Top.Mail.Ru
? ?
Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Я не верю, что мне приходится этим заниматься, ну да ладно - материалы [Jun. 24th, 2008|02:25 pm]
Григорий
[mood |aggravatedЮххх! Юххх!]

Да, всё к тому же.
Может, кто-нибудь просто забыл, о чём идёт речь? Вот вам описание хоббитов, их культуры и общества. Можете самостоятельно посмотреть, какие отношения были у хоббитов к собственности, власти, законам и друг к другу.

    "Третья эпоха Средиземья давно минула, и мир сейчас уж совсем не тот, но
хоббиты живут там же,  где жили  тогда:  на северо-западе  Старого  Света, к
востоку от Моря. А откуда они взялись и где жили изначально - этого никто не
знал  уже и во времена Бильбо. Ученость была  у  них не в почете (разве  что
родословие), но в старинных семействах по-прежнему водился  обычай не только
читать свои хоббитские книги, но  и разузнавать о прежних временах и дальних
странах  у  эльфов,  гномов  и людей.  Собственные их летописи  начинались с
заселения Хоббитании, и даже  самые старые  хоббитские были восходят  к Дням
Странствий, не  ранее того.  Однако же и по  этим  преданиям, и по некоторым
словечкам  и обычаям понятно, что  хоббиты, подобно  другим  народам, пришли
когда-то с востока.

    В те же далекие времена  они, должно быть, освоили и  письменность - на
манер  дунаданцев, которые когда-то давным-давно переняли ее у эльфов. Скоро
они  перезабыли  прежние  наречия  и  стали  говорить  на  всеобщем  языке,
распространившемся  повсюду  -  от  Арнора  до Гондора  и  на  всем  морском
побережье,  от Золотистого  Взморья до Голубых гор. Впрочем,  кое-какие свои
древние слова хоббиты все же сохранили:  названия  месяцев, дней  недели  и,
разумеется, очень многие имена собственные.
    Тут легенды наконец сменяет история, а несчетные века - отсчет лет. Ибо
в тысяча  шестьсот  первом году  Третьей эпохи братья-беляки  Марчо и Бланка
покинули Пригорье и,  получив на то дозволение от великого князя в  Форпосте
[Согласно  летописям  Гондора,  это  был  Аргелеб  Второй,  двадцатый  князь
северной династии, которая  завершилась через триста лет княжением Арведуи],
пересекли бурную реку Барандуин во главе целого полчища хоббитов. Они прошли
по  Большому  Каменному  мосту,  выстроенному  в  лучшие  времена  Северного
Княжества,  и распространились  по заречным  землям  до  Западного  взгорья.
Требовалось от них всего-навсего, чтобы они чинили Большой мост, содержали в
порядке  остальные  мосты  и  дороги,  препровождали  княжеских  гонцов  и
признавали князя своим верховным владыкой.
    Отсюда и  берет  начало  Летосчисление  Хоббитании  (Л.  X.),  ибо  год
перехода  через  Брендидуим (так изменили  хоббиты название реки)  стал  для
Хоббитании  Годом Первым,  рубежом дальнейшего отсчета [Таким  образом,  год
Третьей эпохи в исчислениях эльфов и людей узнается путем прибавления 1600 к
хоббитской  дате.  -  Примеч. авт.]. Западные хоббиты сразу же полюбили свой
новообретенный край, за его пределами  не появлялись и  вскоре снова исчезли
из истории людей  и эльфов. Они хоть и считались княжескими  подданными,  но
делами их  вершили свои вожаки, а  в чужие дела они носа  не  совали.  Когда
Форност ополчился на последнюю битву с ангмарским царем-колдуном,  они будто
бы  послали  на помощь  князю  отряд лучников,  но людские  хроники этого не
подтверждают.  В этой войне  Северное  Княжество сгинуло; с той поры хоббиты
стали считать себя полновластными хозяевами дарованной им земли и выбрали из
числа вожаков  своего  Хоббитана,  как  бы наместника бывшего князя.  Добрую
тысячу лет войны обходили их стороной, и,  пережив поветрие Черной  Смерти в
37 г. (Л. X.), они плодились и множились, пока их не постигла Долгая Зима, а
за нею страшный голод. Многие  тысячи погибли голодной смертью, но уже и Дни
Нужды  (1158-1160) ко  времени нашего  рассказа канули в  далекое прошлое, и
хоббиты  снова  привыкли к изобилию. Край их  был  богатый и щедрый, и  хотя
достался им заброшенным, но прежде земля возделывалась на славу, и хозяйский
взор князя некогда радовали угодья и нивы, сады и виноградники.
    С  востока  на запад,  от Западного  взгорья  до Брендидуимского моста,
земли их простирались  на сорок лиг и  на пятьдесят  - от  северных топей до
южных болот.  Все  это  стало называться Хоббитанией; в этом уютном закоулке
хоббиты наладили жизнь  по-своему,  не обращая внимания на всякие безобразия
за  рубежами  их  земель,  и привыкли  считать,  что  покой и  довольство  -
обыденная судьба обитателей Средиземья, а иначе и быть не должно. Они забыли
или предали забвению то немногое, что знали о ратных трудах Стражей - давних
радетелей мира на северо-западе. Хоббиты состояли под их защитой и перестали
думать об этом.
    Чего в хоббитах не было, так это воинственности, и между  собой  они не
враждовали никогда. В свое время им, конечно, пришлось, как  водится в нашем
мире,  постоять  за себя, но при Бильбо это  уже  было незапамятное прошлое.
Отошла  в область  преданий  и единственная битва в  пределах  Хоббитании: в
Зеленополье  в 1147 г.  (Л. X.), когда  Брандобрас Крол  наголову  разгромил
вторгнувшихся орков. Климат и тот смягчился: былые зимние нашествия волков с
севера стали бабушкиными  сказками. Так что  если  в Хоббитании и можно было
найти какое-нибудь  оружие,  то  разве что по стенам, над каминами или среди
хлама, пылившегося в музее города Землеройска. Музей этот назывался Мусомный
Амбар,  ибо  всякая  вещь,  которую  девать было некуда, а выбросить  жалко,
называлась у хоббитов мусомом. Такого мусома в  жилищах  у них накапливалось
изрядно,  и  многие подарки,  переходившие  из  рук  в руки,  были  того  же
свойства.
    Однако  сытая  и  спокойная  жизнь  почему-то  вовсе  не  изнежила этих
малюток. Припугнуть, а тем более  пришибить  хоббита  было совсем не просто;
может  статься,  они  потому так и любили блага земные,  что умели  спокойно
обходиться  без  них, переносили  беды,  лишения,  напасти и  непогодь  куда
тверже,  чем можно было  подумать, глядя на их упитанные животики  и круглые
физиономии. Непривычные  к  драке,  не  признававшие  охоты,  они  вовсе  не
терялись перед опасностью  и  не  совсем отвыкли от  оружия.  Зоркий  глаз и
твердая  рука делали  их  меткими  лучниками. Если  уж  хоббит нагибался  за
камнем, то всякий зверь знал, что надо удирать без оглядки.
    По преданию, когда-то все хоббиты рыли себе норы; они и сейчас считают,
что  под землей уютнее всего, но  со временем им пришлось привыкать и к иным
жилищам. По  правде сказать,  во дни  Бильбо  по старинке жили только  самые
богатые  и самые  бедные хоббиты. Бедняки ютились в грубых землянках,  сущих
норах, без окон или с  одним окошком; а тем, кто позажиточнее, из уважения к
древнему обычаю  строили себе подземные хоромы. Не всякое место годилось для
рытья широких и  разветвленных ходов  (именовавшихся  смиалами); и в низинах
хоббиты, размножившись,  начали  строить  наземные дома.  Даже  в  холмистых
областях и старых поселках, таких, как  Норгорд  или  Кроли,  да и в главном
городе Хоббитании, в  Землеройске на  Светлом нагорье,  выросли  деревянные,
кирпичные  и  каменные  строения.  Особенно  они  были сподручны  мельникам,
кузнецам, канатчикам, тележникам и вообще мастеровым; ведь, даже еще  живучи
в норах, хоббиты с древних пор строили сараи и мастерские.

    Дома и норы в  Хоббитании рассчитывались на большую ногу, и обитали там
большие семьи. (Бильбо и Фродо Торбинсы - холостяки - составляли исключение,
как и во многом  другом, например, в своих эльфийских пристрастиях.) Иногда,
подобно    Кролам    из  Преогромных    Смиалов    или  Брендизайкам    из
Хоромин-у-Брендидуима,  многие  поколения  родственников  жили - не сказать,
чтобы мирно - в дедовских норах, то бишь наземных особняках. Кстати, хоббиты
- народ чрезвычайно семейственный, и  уж  с  родством  они считались  крайне
старательно.  Они  вырисовывали  длинные  ветвистые  родословные  древа.  С
Хоббитами важнее всего понять, кто кому родня и кто кому какая родня. Однако
же в нашей книге было бы совершенно невозможно изобразить родословное древо,
даже обозначив на нем  только самых главных членов самых главных  семейств -
тут  никакой  книги не  хватит.  Генеалогические  древа в  конце  Алой Книги
Западных Пределов - сама по себе книга, и в нее никогда не заглядывал никто,
кроме хоббитов. А хоббитам, если они  верны себе, только это и требуется: им
надо,  чтобы в книгах было то, что они и так уже знают, и чтобы изложено это
было просто и ясно, без всякой путаницы.

    Хоббитания  делилась на  четыре  удела: Северный,  Южный,  Восточный  и
Западный,  а уделы  -  на  округа,  именовавшиеся в  честь  самых  древних и
почтенных  местных родов, хотя  потомки  этих родов  обитали порой совсем  в
другой  части Хоббитании.  Почти все Кролы по-прежнему жили в Укролье; но  с
Торбинсами  и  Булкинсами,  например,  дело  обстояло  иначе. Помимо уделов,
имелись  еще Восточные и Западные  Выселки: Восточные - это Заячьи  Холмы, а
Западные были прирезаны к Хоббитании в 1164 году (Л. X.).
    В ту давнюю пору, о которой мы ведем речь, в  Хоббитании почти что и не
было  никакого  "правительства".  Каждый род  сам,  как умел,  разбирался со
своими делами - большей  частью насчет того,  как вырастить получше урожай и
как  вкуснее  прокормиться.  А  в  остальном  хоббиты  были более  или менее
покладистые,  вовсе не жадные;  привычно  довольные своим, на  чужое они  не
зарились - так что земли, фермы,  мастерские и заведения хозяев не меняли, а
мирно переходили по наследству.
    Издревле помнилось, конечно, что был когда-то великий князь в Форносте,
или, как переиначили хоббиты, в Северне, где-то там, к северу от Хоббитании.
Но  князя-то  уже  не  было  чуть не тысячу лет, и даже  развалины  княжьего
Северна  заросли травой. Однако  же хоббиты  по-прежнему говорили  про диких
зверей  и про нечисть  вроде  троллей, что им и князь не  указ, какой  с них
спрос. От стародавнего  князя они вели  все свои законы и порядки и блюли их
истово и по доброй воле, потому что законы  -  они  и  есть самые правильные
Правила, и тебе древние, и справедливые.
    Древнейшим  родом испокон  веков  были  у  них  Кролы: титул  Хоббитана
перешел к ним (от Побегайков) много сот лет назад, и с тех пор его неизменно
носил  старейшина  Крол.  Хоббитан  главенствовал  на  всеобщих  сходках,
предводительствовал дружиной и ополчением, но и дружина и ополчение потребны
были лишь в случае  опасности,  а случаев  таких  давным-давно не бывало,  и
титул Хоббитана  стал всего лишь знаком почтения.  Род Кролов, и то сказать,
был  в  большом почете  как весьма многочисленный  и чрезвычайно  богатый; в
каждом  поколении  рождались Кролы  особого  склада и  очень уж  не  робкого
десятка.  Подобные  их свойства терпеть терпели  (все ж  таки богачи), но не
одобряли.  Однако старейшину рода по-заведенному называли по всей Хоббитании
Наш Крол,  а если нужно было, то  и добавляли к его имени  порядковый номер:
скажем, Изенгрим Второй.
    На деле же единственной  властью был  городской голова  Землеройска  (а
заодно и  всей Хоббитании),  которого переизбирали раз  в семь лет во  время
Вольной Ярмарки на  Светлом нагорье, в те три или четыре летних дня, которые
у хоббитов  делили  год  надвое и  назывались "прилипки". Голова обязан  был
главным  образом  возглавлять  большие  пиршества  по  случаю  хоббитанских
праздников,  довольно-таки  частых.  Но  вдобавок он  исправлял  обязанности
Начальника  Почтовых  Дел  и  Старшины  Ширрифов,  так  что.  его  заботам
препоручалась Доставка  посланий, а  также Управа благочиния. Никаких других
услуг в  Хоббитании не имелось, и с посланиями забот было куда больше, чем с
благочинием. Отнюдь не каждый хоббит знал грамоту, но уж если знал, то писал
всем своим друзьям (и избранной родне) - всем, кого за дальностью проживания
нельзя было навестить, гуляючи после обеда.
    Ширрифами хоббиты называли свою  стражу  -  вернее сказать, тех, кто им
таковую заменял. Формы они, конечно, не носили  (ничего подобного и в помине
не  было),  только втыкали  перо  в  шапку  и  были  скорее  сторожами,  чем
стражниками,  -  следили  не  за  народом,  а  за  зверьем.  Всего  их  было
двенадцать, по  три в каждом уделе,  и занимались они там  удельными делами.
Кроме  них,  был  еще  непостоянный  числом  отряд,  которому  поручалось
"обхаживать границы", чтоб никакие чужаки, будь то Громадины или мелюзга, не
натворили в Хоббитании безобразий".
linkReply