"Вызывает сожаление, что известные китайские режиссеры пятого поколения, такие как Чжан Имоу, Чэнь Кайгэ и другие, до сих пор не стали обладателями Оскара. По мнению кинокритиков, их неудачи объясняются тем, что они слишком акцентируют внимание на красочности и эффектности своих фильмов, забывая при этом раскрыть извечную тему – приоритет гуманизма. На этом фоне, молодые режиссеры шестого поколения, снявшие замечательные фильмы, такие как «Натюрморт», «Право на жизнь», «В поисках оружия» и многие другие, пользуются все большим почетом и уважением среди жюри и мировой критики.
Однако, при этом очевидно, что режиссеры шестого поколения, известные своими сугубо авторскими работами, пока еще не нашли подобного успеха, как их предшественники, кинематографисты пятого поколения. Когда знаменитые Чжан Имоу, Чэнь Кайгэ и другие были заняты подсчетом кассовых сборов от высокобюджетных и очень прибыльных фильмов, молодые режиссеры шестого поколения в муках создавали свои творения. И хотя картины таких молодых режиссеров, как Ван Сяошуай, Чзя Чжанкэ, Ван Чао и другие, многократно удостаивались призов на разных международных кинофестивалях, но почти все они не имели коммерческого успеха в стране.
Стоит признать, что режиссеры шестого поколения пока не могут сравниваться с режиссерами пятого поколения по коммерческому успеху своих работ, но они настаивают на своей индивидуальности и стремлении к искусству, поэтому многократно удостаиваются призов и внимание на международных кинофестивалях и пользуются положительными отзывами критиков.
Среди китайских режиссеров пятого поколения лишь Энг Ли добился успеха в Голливуде, его фильм «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» получил Оскара в четырех номинациях. После успеха Энга Ли режиссеры пятого поколения с большим рвением стали снимать рыцарское кино, подобное картине «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», сюда относятся «Герой», «Дом летающих кинжалов», «Проклятие золотого цветка», «Обещание», «Ночной банкет» и другие. Эти фильмы в основном делались в расчете на премии на крупных международных кинофестивалях. Но мода на рыцарство в кино так и осталась модой. Эти фильмы отличала первоклассная артистическая команда, панорамность. Жаль, что при этом они не смогли дать зрителям пищу для размышлений.
Профессиональный путь китайских режиссеров пятого поколения показывает, что на пути китайского кинематографа в мир, к обладанию Оскаром китайским кинематографистам необходимо приложить усилия к более глубокому раскрытию извечных тем, к показу тех проблем, которые заденут и взволнуют души зрителей всего мира.
Можно сказать, что в отношении художественных приемов и методов, китайский кинематограф сделал большие шаги вперед. Но по глубине поднимаемой в фильмах тематики и раскрытия духовного мира человека, Китаю еще предстоит приложить немалые усилия. К счастью, что вовремя «взросли» режиссеры шестого поколения, которые отсняли ряд прекрасных картин, таких как фильмы режиссера Ма Ливэнь «Оба мы» и «Меня зовут Лю Юйцзиня»; картину режиссера Лу Сюечана «Кала, моя собака!», фильм Ван Сяошуая «Право на жизнь», фильм Цзя Чжанкэ «Натюрморт» и другие. Именно они отстаивают экранизацию прозы жизни, вселяя надежды относительно перспектив китайского кинематографа.
Сегодня зачастую «кассовые сборы» слутат критерием оценки фильма, многие продюсеры думают только о прибыли. Немало режиссеров, подражая Голливуду, стремясь привлечь «Звездный состав», провести большую рекламную кампанию, вложить побольше денег, невольно оказываются в так называемом «духовном тупике». Только критической подход к производству фильмов поможет китайским фильмам выбраться из «зловещей западни» погони за Оскаром".
Следует отметить, что новый фильм Тимура Бекмамбетова "Особо опасен" снят в русле традиций русского рыцарского кино, и хотя в нём слабо раскрыта тема приоритета гуманизма, но чувствуется сильное желание отбить бабки...