Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:
  • Mood:
  • Music:

"Концепция и Афанасьев", часть третья, Философия

Изначальный пост mortulo.
Психе-йога Афанасьева.

И всё же, как соединить характеристики Афанасьева и менталитеты Переслегина? В принципе, можно попробовать, если рассматривать сферы Афанасьева (Воля, Эмоция, Логика, Физика), как отвлечённые понятия; философские категории, если хотите. И здесь мы опять должны заняться исследованием ассоциативного поля.

Допустим, с Логикой всё понятно. Воля, если судить с названиями функций, связана с властью (от «царя» до «крепостного»). Физика отсылает к экономической деятельности («собственник», «труженик», социалист-«недотрога» и рабочий-«лентяй»). Эмоция напоминает о театре. «Романтики» (1-ая Эмоция) – герои книг и стихов, про них сочиняют пьесы. «Актёры» (2-ая Эмоция) – маски, те, кто играет в пьесах. С «сухарями» (3-я Эмоция) веселее. С одной стороны, это люди, которых не интересует искусство, но с другой – это тоже роль (амплуа, маска). Более того, главный «сухарь» в театре – это сам автор. Не зря среди образцовых «сухарей» Афанасьева мы встретим и Чехова, и Твардовского. Остались зрители, это «зеваки» (4-ая Эмоция).

Ещё один важный момент, связанный со сферами Афанасьева и его ассоциациями. Афанасьев приводит отрывок из «Фауста»:

"В начале было Слово". С первых строк
Загадка. Так ли понял я намек?
Ведь я так высоко не ставлю слово,
Чтоб думать, что оно всему основа.
"В начале Мысль была". Вот перевод.
Он ближе этот стих передает.
Подумаю, однако, чтобы сразу
Не погубить работу первой фразой
Могла ли мысль в созданье жизнь вдохнуть?
"Была в начале Сила". Вот в чем суть,
Но после небольшого колебания
Я отклоняю это толкование.
Я был опять, как вижу, с толку сбит:
"В начале было Дело," - стих гласит".


Дальше он отожествляет Слово с Эмоцией, Мысль с Логикой, Силу с Волей (ещё один синоним Воли по Афанасьеву – Дух), а Физику с Делом.

Понятно, почему я расставил менталитеты так, как я их расставил? Что это за варвары без Силы, буржуа без Дела, а интели без Слова? Ведь интели – это логико-семантический контур, им нужна и Мысль, и Слово. Эмоция может обозначать любовь, сексапильность, ритуал, или эстетику, искусство, творчество, поэзию, но никак не социополовой контур Лири-Уилсона! 

mortulo пишет: «Взять ту же Эмоцию у Афанасьева. Очень странная функция - такая самодостаточная, ограниченная искусством, фонтанированием собственными эмоциями...»

Между тем, у Афанасьева написано следующее:

«Дело в том, что на самом деле эмоция является мощнейшим оружием, но оружием не универсальным, а приспособленным к одной узкой сфере - сфере любовного противоборства. Судя по всему, эмоциональная функция прежде всего  представляет собой функцию любовную,  и тот, у кого Эмоция стоит высоко, имеет больше шансов стать победителем в ходе любовного соперничества. Здесь - сила за ним.
Происхождение же Эмоции таково. Поначалу она отпочковалась от Физики, точнее, от полового ее отдела. Необходимость такого отпочкования заключалась в том, что у животных  сексуальная  активность ( не в пример человеку) носит эпизодический характер.Поэтому у них довольно рано возникла потребность в особых знаках оповещения о своей кратковременной готовности к спариванию».


По-моему, вполне чётко. Если уж говорить о контурах, то первым у нас идёт биовыживательный контур, то есть та часть Физики, которая ещё не стала Делом (экономической деятельностью). Потом от него отпочковывается Эмоция, которая, в этом смысле, будет близка второму контуру. Помним, кстати, что второй контур по Лири есть у всех высших животных, не только у социальных!

Если вы хотите лучше понять связь между аристократами по Переслегину и Эмоцией по Афанасьеву, прочтите этот постинг. Да, не самый лёгкий текст, но что делать? Там как раз об этом. (Помните птичек-рыцарей и их Путь мастерства?) Дело в том, что половая и статусная демонстрация – это одно и то же.

«Ритуализированные демонстрации всегда вычурны и неестественны…  Большинство птиц, инициирующих агонистические контакты, и все птицы, выигравшие их (не всегда инициаторы), начинают контакт с демонстрации, а не с действия, и гораздо больше демонстрируют на протяжении контакта по сравнению с проигравшими птицами.
Последние наоборот, больше демонстрируют открытой агрессии, чаще нападают и устраивают погони, но проигрывают в процессе обмена демонстрациями. Все птицы-победители, во-первых, отвечают демонстрированием на открытую агрессию оппонента: переходят к более эффективным демонстрациям или удерживают данную подчёркнуто стереотипно
».

Аристократы, именно. Главные специалисты по статусной демонстрации. Просто у животных подобное поведение задаётся инстинктами, а у людей – культурой.

Таким образом, аристократы у нас будут связаны с Эмоцией (эстетика, ритуал, статусная демонстрация) и с Волей – по очевидным причинам. Здесь и власть, и иерархия, и Дух.

Варвары получают Волю (Силу и Дух) и Физику (силу в примитивном смысле слова). Физика варваров в первую очередь связана с биовыживательным контуром. Что касается Воли… Посмотрим на описание 1-ой Воли у Афанасьева:

«Например, цыплята едва вылупятся, а уже знают кто из них кто, кто, как говорят биологи, особь-"альфа", и она сама знает, что она - "альфа", и первая шествует к кормушке…».
 

Никогда не пробовали становиться между варваром и кормушкой? Снесёт и не заметит. Да, «альфовость», и да, варвары, как изначальные вожди, о чём я постоянно говорю. И ещё:

«С возрастом, правда, фронда 1-ой Воли становится осмысленнее, она перестает бунтовать по мелочам и в прямой вред себе. Но неуправляемость как таковая остается нормой "царского" поведения, множа ряды путчистов, правокачателей, реформаторов, сутяг, анархистов, раскольников, махровых реакционеров и не менее махровых радикалов всех мастей…
Поэтому дилемма: кто 1-ая Воля - благородный бунтарь или пустой фрондер неразрешима; он - и то, и другое, и все вместе в зависимости от обстоятельств».


Это противоречие – либо царь, либо бунтарь и анархист – аристократам совершенно не свойственно. А вот герои варваров, от Конана до Котовского, были именно такими. 

[Так, небольшое отступление. Воля у аристократов 2-ая:

«Что касается нормативности, то она у 2-ой Воли воплощается в равной способности без внутреннего для себя напряжения и ущерба, как властвовать, так и подчиняться.2-ая Воля сильна, гибка, поэтому ей одинаково легко дается и начальственное положение, и подчиненное.Однако, хотя такая ситуация уже сама по себе комфортна, она не вполне удовлетворяет "дворянина". Идеальное положение для 2-ой Воли - не властвовать и не подчиняться вообще - что редко кому удается в нашем взаимозависимом мире, но является тайной мечтой всех "дворян"».


То есть хорошие подчинённые, хорошие командиры, но в первую очередь – независимые люди. Впрочем, как я уже писал, у аристократов всё «второе» - и Физика, и Эмоция, и Логика.]

И ещё. Сергей Шилов как-то попытался наложить свою каббалистику на менталитеты Переслегина (в этом треде). Получилось, что у каждого менталитета есть два основных режима работы. Например, у интелей это «адепт» и «проповедник». У буржуа – «авантюрист» (я бы переименовал в «предприниматель») и «менеджер». У аристократов – «самурай» и «ронин». У варваров – «хозяин» и «разрушитель». Как я тогда пошутил, переход из одного состояния в другое для варвара определяется количеством награбленного, например Конан перестал быть «разрушителем», когда стал королём.

Ну вот «хозяин» - это, во-первых, и есть «царь», 1-ая Воля по Афанасьеву, он же «вождь»; а во-вторых  – «собственник», 1-ая Физика.

Свою Физику варвары делят с буржуа. Например:

«Обычно не принимая слишком близко к сердцу чужие боли и беды, "собственник", как никто, остро переживает собственные имущественные и физические потери. Даже незначительные удары по Физике - опоре его личности - воспринимаются им зачастую едва ли не как гибель вселенной. Думаю, массовые самоубийства во время биржевых крахов совершаются по большей части именно 1-ой Физикой».


Вот это уже как раз буржуа пошли. И ещё:

«Дело в том, что могучие чресла мужчин с 1-ой Физикой, крутые бедра и полные груди женщин ассоциируются у стороннего наблюдателя со способностью к обильному плодородию (вещи, и по сию пору не утратившей свое значение).Однако здесь ошибка. Нет, мужчинам-"собственникам" делать детей труда не составляет, а женщины-"собственницы" переносят роды легче, чем кто-либо. Дело не в физиологии, а в отсутствии у 1-ой Физики внутренней психологической установки на обильное плодоношение. У "собственника" слабо развито чадолюбие, и, если на то бывает его воля, он обходится одним ребенком».


По этой самой причине, если помните, Исмаилов отказался признавать крестьян буржуа, записав их в варвары (ересь исмалиовщины). Объяснения Афанасьева тоже, мягко говоря, не убеждают:

«Обьясняется этот парадокс результативностью 1-ой Физики. Стремясь более к результату, чем к процессу, "собственник" и свое размножение подчиняет данному принципу: один ребенок - это уже результат, результат, раз и навсегда удостоверяющий полноценность 1-ой Физики по части воспроизводства. А тиражировать один и тот же результат, ничего в сущности не прибавляя к предыдущему, есть ли резон? Такая или почти такая схема прокручивается в подсознании 1-ой Физики, когда встает вопрос о втором ребенке».


В данном случае, как мне кажестя, результативность можно отожествить с прагматичностью. Ребёнок не цель, а средство. В традиционном обществе буржуа рожали много детей, сейчас рожают мало. И то, и другое объясняется объективными социально-экономическими причинами. В этом суть социополового контура.

Да, это тоже Физика, но Физика, как Дело:

«Но самое замечательное и достойное особого внимания, с точке зрения психе-йоги, заключается в том, что положение Физики на ступенях функциональной иерархии, определяет много больше, чем просто состояние организма и его энергетики. На поверку оказывается, что место Физики в порядке функций индивидуума влияет на такие далекие от физиологии области, как право, экономика, эстетика, окраска мировоззрения и мироощущения и многое другое».


Та часть Физики, которая связана с семьёй, экономикой и правом, и которая влияет на этику-эстетику-мировоззрение буржуа, как раз и соответствует социополовому контуру Уилсона-Лири. Понятно? Ещё раз: варвары получили здоровье и жизненную силу, буржуа – экономику; это два разных контура, но одна сфера по Афанасьеву, связанная с материальным миром, как таковым.   

Потом идёт Логика (Мысль) и интели. Здесь всё ясно. Интели также получают Эмоцию. И это очевидно. Во-первых, немалая часть интелей является этиками по соционике. Во-вторых, не будем забывать и о далёких от Логики девочках-интельках, у нас их тоже хватает. В-третьих, помним, что Эмоция, помимо всего прочего, является Словом и связана с творчеством, а среди интелей было полно поэтов и писателей. Наконец, между аристократами и интелями явно есть общая Эмоция, иначе не понятно, почему аристократы кажутся интелям красивыми? 

Что у нас получилось?

Мы всё-таки привели сферы Афанасьева к «последовательности Геста». Воля (Сила, Дух) будет Огнём, Эмоция (Слово) – Водой. Логика (Мысль) – это Воздух. Физика (Дело) – Земля. Ничего неожиданного.

Потом, на моей схеме чётко обозначились отношения между менталитетами.

Варваров и аристократов объединяет общая Воля, «воля к власти». (У pikitan'а-schloenski-jayrandom'а это два доминантных менталитета.) Я лично могу себе представить и варваров, которыми командует аристократ, и аристократов, которыми командует варвар. И те, и те будут отличными героями боевиков (Воля, как Сила).

Варваров и буржуа объединяет общая Физика. «Мы будем вам платить, а вы будете мочить тех, кто нам не нравится» - «По рукам!» У Шилова это два менталитета, ориентированных на объективные ценности (аристократы и интели предпочитают субъективные и абстрактные идеалы).

Про аристократов и интелей я уже сказал. Общая Эмоция оборачивается эстетикой и тягой к вещам, которые нельзя потрогать.

Осталась Логика. Для буржуа Логика – это здравомыслие. Интели и буржуа способны договориться, если будут использовать рациональные, разумные аргументы. Более того, похоже, что их общая Логика включает в себя ещё и этику. (Я имею в виду формальную этику, вроде той, о которой писал Крылов.) В конце концов, интели и буржуа считаются этичными менталитетами, в противоположность «древним» варварам и аристократам.

[Опять у нас две оппозиции. Физика (Дело, объективная реальность) – против Эмоции (Слово, эстетика, искусство, субъективность). Воля (Сила, Дух, власть) – против Логики (Мысль, разум, этика).]

Теперь. Видите на схеме слова внутри квадрата, в противоположном углу от соответствующих менталитетов? Это то, чего им может не хватать, в чём может обнаружиться нехватка. Т.е. у аристократов это Физика, у интелей – Воля, у варваров – Логика, а у буржуа – Эмоция.

Дальше остаётся мысленно достроить треугольник.
Получится, что Физику аристократ наращивает через Эмоцию и Волю. Боевые искусства относятся именно к этой категории.
Интели усиливают свою потенциально слабую Волю при помощи Логики и Эмоции. Здесь у нас идеологи, проповедники, революционеры и прочие подобные фигуры. Например, Ленин, 1-ая Воля по Афанасьеву.
Варвары воспринимают Логику, как продолжение Воли и Физики, ведь Мысль – это и Сила, и Дело. 
Наконец, у буржуа Эмоция подчинена интересам Физики и Логики. Социополовой контур, именно. Буржуа учатся Эмоции, именно на них рассчитаны все эти руководства и курсы (заплатил деньги, изучил методику, стал привлекательным). И их статусная демонстрация тоже вытекает из нужд Дела, а не наоборот.

И да. Варвары склонны игнорировать Эмоцию, аристократы – Логику, интели – Физику (социалисты-пацифисты!), а буржуа – Волю.

P.S. Ну что значит, игнорировать… Например, если верить лежащим в сети тестам, 1-ая Воля среди моих друзей есть только у gilgamesch'а, которого h_factor предложила считать базовым буржуа. Так вот, не сказать, что его поведение тянет на «царя». Это с одной стороны. С другой стороны, за всё время нашего знакомства я не могу вспомнить ни одного случая, когда кто-нибудь что-то Тимуру навязал, или заставил сделать что-либо против его воли. То есть, можно предположить, что буржуа с 1-ой Волей будет изображать 4-ую, не подавляя окружающих, но при этом, не позволяя никому сдвинуть себя с места. Для этого, собственно, буржуа Воля и нужна – чтобы отстаивать свою автономность.
Tags: концепция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments