Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Трудности перевода-2, часть первая

Так.
Это надо скорее набить, потому что это то, что я думал до того, как глубоко нырнул в Лири и Уилсона. Соответственно, мысли о них обоих пойдут потом, а пока моё мнение о вопросе в той форме, в какой он представлен у Переслегина.

Переслегин даёт двойное соответствие для своих менталитетов.

Во-первых, варвар - это самодовольный угукающий младенец; аристократ - дитё-карапуз, "маленький принц"; интель - ребёнок, когда он учится читать и писать; буржуа - ребёнок, "начавший встраиваться в социальный институт", проще говоря, школьник-младшеклассник.

Во-вторых, варвары - это дети, аристократы - подростки, интели - юноши-студенты, а буржуа - взрослые (родители).

Таким образом, процессы формирования и выбора менталитета накладываются друг на друга на разных стадиях. Естественно, имеется в виду некое "условно-советское" детство.

Вот детство, как таковое. В детстве ребёнка искушают (термин Переслегина) и варварская сила, и буржуазный порядок, и интельское знание, и аристократичная самобытность. Но детство в целом проходит под знаком варварства. Ребёнок исследует окружающий мир, сокрушает палкой крапивное воинство, выступает в качестве бога-героя-демиурга по отношению к песочным замкам, солдатикам и куклам.

...В тот момент, когда ребёнок идёт в первый класс, его детство заканчивается. Теперь он "взрослый", теперь из него начинают лепить маленького буржуа. Встраивание в социальный институт. Работа. Подчинение расписанию. Обуздание желаний. Сорок минут сиди с ровной спиной и не верти головой. Потом десять-пятнадцать минут перемена. Потом опять. У тебя есть обязанность, у тебя есть ответственность, и есть меры оценки твоего труда. Иначе твои родители расстроются. Социополовой контур.

Я уже, кажется, приводил этот пример... родители ругают сына за тройку. "Она дура!" - возражает он (аргумент 3-го контура). "Ну вот", - говорят родители, - "Если ты умнее её, то почему же ты не можешь получить у неё более высокие оценки?" (это уже 4-й, пожалуй).

Но в то же время, на другом уровне, ребёнок становится подростком и начинает переживать аристократический миф, связанный с импринтом второго, эмоционально-территориального контура. Это две совершенно разные вещи.
В одном мире он ученик энного класса такой-то литеры энной школы. Часть системы, не более того, социальная функция. Здесь его постепенно адаптируют к взрослой жизни, учат подчиняться законам и правилам. И да, продолжают развивать в нём 3-й контур (чтение, родной язык, иностранный язык, арифметика, алгебра, физика, химия и т.д.).
В другом мире он воин (ну, со скидкой на половую принадлежность). Он взаимодействует с равными, отстаивает своё место в иерархии, учится выживать в группе, познаёт дружбу, вражду и Любовь. Это тот самый возраст Ромео и Джульетты. Кстати, "Ромео и Джульетта", в целом, это рассказ именно о втором контуре, там почти все ведут себя, как подростки. [То же можно сказать и об индийских фильмах. Лири... или это был Уилсон?... связывал со вторым контуром "мыльные оперы", но там, всё-таки, можно найти и элементы четвёртого.]

Разница понятна? Школа, как социальный институт, этому не учит. С социополовой точки зрения, подростки вообще ещё не готовы к подобным отношениям, им ещё рано.
Но сами они, на своём эмоциональном уровне, готовы вполне.

Только это немного не то, чего требует современное общество. Это глубокое историческое прошлое.

  - Хорошо, - согласилась  молодая  женщина.  -  Пусть  будет  моногамия. Признаться, мне самой это больше по душе. Но должна вас предупредить: коль скоро мы начинаем играть и такие игры, нам не избежать осложнений. Страсть и ревность  могут  привести  к  убийствам,  жертвами  которых  станут  как женщины, так и мужчины, а мне этого совсем не хочется.
  - Так что же вы предлагаете, мисс Харт? - спросил Бойль.
  - А вот что,  доктор.  Когда  придет  время  выбирать  себе  напарницу, давайте не будем принимать в расчет любовь. Если двое мужчин выберут  одну и ту же женщину, пусть дело решится в поединке. Сильнейший  получит  ее  и будет содержать.
  - Естественный отбор, - пробормотал хирург. - Сам я - за такое  решение проблемы, однако мы обязаны поставить вопрос на голосование...

  На вершине холма была небольшая ложбина, которая образовывала природную арену. По краям ложбины, словно в амфитеатре, расположилось все  население лагеря. На самой арене находилось четверо. В их числе был Бойль, поскольку ему  сказали,  что  полномочия  председателя  совета  включают  в  себя  и обязанности спортивного судьи. Накануне совет высказал мнение,  что  Бойль среди них - самый компетентный. Ему  надлежало  решать,  когда  прекратить поединок во избежание возможного увечья кого-либо из участников. На  арене была и Мэра Харт. Утром она отыскала веточку с частыми шипами и, пользуясь ею как гребнем, расчесала свои длинные волосы. Она  успела  также  сплести венок из желтых цветов, предназначенный для победителя.

(Бертрам Чандлер, "Клетка")


Соответственно, социополовой контур занимается тем, что замещает и переписывает эту изначальную программу.
В рамках этой концепции, "двойное взросление" - изобретение недавних времён. В традиционном обществе ребёнка сразу начинали встраивать во взрослую жизнь. Детей крестьян делали крестьянами, детей воинов - воинами. Я думаю, это очевидно.

Таким образом...
Всё детское и подростковое (то есть не "взрослое", и не "школьное-учебное") у нас будет относится к эмоционально-территориальному контуру. В том числе, безусловно, искусство эмоциональной манипуляции, лавирования, выстраивания отношений в группе. По Афанасьеву это как раз и достигается сочетанием Воли и Эмоции.
Это если мы исходим из изначальной логики Переслегина.
С другой стороны, я уже посмотрел, как эта проблема решается у Лири. Надо сказать, его решение красиво, элегантно и лежит совершенно в другой области (с менталитетами не сочетается).
Tags: контуры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments