Когда я только начал знакомиться с контурами Лири-Уилсона, мне больше всего понравилась метафора с числом измерений.
Первый контур - это одномерный мир.
"Вперёд, к еде-удовольствию, назад, от опасности-неприятного стимула".
"Туда-сюда обратно, тебе и мне приятно", "полный вперёд!"
Второй контур - плоскость. Изначально речь шла о выше-ниже, но, в принципе, как плоскость ни ставь, горизонтально ли, вертикально, она останется плоскостью.
На плоскость можно нанести точки. Это индивидуумы. Между ними можно изобразить отношения. Это уже группа. Можно вычленить какие-то индивидуальные особенности, статус, отношения, борьбу за ресурсы. Всем этим занимаются биологи, когда исследуют стаю каких-нибудь зверей.
Можно нарисовать управленческую пирамиду. Иерархию. Это тоже будет второй контур.
А можно провести линии границ на карте, обозначив свою территорию, и проливать за эти линии свою и чужую кровь.
(Армии и государства у Переслегина относятся именно ко второму контуру. Его "аристократов" тоже можно трактовать через эту метафору. В конце концов, отношения аристократов с их вассалами, сюзеренами и богами именно такие. Они находятся на разных уровнях, но в одной плоскости.)
В чём особенность плоскости? С неё нельзя никуда деться. Пока ты там, ты целиком в это погружён. Ты готов умереть ради пяди родной земли или за честь рода, по воле господина или во имя любви. С этой эмоцией слуги Монтекки и Капулетти бросались друг на друга с оружием в руках, а футбольные фанаты до сих пор избивают друг друга из-за различий в цветах своих шарфов. Это Танец, и оборвать его нельзя. (Как сказал старик Хоттабыч, посетив футбольный матч, "они все так бьются за этот единственный кожанный мяч, не проще ли раздать каждому по такому же?" Правила игры существуют только для тех, кто внутри, но для них эти правила - сама жизнь.)
Третий контур, наконец, делает реальность трёхмерной. Опять же, в оригинальном тексте в первую очередь подразумевалось умение манипулировать понятиями "лево"-"право" (руки, инструменты). Но само понятие о третьем измерении даёт нам Небо, нависающее над плоской землёй. Развивается речь и письменность, а с ними и представление о плоских двухмерных символах, которые отображают трёхмерный объект, но сами им не являются. Здесь будут чертежи, и планы, и модели (а в американской традиции ещё и деньги, как мера стоимости вещей и их представление). Отсюда рукой подать до концепции идей - объекты, которые мы видим, являются всего лишь плоским отражением чего-то вечного и высшего, парящего в недостижимой светлой дали. Здесь впервые появляется представление о Боге, как ответ на вопрос, что символизируют сами люди, слепком с какого Разума является человеческая мысль? "Что вверху, то и внизу", - говорит Гермес Трисмегист.
Схема "замкнутой пирамидальной структуры" оживает, потому что за ней теперь стоит высший принцип и высшая цель. Линиями на карте можно набросать стратегический план наступления или обороны (аналитическую стратегию и штабную культуру Переслегин относит к 3-му контуру, что, в общем, правильно и корректно). Появляется рефлексия, как способность отойти в сторону и посмотреть на ситуацию со стороны. Можно всегда сравнить имеющийся объект с умозрительным образцом, с чем-то должным и идеальным, желаемое с действительным. Можно придумать собственную реальность, "слева" или "справа" от существующей, и раскрасить её по собственному вкусу.
Четвёртый контур добавил к уравнению последнее измерение, Время. Это особое время, время, как философская категория, а не как последовательность действий. Эмоциональная политика существует уже на втором контуре, третий позволяет реализовать долгосрочное планирование. Но лишь четвёртый даёт нам возможность осознать, что мы ничто против Чудовища, чьи челюсти перемалывают в прах города и царей. Цель нашего существования - не мы сами, но продолжение линии тех, кто был до нас. Это уже рефлексия после рефлексии, рефлексия второго уровня, возвращение с небес на землю. Нравится нам, или нет, но мы умрём. Нравится нам, или нет, но в мире существуют правила, и мы обязаны их соблюдать. Человек должен заработать деньги, завести семью, родить детей и воспитать их достойными людьми. Человек должен соблюдать обычаи предков и хранить родную культуру. Он должен быть таким, чтобы родители (или замещающие их фигуры) могли им гордиться. "Построить дом, посадить дерево, вырастить сына". Да, человек должен подавлять свои эгоистичные импульсы, потому что в мире есть вещи поважнее. "Так надо".
(Собственно, у Лири и Уилсона, сексуальная революция шестидесятых и движение хиппи - это как раз война со взрослым, четвёртым контуром - "Вы не имеете права так себя вести!" - "А кто это сказал?")
Четвёртый контур (или "объективная реальность, данная нам в ощущениях") - это как жизнь в поезде. Человек полностью осознаёт трёхмерное пространство вокруг себе, а поезд неутомимо и неумолимо едет вперёд.
...Чтобы сойти с поезда, нужен пятый контур.
Здесь, конечно, уже начинается фантастика. Пятый контур добавляет "новый этаж" в привычную нам метрику пространства-времени. У Уилсона и Лири этот контур отвечает за будущие межзвёздные путешествия, со сверхсветовой скоростью, через гиперпространство и нуль-транспортировку. У Переслегина "синергетики" со своим пятым контуром получают доступ к "проколам реальности", озарениям, умению заглянуть в будущее. (Что подразумевает прыжки не только в пространстве, но и во времени. В общем-то, суть от этого не меняется.)
Шестой контур - это многомерное время, управление вероятностями, переключение между Отражениями и всё в этом духе. Это второй из фэнтезийных менталитетов Переслегина, "аналитики". Там, правда, путанница, потому что Переслегин объявил шестым контуром нейрогенетический, а у Лири и Уилсона нейрогенетический - это уже седьмой.
Но какая разница, если это всё равно "НФ и фэнтези"?