Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

Советские мультфильмы или стихийная ассоциация

О... u_96 выложил классический и любимый образец... как бы это назвать... советской антизападной пропаганды? 8-)
В общем, один из хороших советских мультов. Он точно был в моём личном рейтинге, и я всегда радовался, когда попадал на него по телевизору. В вышеупомянутом рейтинге он котировался где-то на уровне эпической дилогии "Если бы я был папой", хотя последную, я, наверное, ставил выше. У "Если бы я был папой" преимущество по хронометражу и количеству культурных образов-цитат.

Вот сейчас пересмотрел и то, и другое, на свежую голову.

"Великий Нехочуха" - советская власть выведена в образе усталой старой бабушки с непутёвым внуком, который не хочет работать и мечтает о Западе - стране изобилия, где всего завались и мультики крутят по телевизору круглые сутки. Бабушке противопоставлен Великий Нехочуха, Властелин Запада. Это страдающий ожирением буржуин (очень старый культурный образ), окружённый Роботами-слугами, мгновенно выполняющими любое его желание. И да, на Западе всего завались - атракционов, сладкой газировки (герой патриотично выбирает советский квас с мыльной пеной), компьютерных игр, Роботов... и потому это ад. От подобного ужаса и кромешного мрака человека может спасти только старая бабушка Софья Власьевна. Осознавший свою неправоту внук превращается в образцового маленького солдатика, потому что есть такое слово - "надо".
Главный плюс - тот самый образ капиталистического Ада. Мир, где у всех всё есть, но никто ничего не хочет, лабиринт кривых зеркал, американские горки, уводящие в тёмный туннель без выхода... "Бабушка, спаси меня!"
С идейной точки зрения, мультфильм, мягко говоря, небезупречен, поскольку не может решить, против чего именно он протестует.

"Если бы я был моим папой" - поздний шедевр советской анимации. Вышел на экраны в 87 году, через год после "Великого Нехочухи". Первая новелла допускает прямое сравнение. Софья Власьевна здесь обернулась уродливой жирной бабой-продавщицей, которой верно служит инфернальный грузчик-алкоголик. Продавщица стремится раздавить любого, кто пытается жаловаться или отстаивать свои права - для таких у неё заготовлена смирительная рубашка. Прибитая гвоздями к стене жалобная книга символизирует свободу выбирать и выражать своё мнение. Это то, за что надо бороться. Герой мультфильма никакой не "нехочуха", он знает, чего он хочет. А хочет он отомстить за унижения своего отца, советского интеллигента (позиция мультфильма сугубо интельская). Да, советская власть скорее сожрёт свою конституцию, чем поделится властью с людьми. Но пусть впереди бои, слезоточивый газ, барикады - рано или поздно коммунистическую верхушку посадят в железную клетку и будут показывать на площади, как Гитлера. И тогда сразу наступит изобилие, сервис, и торжество прав потребителя, а в магазинах вместе с покупками будут выдавать стильные пакеты с логотипами.

Вторая новелла сталкивает героя с новыми варварами, пока ещё беззубыми и безобидными. Странные стиляги восьмидесятых, колбасившиеся под дэнс-микс советской попсы, вряд ли могут считаться серьёзными противниками. Герой разделывается с ними парой заклинаний.

Третья новелла поражает своим откровенным фрейдизмом - "я был бы для мамы лучшим мужем, чем папа". Мда. Но к этому моменту зритель всё равно уже сражён и зачарован. Главный плюс фильма - естественно, мальчик, мечтающий о Добре с кулаками, его восприятие мира и его фантазии, которые незаметно изменяют реальность.

Вторая серия (88 год) уступает первой в идейно-художественном плане, но искупает возможные недостатки за счёт недетской страсти. Империя трещит по швам, улицы заполнили гопники. Враги интелей, варвары, в мультфильме представлены странным союзом качка-любера в клетчатых штанах и припанкованного металиста в косухе. Гопники ведут себя грубо и откровенно нарываются. Зал игровых автоматов здесь символизирует не западный соблазн, от которого надо отречься, а интельский храм, святилище, окно в другой мир. Это мечта, которую нужно отстоять и очистить от варваров. Поэтому герой призывает на помощь свой дар мага иллюзий, в этот раз уже осознанно, и вызывает тупых гопников на поединок разумов. Который они, естественно, проигрывают, будучи, как я уже сказал, тупыми. Заметим, что в мире своих грёз будущий интель преображается в аристократа. Считаем культурные образы - ковбой, раздающий правосудие прерий направо и налево; затем перебивка с животными - интель показал варварам, что он о них думает; затем автогонщик тридцатых в шлеме и очках-консервах; затем отважный корсар, он же мастер боевых искусств. (Кстати, последняя ассоциация мальчика самая интересная, "Морской бой" - пираты и парусник с парусами.)



 
Tags: pairs
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment