Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

Западная этика, примеры

Да, мне очень паршиво. Но это неважно.

Давно хотел дать ссылки на характерные образцы Западного поведения, но всё руки не доходили.

"О потерянной фотокамере" (позиция владельца журнала немного гнилая, но что есть, то есть).
"О неофициальном программисте".

Первая история отвечает на вопрос, который когда-то задал Переслегин в эссе "Классический детектив как квант межтеневого взаимодействия". Откуда взялся детектив, как сюжет? Его породила Западная этика, с её установкой на истину и справедливость.

Тянет процитировать schwalbeman'а:

Сто лет назад Холмс был смешон. Сейчас над ним не смеются: это супермэн без страха и упрека. Британское мещанство победило насмешку К. И. Чуковского, оставив последней в удел безнадежную партизанскую войну на территории пьяных анекдотов. «Элементарно, Ватсон». Но ведь это андеграунд. Публичная, принятая в обществе, культура совершенно по-британски «выражает свой восторг» перед тем, что раньше считалось подлинным умом лишь на нескольких болотистых островах, а теперь заменило все прочие формы умствования для всего мира. В 1908 году неуклюжая логика Холмса, творец которого всегда имел возможность заглянуть в конец задачника, была всего лишь проявлением забавной экзотической культурной традиции. Она была этнической, как матрешка, как баварская сосиска. В 2008 году это уже норма, не только единая для всего прогрессивного человечества, но и вообще абсолютная.

Две мировые войны отгремело за сто минувших лет. Две мировые плюс одна холодная. И в каждом из этих глобальных конфликтов англо-саксонский атлантический мир наносил удар за ударом по континентальной европейской культуре: французской, немецкой, советской. Последствия этой цепи фатальных поражений настолько грандиозны, что их невозможно окинуть взглядом со столь близкой перспективы.

Я, мои дамы и господа, пока еще не готов становиться истины ради безумцем. У меня двое детей растут, родители старенькие. Поэтому громаду англосаксонских эстетики, рациональности и социальности, подмявших под себя континентальный Запад до того, что только жалкие окровавленные клочки торчат из-под этой глыбы, я предпочитаю обозревать по маленьким кусочкам. Так как-то попроще, и сердечко не ёкает. Вот, взгляните на Шерлока Холмса, ныне совершенно несмешного. Чувствуете восторг пред умом человеческим? Это восторг перед гордо развевающимся стягом наших мучителей.


Вот как корёжит-то человека при мысли о победе Запада над "восточным" проектом Германии (и Японии), а также над квази-восточным проектом СССР (Восток по Крылову, помним). Не знаю, можно ли французов считать каким-то там проектом...

Что касается второй истории, то советую вспомнить наш любимый интельский манифест, "Понедельник начинается в субботу", особенно в этом месте: "Мы работали 12 часов в день, семь дней в неделю. Грег обладал неограниченной энергией и требовательностью перфекциониста. Днями напролет он программировал за закрытыми дверями, покуда я проводил большую часть моего времени, разговаривая с другими инженерами. Так как я попросил его о помощи как о личном одолжении, мне приходилось поддерживать тот же темп. Из-за незашторенного окна моей спальни, выходящего на восток, я просыпался с рассветом и приезжал на работу на десять минут раньше Грега. Ему казалось, что я уже много часов проработал за компьютером, и что ему придется засидеться допоздна, чтобы не отстать. В свою очередь, я чувствовал себя обязанным уходить не раньше, чем он. Глядя друг на друга, что мы работали все больше и больше". Интели, да. Творцы Запада.

(Заодно сразу видно, почему СССР был менее западной страной, чем США, а корпорация "Майкрософт" является более "совковой" по сравнению с Apple. Да, это вопрос бдительности охраны :))

Что общего можно отметить в обоих случаях? Во-первых, сразу видно, что речь идёт об этическом поведении в рамках господствующей этической системы, потому что в каждом случае героям активно помогали окружающие, и их действие встречало полное понимание.

Вот schegloff пишет: "успешность "игровой" стратегии зависит не только от алгоритма самой стратегии, но и от того "игрового" окружения, в котором она работает. Позволять себе быть добрым по отношению к незнакомым людям можно только в том случае, если они такое поведение является преобладающим в конкретном социуме". То есть, в нашем случае, это будет звучать так а) эти люди действуют в рамках господствующей этической системы б) окружающие их люди тоже ведут себя этично, или, по-крайней мере, в меру своих сил поддерживают этическое поведение других. Но в этом  и состоит суть, этическая система у Крылова как раз и отвечает за принуждение к действию или бездействию.

А во-вторых... в комментах мы встретим очень похожие реплики: "вот она, страна Жёлтого Дьявола!"; "Ну, что с них взять? Тупые жирные бездуховные пиндосы! Вместо того, чтобы забарыжить камеру и нажраться на радостях, фигней занимаются! Совсем зажрались!" и "Не верю! Объясните мне, что это красивая сказка! Что мерикосы тупы, ограничены и меркантильны. Что это "Петя и Волк", дважды пропущенный через Promt. Пожалуйста".

Характерная реакция, правда? Да, это не те американцы, про которых нам рассказывали советские книги. Именно поэтому я схватился за голову, когда увидел, что Крылов закинул в ценности Запада прибыль и богатство. Ну ладно ещё Америка (хотя в вышеприведённых примерах действуют американцы, действуют этично с точки зрения других американцев, и вовсе не ради денег)... но Запад на Америке всяко не кончается.

"Ты же понимаешь, что Крылов просто не мог позволить себе написать, что ценностью Запада является справедливость?" - сказал мне тогда makarovslava.
Но это-то и ужасно. Это вступает в противоречие с моим интельско-западным чувством истины :).
Tags: Запад, концепция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments