Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

/*в сторону, о кино*/

Просто реплика, пожалуй.

Сталинское кино, в своих лучших проявлениях, по форме представляло собой устное творчество. Это песня, байка или легенда. Вот сцена прилёта Сталина в покорённый Берлин, на которую я люблю ссылаться - что это такое? Представьте себе рассказчика, который вставляет этот эпизод в свою историю, просто потому, что это красиво. "А потом, в небе появляется белый самолёт, садиться он на поле и из него выходит товарищ Сталин. Да, сам! И мы все, веришь ли, мы, американцы, англичане, бывшие узники немецких лагерей начинаем кричать: "Слава Великому Сталину!"" Ведь красивый образ, правда? Как бы сказать... если бы фильм о группе "Битлз" снимали по правилам сталинского кино, битлы обязательно бы прилетели в СССР. Не потому, что это было, а потому, что это должно было быть, и потому что ходили легенды, даже были "очевидцы", которые видели великую группу в Шереметьево. Я не знаю, действительно ли существовала ли байка, что Сталин прилетел в Берлин сразу после штурма и разговаривал там с простыми солдатами; может, наоборот, фильм хотел такую легенду создать. Это неважно.

Советское кино после Сталина - это уже, скорее, спектакль и текст. Были фильмы скорее литературные, были фильмы в большей степени театральные, а лучшие образцы совмещали в себе и образ, и символ. В этих рамках были созданы настоящие шедевры. Хотя, впрочем, некоторые фильмы-тексты получились настолько скучными и занудными, пусть и очень умными, что смотреть их было тяжело. Я говорю за себя, естественно.   

Современное российское кино, если его можно так назвать... Вроде как, мы попробовали перейти на западные рельсы, а значит, возникла потребность снимать кино, как шоу, или кино, как кино. Пока получается плохо, и, откровенно говоря, бездарно. Но выходит, что и снимать кино по-старому мы не можем, эпоха-то поменялась.

P.S. Подражая 17ur, следовало бы сказать, что в постиндустриальной России будущего должны присуствовать все четыре типа кинематографа (южный, восточный, западный и северный), под разные задачи. Хотя, не факт.

P.P.S. Ладно, ещё реплика. Возьмём Гитлера. Вот он мог бы прилететь в захваченную Москву, он ведь и войска приезжал, и с генералами общался. А почему? С одной стороны, Гитлер начинал, как западный публичный политик, то есть актёр, шоумен. Он должен был демонстрировать яркое, публичное поведение. Путин летал, и Буш летал, они все летают. Но с другой стороны, сам Гитлер любил фэнтези и пытался играть в какой-то фэнтезийный Восток. А с точки зрения Востока, идея здесь иная. Когда правитель приезжает в только что завоёванный город, полный недобитков, и разговаривает с простыми солдатами, не прячась за спины своей охраны, он делает это не столько ради солдат, сколько ради своих генералов. Он демонстрирует им своё бесстрашие и своё превосходство. Этим он доказывает, что по праву является первым среди благородных.
Сталину ничего доказывать было не надо. Кому? Уж не генералам, точно. Что касается народа, то народу нужна легенда. Эпос.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments