Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

Pairs; Обучение и мастерство, базовые ценности

Восток:

"Я родился в 1940, незадолго до войны, и уже в возрасте шести лет преступил к упорным тренировкам под наблюдением деда. Обычно, каждое утро пять часов утра меня ставили на стол, и я должен был отрабатывать технику передвижения. За каждую ошибку дед бил меня палкой по ногам.
Все обучение у нас строилось на идее совершенства: любое движение должно было выполняться только безупречно. Я был обязан следовать инструкциям и выполнять упражения, не обсуждая и не рассуждая. Что, вобщем-то, разумно, ведь в самих движениях уже содержалось совершенство, которым нужно было просто овладеть. Так продолжалось до тех пор, пока я не начал хоть что-нибудь понимать в том, чему меня обучают...

Тренировки были такими жесткими и изнурительными, потому что система боя Пекити Тирсия основана на применении холодного оружия. Каждое движения клинка должно быть четким и осознанным. Как я уже указывал, в основе Пекити Тирсия лежит идея совершенства: любая ошибка, допущенная на начальном этапе тренировок, чревата смертельной ошибкой в реальном бою. С самого начала от меня требовали безупречности во всем: в перемещениях, в контроле цели, движениях рук и ног — буквально все доводилось до совершенства...

Столетия назад была разработана форма клинка и способы его закалки. Все в нем призвано обеспечить успех в бою и все тысячи раз проверено в условиях реального боя. Ничего уже не отнять и ничего не прибавить. Стоит уклониться от традиции – и все рухнет. Так и с учителем".


Запад:

"А как же с мастерством? А все то же самое: надо всего лишь подумать о том, что для вас лично скрывается за этим термином. Для меня это, например, способность творить. И судя по всему, как я видел это у хороших инструкторов, преподавателей, учителей - это не только мое мнение. Если ты хочешь и любишь творить, то барьер к мастерству можно даже не заметить. Да, возможно будет трудно в начале, возможно ты будешь очень неудобным учеником, но оно того стоит.

Дзю-до: "Вы знаете два, ДВА приема, какого ... вы их не применяете во время борьбы?!!"
Танго: "Ну и что, что огрехи в технике? Зато ты ТАНЦУЕШЬ, а они нет"
Вин-чунь: "Моя задача дать вам ВСЮ технику, но вам придется найти, что из этого именно ВАШЕ!"
Го: "А вам сейчас бессмысленно играть правильно: играйте как хотите, вам нужны точки опоры внутри себя"
Вождение: "Главное, что ты ловишь кайф"
Айкидо... Кхм... "Не так. Не так. Не так. Думай. Ищи. Ааа! Нашел таки".

Как-то вот так. Фактически, уже в самом начале пути, человеку наряду с базовыми навыками интенсивно прививаются навыки поисковой активности, готовности пустить в ход все имеющиеся ресурсы без всякого индульгирования на тему "я еще не готов", поощряются свободные эксперименты и... Человек уже не может иначе. Он не может без проб и ошибок, он не понимает, как теория может быть оторвана от практики, как можно практиковать технику, если самому не попробовать, как ощущаются отклонения от этой техники. У человека появляется свое, очень четкое представление, как именно он учится, как он может спрямить обучение, что для него лишнее, а что, наоборот, крайне необходимо. Одно дело, следуя советам преподавателя, методично прорабатывать все технические элементы, а другое попробовать самовыразиться - и сразу же понять, что именно, где и как мешает тебе в твоем самолюбовании. И ты пойдешь теребить своего инструктора-наставника-учителя-гуру-друга-...-эксперта, уже четко понимая, что ты хочешь и зачем. Есть такой очень умное слово - "мотивация". И хороший учитель ведь это поймет, он ведь знает, что иначе никак: если ребенок говорит "я сам", то уж лучше пусть он это сделает криво, медленно, ревя, размазывая сопли, психуя, но САМ.

А как же, когда нам говорят: "Да что вы делаете, техника важнее всего! Немедленно прекратите безобразничать, четко следуйте инструкциям! Потом поймете, что я прав!". Ну... Вообще-то так удобно. Преподавателю. Как хорошо, когда все ученики одинаковы, четко следуют инструкциям, ходят к тебе из года в год, исправно носят денежку, демонстрируют отличную технику-навыки-память-рефлексы, и объясняют всем вокруг, что "Техника важнее всего!"...

Как говорил один мой знакомый художник: "Без школы мастером не стать. Но школа убивает самобытность. Вот такой парадокс"".


-----------------------------------------
В принципе, тут комментировать ничего не надо, и так всё понятно. Как раз по Крылову - Восток держится на внешних, навязанных запретах (сама по себе идея "обучения", "образования" является восточной), Запад - на индивидуальных, самобытных действиях. Из этого получаем, что ценность Востока - превосходство и совершенство, а ценность Запада - то, что я попробовал определить, как "справедливость, истину, счастье" и всеобщее "право на лево".
Заодно стоит вспомнить мою схему и направление стрелок.
Для Востока Запад не существует. Восток выбирает между собой и Югом. Есть правильное положение вещей (порядок, дисциплина, иерархия), есть варварство, анархия и хаос. "Стоит уклониться от традиции – и все рухнет".
Запад противопоставляет себя Востоку. "Открытое общество" и "закрытое общество", навязанный канон или свобода творчества и самовыражения. "Вообще-то так удобно. Преподавателю. Как хорошо, когда все ученики одинаковы, четко следуют инструкциям, ходят к тебе из года в год, исправно носят денежку... и объясняют всем вокруг, что "Техника важнее всего!""
Tags: pairs, Восток, Запад
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments