель...
Да. Это то, как я вижу эти карты, остаётся только подсчитать конкретные соотношения.
В первом варианте, первой парой, что у Кроули, что у Переслегина, будет Огонь-Вода, варвары и аристократы.
Символически мы можем изобразить их, как рыцаря-варвара, который проводит все дни на охоте, в военных походах-набегах или пьянках с друзьями. Замок, двор, хозяйство, слуги, работники - всё это остаётся на попечении его жены-аристократки. Ей приходится заботиться о соответствии статусу, сохранении лица, о должном виде и поддержании иерархии.
Или мы можем трактовать отношения в первой паре через образ варвара, завоевавшего более развитую страну, и представительницу местной утончённой знати (Королева), которую он взял в жёны (См. "Волх Всеславьевич").
Второй паре, Принцу и Принцессе, здесь достанется Воздух и Земля по Кроули, или "современные менталитеты" по Переслегину, интели и буржуа. Брачный союз интеля и буржуйки, в общем-то, подробно рассмотрен в советской культуре - с точки зрения интелей, которые об этом писали, естественно :). "Он высокодуховный, она мещанка", тырыпыры.
А у pikitan'а и schloenski соответствия другие. Первая пара у них - это варвар и буржуа. Соответственно, мужчина здесь - хищник, охотник, кочевник, Воин; женщина - травоядное, собирательница, оседлый житель, Хозяйка. Можно вспомнить, как arishai трактует Хозяйку и Хозяина, Старшие Арканы.
Вторая пара, таким образом - аристократ и интелька. Я хотел сказать, что этот вариант в массовой культуре не разработан, но потом оборвал себя. Тут ведь надо творчество девочек-интелек смотреть. Как там с Принцами-аристократами? Думаю, всё в порядке там с Принцами.
И да, нам нужна оппозиция мужского и женского. Менталитеты здесь не совпадают со стихиями, у Переслегина противопоставляются аристократы-буржуа и варвары-интели, это и есть третий вариант менталитетных соответствий для Рыцаря с Королевой и Принца с Принцессой соответственно.
Пусть каждый вариант даёт соответствующей карте по очку в том или ином менталитете (В[арвар], А[ристократ], И[нтель] или Б[уржуа] ).
Итого: Рыцарь (2В, 1А), Королева (1А, 2Б), Принц (1И, 1А, 1В), Принцесса (1Б, 2И).
Осталось добавить масти. Помним, что Посохи - варвары, Чаши - аристократы, Мечи - интели, а Диски - буржуа.
Не заснули? ;)
Вот они, фигуры, как я их вижу.
Сразу отметим, что все мужчины у меня получились в чём-то варварами и аристократами, все женщины - в чём-то буржуа. Что, впрочем, логично, если почитать изначальные описания менталитетов. Ну вот такой я шовинист :). Теперь...
Рыцарь Посохов (3В, 1А) - неистовый варвар, вождь. Архетип варвара и варварства. Варвар на три четверти - если бы не аристократическая составляющая, был бы просто животным, без всяких признаков разума. А так это зверь в человеческой шкуре и с человеческим умом. Аристократическая компонента - то самое "внутреннее благородство" Рыцаря Жезлов, о котором пишет Кроули. Таким был Конан, "величайший рыцарь Запада", как говорили о нём современники.
А теперь, Рыцарь Чаш (2В, 2А). Кроули пишет о двойственности этого образа, о противоречии между Огнём и Водой. По Кроули, это выражается в сочетании боевой природы и мягкого характера.
Об этом я уже говорил, цитируя его "Книгу Тота": "...Речь идёт о правильном сочетании таких противоположностей, как огонь и вода... Быстрота и натиск плохо подходят к характеру от природы миролюбивому...". Парадокс, менталитет воина-профессионала - рыцарь, на коне, в доспехах, - а характер миролюбивый, как у человека, родившегося в мирный век. Это "самурай эпохи Токугава".
Но Кроули пишет о людях, которых он встречал. А какими были изначальные Рыцари Чаш? Они ведь должны были воплощать некую идею, подобно остальным Рыцарям. И у нас опять же получается сочетание двух противоположностей, и две стороны одной натуры, такие разные и в то же время уравновешенные. Равные доли варвара и аристократа, Огня и Воды - или, чтобы нам было понятней, Огня и Льда. Пламя и натиск, холод и спокойствие.
Я уже много раз цитировал irukan'а: "Читаешь эти мемуары и понимаешь, что самом деле оно было ещё интереснее: многие Люди-в-натуре-Полдня возглавляли подонков Периферии. И многие подонки Периферии, возвращаясь в метрополию, скидывали военную форму и массово отправлялись созерцать цветущюю сакуру". В этом суть Рыцаря Чаш, как архетипа, умение включаться, выкладываться и выключаться, быть жестоким убийцей, а потом сочинять изящные стихи.
Японцы говорили - "самурай должен быть холоден, подобно стали своего клинка, но не забывать огонь, из которого этот клинок вышел". Опять то же противопоставление.
Давайте я процитирую безумную книжку "Я" за авторством некого Щемилина. Герой, на наши деньги чуть ли не буржуа, начинает постепенно превращаться в сверхчеловека и бога. Сначала он качает в себе варвара, затем настаёт очередь аристократа. Чтобы развить в себе аристократическую ментальность, герой идёт служить во Флот, становится капитаном космического крейсера и отправляется на Галактическую Войну.
"Опыт работы с пространственно-временным преобразователем, который я приобрел в строительной организации, мне очень пригодился и при работе с основным оружием, и при прыжках, а опыт бесчисленных схваток в мире Халы приучил меня к правильному ведению боя: я старался всегда сохранять ясность мыслей и способность здраво рассуждать, старался всегда контролировать ярость и страх, не допуская безудержной паники, злости и ненависти; я вел бой спокойно, заботясь о собственной защите, в меру агрессивно, плотно, разнообразно и безжалостно сначала к противнику, а уже потом к себе...
Я смотрел на все это и одновременно смотрел внутрь своей души - в самую ее мрачную глубину, туда, где, живущий под моим неустанным вниманием, находится мой демон... - и сейчас он смотрит вместе со мной на людей войны, и мы понимаем, что его время приходит...
Мой демон - это часть меня, как и я в целом, в какой-то мере часть его. Он тоже спокойный и уравновешенный, как и я, рациональный и достаточно умный - но он все-таки демон, сильный, уверенный в своей жестокости и решимости идти до конца, волевой, агрессивный, кровожадный и радующийся чужой смерти. Его ярость холодная и обжигающая, как лед, разумная и оттого целенаправленная и очень разрушительная. Он безжалостен и быстр, когда реализует свою безжалостность. Делать смерть и сохранять свою жизнь - вот его стихия. Его сила исходит из глубин веков, из далекого дикого животного прошлого человечества, когда первые люди еще мало чем отличались от зверей. Война - его время; агрессия, трусость и злоба - это его чувства, тупое бессмысленное времяпрепровождение и неистребимая тяга к наслаждению - вот его цели, но я - человек в целом - главнее, и могу не только отслеживать его поведение, но и управлять им! В каждом человеке живет свой демон, и как люди бывают разные, так и их демоны тоже разные. Человек - это жизнь, это цивилизация и культура, а его демон - это смерть, разрушение и дикость - так и идут они по времени бок о бок, всегда и везде: и в зной, и в холод; и на Земле, и между звезд".
Демон здесь - внутренний варвар, варварская сторона Рыцаря Чаш. Помните, я говорил, что пространство войны описывается Южными формулами? Это тот самый "огонь, из которого вышел клинок". Чувства демона, "агрессия, трусость и злоба" - базовые эмоции по Крылову, которые он связывал с Югом. «В рамках [Первой] этической системы любые эмоции кажутся чем-то привлекательным, поскольку они отвлекают на себя внимание. Это относится и к трем базовым эмоциям, то есть страху, зависти и ненависти: они хороши уже тем, что вызывают интерес и желание жить, которые являются позитивным эмоциональным результатом следования Первой этической системе».
А аристократ учится эти эмоции контролировать, "не допуская безудержной паники, злости и ненависти". Это уже Восток, не Юг, не пламя, а "холодная сталь клинка". "Тупое бессмысленное времяпрепровождение и неистребимая тяга к наслаждению - вот его цели" - это цивилизованный аристократ о диком варваре, высокомерный Восток о простодушном Юге.
Теперь понятно, почему я связал аристократов с древними тайными союзами и культами "оборотничества"? Человек днём и зверь ночью - та же двойственность, но в самой архаичной и примитивной форме.
Уф :).
Или вот, Рыцарь Дисков (2В, 1А, 1Б). Это частично объясняет, откуда взялать ересь исмаиловщины. Архетип крестьянина, изначальный буржуа, крепкий фермер, у нас оказывается наполовину варваром. И ещё немного аристократом - как Микула.
Принц Посохов - это, как я уже писал, хитрый варвар (1И, 1А, 2В). За хитрость интельская компонента и отвечает. При этом, заметьте, те же значения, что и у Рыцаря Мечей (2В, 1А, 1И)! Это своеобразные "двойники", что можно показать на примере таких образов, как Одиссей. Архаичные типажи пределённого рода легко оборачиваются теми, кого я называю "персонажами Желязны", а это уже интельская сфера. (бог Один?)
Принц Мечей (2И, 1А, 1В), тот самый интель современный обыкновенный. Да, h_factor однажды предположила, что я интель-варвар, просто с неразработанной варварской составляющей. Учитывая, что себя она записала в варвары, это был комплимент. А "каббала" позволяет объяснить, почему именно так - мне, как обыкновенному интелю, для крутости не мешало бы добавить себе немного варварства, чтобы стать Рыцарем Мечей. Таков путь пророков и революционеров - Мечи (интели) это воздух, разум и дух, а Рыцарь (варвар) добавляет им огня и чистой, первородной энергии. Уверен, Полли бы со мной согласилась :).
О Принце Чаш (1И, 2А, 1В) я уже много чего сказал. Часть своей первоначальной силы этот аристократ обменял на извращённость ума и умение маскировать свою истинную натуру. Недавно я сказал arishai, что размышляю над тем, кем считать вора-джентельмена Арсена Люпена - аристократом или аристократом-интелем? "Не знаю", - ответила она, - "Может, просто умный аристократ?" ...То есть Принц Чаш.
И именно на природу Ивила, как Принца Чаш, я намекал, когда писал, что он с точки зрения поведения "способен прыгать от Зверя-суперанимала (варвар-аристократ) до артистичного суггестора (аристократ-интель), и всё это по ходу одной пьесы". Там где Рыцарь Чаш уравновешивает обе стороны своей психики, достигая внутренней гармонии, этот Принц Чаш поддерживает стержень своей личности (аристократический менталитет) и отклоняется от него в ту или иную сторону.
И да, когда наступили мирные времена, Рыцари Чаш забыли войну и огонь. А Принцы... как я уже говорил, с ними у Кроули были связаны какие-то неприятные воспоминания. Кстати, в рамках моих представлений, всякий аристократический изврат Принцы Чаш придумали, Рыцари были выше этого.
А что у нас с прекрасными дамами?
Вот Королева Посохов (1А, 2Б, 1В), наполовину заботливая хозяйка и мать, на четверть царица, на четверть - тигрица. А вот Королева Чаш (2А, 2Б), простая, смертная женщина - и королева, аристократка, загадка. Та же двойственность, что и у Рыцаря, но с иным акцентом. Королева Дисков (1А, 3Б) - самая земная из них. Кстати, отметьте, что у трёх менталитетов есть "предельные типажи". Предельный варвар - Рыцарь Посохов, предельная буржуа - Королева Дисков. У аристократов ничего подобного нет - Рыцарь, Королева и Принц находятся на одном уровне (2А). Видимо, аристократ на 75% - это как варвар на 100%. Нереализуемо и нереально.
Принцесса Чаш (1Б, 2И, 1А) отличается от остальных Чаш своей интельской компонентой. Хотя да, про это я уже говорил: Моя Светлая, с точки зрения менталитета, получается аристократо-интелькой. Среди девушек, которым подойдёт эта карта, данный смешанный тип должен встречаться довольно часто. Интельская оболочка может дать дополнительные навыки работы с текстом, образами, информацией, столь необходимые для создания и поддержания Фантазии; Фантазия, в свою очередь, здесь превращается из средства в самодостаточную цель.
Надо, конечно, ещё перекинуть мостик от Принцесс к Норману... но лень. Просто скажу, что с горианской точки зрения, доля интельства (а у Принцесс она всегда как минимум 50%) - это положительное качество для рабыни. Хотя интересно, чтобы гориане сказали о Принцессе Мечей (1Б, 3И)? Это ведь предельный интельский типаж, Ветер в Голове и мааааленькая буржуазная компонента, уже просто чисто за счёт биологии.
А для сравнения - Королева Мечей (1А, 2Б, 1И). Эта ближе к Королеве Посохов, и отличается от Принцессы и большим вниманием к своей женской природе, и большим аристократизмом.
Эх. Сейчас скажу ещё об одной особенности "каббалы Геста". Допустим, есть у нас условная Дочка Переслегина. Мы, в принципе, о ней ничего не знаем. Но считаем, что она интелька. А она думает, что она варвар. И вроде как очевидно, что она неправа (откуда там варвар?). Но с точки зрения "каббалы", разница между Принцессой Мечей (1Б, 3И) и Принцессой Посохов (1Б, 2И, 1В) - одна единица варварства. А это уже другой вопрос, и можно рассуждать, есть ли она у неё, нет, и готова ли она танцевать нагой перед алтарём Владыки Огня. И можно ли положить на весы тот факт, что она натуральная блондинка.
Кстати, если кто читал "Галактический консул" Филенко (хехе :)), то разница между Королевой и Принцессой Посохов - это разница между двумя женщинами Константина Кратова, Рашидой и Марси.
Принцесса Дисков (2Б, 2И) - опять равновесие. Полушуточный "подсчёт элементарный влияний"... говорит о полном разрыве с древними архетипами: тут нет ни архаичной страсти "варварки", ни чопорности, внимания к статусам и изящества "аристократки", зато Воздух интелей и Земля буржуа в Принцессе Дисков уравновешивают друг друга. Это "освобождённая женщина Запада", которая может позволить себе жить в своё удовольствие, не связывая себя семьёй или иными обязательствами. Просто женщина, выбирающая, какой она хочет быть.
Наконец, Принц Дисков (1И, 1А, 1В, 1Б). Вышло, что идеальный образ буржуа-менеджера сочетает в себе качестве всех четырёх стихий-менталитетов... Подобно интелю, Принц Дисков умеет работать с концепциями, информацией, нематериальными вещами; как варвар, он высокомобилен, легко меняет место и даже сферу работы, и так далее, чего нельзя было сказать о его предках, исторических буржуа; наконец, он представляет собой прослойку своеобразного "служилого дворянства" нового мира, и следит за своей внешностью и поведением не менее тщательно, чем аристократ, только демонстрирует не социальный, а экономический и профессиональный статус.
Мне как-то приснился жуткий сон, в котором мне нужно было отличить элегантного и подтянутого аристократа от элегантного и подтянутого буржуа. Это было непросто, да.
(Формальная разница в том, что у аристократа финансовая сфера подчинена необходимости поддерживать статус; у буржуа признаки статуса сами по себе подчинены его деловым интересам и обеспечивают их.)
Помните сказки американских буржуа, ещё точнее - первую, которую я назвал мужской?
"Жил-был фермер, и была у него скотина: курица, свинья да корова. И вот как-то оголодал фемер наш, и решил зарезать курицу и съесть. Приходит он в хлев курицу резать, а та как заговорит человеческим голосом (фермер от удивления аж до потолка подпрыгнул): "Не режь меня, хозяин! А зарежь лучше свинью - из ее шкуры сделаешь себе кошелек, и в нем никогда не будут кончаться деньги." Ну фермер думает: "В самом деле, со свиньи и мяса больше, да еще и кошелек волшебный..." Пошел свинью резать. А свинья как заговорит человеческим голосом (фермер опять аж подпрыгнул от удивления, но уже не до потолка, а пониже): "Не режь меня, хозяин! А зарежь лучше корову - из ее шкуры сделаешь себе чемодан, и куда захочешь - он тебя в ту минуту и перенесет." Ну, само собой, пошел фермер резать корову. А она как заговорит человеческим голосом (фермер уже и не удивился совсем): "Не режь меня, хозяин! А зарежь лучше курицу - из ее косточки сделаешь себе амулет, и тебя никакая хворь не возьмет." Ну тогда умный фермер зарезал всех троих, и теперь он здоров, у него не переводятся деньги, и он путешествует по всему свету".
Мораль проста - тщательно изучай рынок, проанализируй все предложения, оптимизируй прибыль. И да, не надо доверять говорящим животным, скотина она и есть скотина. Ты же, блин, не в сказке живёшь!
И с другой стороны...
"Убей аристократа", - сказал варвар, - "И ты получишь его власть, богатства Земли и её саму".
"Убей интеля", - сказал аристократ, - "И ты получишь знания о Земле, и всё то, что связывает её в единное целое".
"Убей варвара", - сказал интель, - "И ты получишь его жизненную силу и энергию".
"Я выбираю всё это", - сказал буржуа.
...И из простого фермера превратился в Принца Дисков. Теперь это тот, кого я называю "корпоратом" (ещё одна символическая фигура, да). В комплекте - миникомпьютер с рабочей информацией (шар, похожий на глобус, помеченный математическими символами и как бы намекающий на планирование), а также чемодан со всем необходимым. Возможно, это стандартный "чемодан со всем необходимым", который он приобретает уже в аэропорту в точке прибытия, на свою универсальную кредитную карту. Всё остальное, что ему может понадобиться, он может купить в любом из стандартных отелей. На груди его прикреплена "куриная косточка", универсальный талисман-диагност, который замеряет, фиксирует, мониторит, прогнозирует и всячески оберегает здоровье своего владельца. По миру он перемещается бизнес-классом, или на сверхзвуковом бизнес-джете, может быть переделанном из военного самолёта, или просто переносит своё сознание из клона в клон.
В конце концов, это его мир.