"Северную" тему в фильме символизирует мужественный сталевар Иванов, который льёт сталь на Сталинградском сталелитейном заводе имени Сталина. В этом смысле, он олицетворяет русский народ в целом.
Итак, Великая Отечественная, руины Сталинграда, отряд главного героя берёт в плен немецкого офицера.
Подтянутый немец, ясное дело, представляет Восток. Азиат Юсуп - Юг. Юсуп предлагает реализовать принцип "око за око" и жестоко замочить немца.
С Ивановым всё хитрее. Язык, на котором они разговаривают, тяготеет к Югу. Но вот аргументация...
"Мы его не убьём... И не кричи тогда, что я жестокий. Я тебя не трогал, я к тебе не лез, я добрый!.. Я хочу дожить до того дня, когда такая вот сволочь, как этот немец сам скажет: Будь проклят Гитлер, что он породил меня, и да буду проклят я, что породил Гитлера!"
Чувствуете? Это уже этическое утверждение. (В высшем смысле этическими являются только Запад и Север, они опираются на человеческое "Я".)
Принцип Севера - "Другие не должны вести себя по отношению ко мне так, как я не веду себя по отношению к другим/Не давай другим поступать с тобой так, как ты с ними не поступаешь".
То есть, право на действие даёт отказ от определённых действий; я имею право сопротивляться злу, если я сам не творю зла. Отсюда принципиальность вопроса о том, что добро, а что нет. Я хороший, и не смей утверждать, что я плохой, я тебя не трогал, я человек мирного труда, и это даёт мне право сражаться с тобой, потому что ты напал на меня первым.
Более того, цель войны не в том, чтобы отомстить, подчинить или уничтожить противника, а в том, чтобы он сам осознал, насколько он неправ, и признал аморальность своих действий. "Да, Гитлер козёл, мы козлы, мы больше не будем".
И раз уж речь пошла о "Падении Берлина"...
Вот эпизод, иллюстрирующий отношения народной, Северной этики и Южной, сталинской, в рамках, собственно, сталинского мифа. Проще говоря, "северянин" перед воплощением Юга испытывает смесь суеверного ужаса и слепого обожания.
...Заодно отметьте образный ряд. Бог-Отец в райском саду, в белоснежных одеждах. Рай сторожат архангелы из НКВД. На заднем плане звучит чуть ли не церковная музыка. И да, главный прикол в том, что раз Сталин всем отец, то он отец и самому себе :). А в конце Сталин и Иванов уходят за кадр, возносясь ввысь.