Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Разговор с френдами (у кого есть какие мысли)

Да, да, да, Гриша опять забыл про постинги.

О чём я сейчас думаю? По крайней мере, это последняя тема, которую я поставил на рассмотрение во время разговора с slavamakarov'ым (он ответил другим вопросом, над которым я сейчас тоже размышляю... ладно).

Итак.
Почему наши т.н. "советские патриоты" любят ссылаться на Китай и китайский вариант социализма, но при этом их мечты направлены, скорее, в сторону Северной Кореи?

Расширю. Есть такой замечательный юзер tttkkk. Многие его знают и читают, у него замечательные очерки о Корее и регионе в целом. Очень интересно, особенно про Северную Корею. На примере КНДР можно многое понять о природе социализма и механизме советской власти, доведённом до абсурда. Эталонный образец. Туда не хочется.

Но есть Китай, как пример успешных реформ в рамках советской модели. Есть Вьетнам, который, как я понимаю, следует за Китаем.

У нас - в среде "советских патриотов" - принято восхищаться Китаем за разгон демонстрации на площади Тяньаньмэнь. Ну вот буквально - подавили кучу народа танками, и всё у них стало зашибись. После этого обычно следует ностальгический вздох - эх, если бы у нас нашлись честные люди, да прошлись бы гусенницами по толпе... (Безусловно, это характеризует "советский патриотизм", как жанр.)

Я в таких случаях обычно даю ссылку на следующий постинг:

"Что сделали китайцы?
В 1978 г. они провели такой эксперимент с шестью предприятиями в провинции Сычуань, т.е. дали возможность этим предприятиям всю сверхплановую продукцию продавать по свободным ценам и кому угодно.
В 1979 г. задействовали 100 предприятий, в 1980 г. 60% всех государственных предприятий уже имели право продавать сверхплановую продукцию, в 1984 г. - все предприятия. Но было сказано: «Вы не можете установить рыночные цены выше плановых более, чем на 20%». А через год, даже меньше, все ограничения были сняты. И к 1993 г. доля плановой системы в производстве сократилась до 5%, и тогда они план отменили, они сказали: «А теперь его нет» - и практически никто это не заметил, потому что это была крошечная доля всего производства.
Они 15 лет шли к тому, что называется «рынок», или к тому, что называется «свободные цены и свободный обмен». И в течение этих 15 лет их рост составлял примерно 10% в год. Понимаете, что такое 10% в год? За 20 лет это увеличение производства в 6,7 раза.
Надо сказать, что в России тоже были похожие планы, но они не реализовались..."


(Там ссылка на статью, её тоже можно посмотреть.)

Наша экономика, очевидно, опережала китайскую, следовательно, меры по борьбе с плановой экономикой следовало применять раньше. Ну и где? Китайцы знали, что они хотят, они сознательно к этому шли и, в результате, получили, что хотели. А что именно?

Вьетнамский вариант китайского варианта,  tttkkk:

Страна ультра-капиталистическая. Сайгон - город контрастов. Трущобы с крысами, блеск витрин дорогих бутиков, много детей-попрошаек, зазывалы публичных домов буквально бросаются на тебя, торгуют все и  всем. При этом тебя всё время слегка стараются нагреть - ощущение новое и несколько неприятно-непривычное после Кореи, где запрашиваемые цены  от реальных отличаются, от силы, процентов на 50, где у всех всегда есть сдача и где чаевых не берут. В общем,  в Сайгоне всё так, как и было в шестидесятые, если судить по описаниям. Так и хочется задать сакраментальный вопрос: "за что боролись?!", причём адресовать его можно обеим сражавшимся сторонам. Народу за тридцать лет войны перерезали - страшно сказать. Подвигов насовершали - на пять веков бардам и режиссёрам воспевать хватит. Злодейств наделали - историкам копать не перекопать. А результат - ноль. История пошла так же и туда же, куда она и так направлялась естественным образом. Ультракапиталистический Сайгон. И Ханой.

При этом все, с кем я там разговаривал (увы, по-английски или по-корейски), отмечают две вещи: а) жить неплохо, и с каждым годом всё лучше; б) коррупция страшная. В воскресенье разговорился и попил кофе с пожилым мужиком, бывшим офицером южновьетнамской армии. Мужик понравился, английский у него нормальный, ну.. нормальный по вьетнамским меркам, конечно. Власть он поругивал "рты затыкают", "делают что хотят", "мелкие начальники воруют по-мелкому, а крупные начальники воруют  по-крупному", но тоже признавал, что "дело пошло". Подобные мотивы слышны везде (потом, наверно, отдельно напишу о моей поездке по Меконгу с сеульскими экономистами).

Никаких видимых признаков коммунизма, кроме разве что редких плакатов на фонарных столбах. Кстати, как по форме, так и по эстетике плакаты эти очень похожи на советские идеологические изделия времён позднего застоя. Народ ведёт себя раслаблено, да и власть не дёргается. По сравнению с Китаем, например, почти не видно полиции.

По восточноазиатским меркам, весьма мало национализма. То есть национализма хватает, но он не принимает истеричных форм, столь характерных для Кореи. Оно и понятно - победители. Начистив морду половине наличных великих держав, можно и расслабиться, особенно при таком экономическом росте. Нет нужды постоянно бить себя в грудь пяткой и орать "мы крутые!". И так всем понятно, что крутые.


И ещё:

Опять провёл некоторое время в Сайгоне-Хошимине... А вообще - самый капиталистический город, который я видел. Беззастенчиво капиталистический, я бы сказал. Компот из оборванных нищих и сияющих "Мерседессов", небоскрёбов и лачуг...
Темпы перемен - обалденные, даже в Шанхае (не говоря уж о Сеуле) такого нет. Все ругают власть и инфляцию, но в целом довольны. Вьетнамцы (точнее, основная их масса - неравенство огромное) живут по российским меркам плохо, но много лучше, чем когда-либо в прошлом, и сами это отлично сознают.


Теперь собственно Китай (опять же, по ссылке из журнала tttkkk):

Я сделаю сравнение того, что было в начале реформенного периода (конец 70-х – 80-е гг.) с Китаем, который существует сейчас. 25 лет назад мы видели классический социалистический строй экономики и общества...

Теперь я хочу противопоставить этому то, что есть в Китае сейчас (в середине этого десятилетия). Госпредприятий, конечно, еще очень много, их десятки тысяч, но они уже не составляют 80 – 90% экономики – они составляют 25 – 30%. Остальное – это либо приватизированные, либо псевдоприватизированные предприятия с достаточно большой долей частной собственности, либо просто это частная экономика, которая развивается в течение 20 лет. Почти все сельское хозяйство в частных руках, причем давно. Значительная часть тяжелой промышленности существует как госпредприятия. Легкая промышленность почти вся в руках либо частных владельцев, либо иностранцев. То же самое – в сфере мелких услуг (рестораны, легковой транспорт и т.д.)

Следующее: прибыль уже распределяется только предприятиями, государство уже не играет роли – оно собирает налоги, а все остальное делают самостоятельно бухгалтерии предприятий. Цены почти не назначаются в Китае государством. Энергетика – да: газ, нефть, электричество, местные городские услуги. Все остальное (если говорить об обычных товарах, обычных услугах) уже определяется рынком, а не государством.

Свободный вход в экономику Китай открыл не только для своих, но и для иностранцев. Сегодня почти в каждую отрасль не только можно вложить средства, но это охотно и делают, причем конкуренция не только со стороны частной собственности и иностранцев, но и со стороны госпредприятий. Если ты поедешь в Индонезию, на Филиппины, в Бразилию – там все по старой схеме: 1-2 больших агрегата, которые нефть перерабатывают, 1-2 большие авиалинии, единая сеть производства электричества, сталь – 3 больших завода – очень монополизированная среда, свойственная для развивающихся рынков. В Китае – ничего подобного. Там 20 авиалиний, все государственные, но жестко конкурируют друг с другом, причем без субсидий от правительства. Стальных заводов – чуть ли не тысячи. Производителей электричества – десятки. Тelecommunications – тоже большая конкуренция, множество фирм. Монополизации вообще нет в Китае. Один-единственный пример того, что еще не подлежит конкуренции – это железная дорога. В следующем году они приватизируют и ее и разобьют на части.

Что касается выхода, то в 80-е даже не смотрели на экономические результаты: если вы убыточны – пожалуйста, субсидируем, дадим, разберемся. В середине 90-х этого уже не было. Известна статистика: с 1996 по 2001год Китай закрыл – просто голо закрыл – десятки тысяч госпредприятий, уволили в течение пяти лет чуть ли не 30 000 000 государственных рабочий и отправили домой. Конечно, в процентном отношении это в Китае не половина всей рабочей силы, но все-таки 30 000 000 – это больше, чем работает во всей Корее. И они все ушли в частный сектор, их не устроило на новую работу государство. С тех пор всем предельно ясно: реально убыточное предприятие сразу подлежит закрытию и распродаже.

Формальных субсидий крайне мало в Китае. Если говорить о формальных бюджетных субсидиях – они только в двух отраслях: в энергетике, где потребительские цены на нефть чуть ниже мировых; и сельское хозяйство, где до сих пор помогают частным фермерам. И все, больше средств не дают. Банковские займы, кредитование идет по рыночному принципы, очень мало что идет по указу.

Вообще изменилась вся система перераспределения ресурсов. Если 20 – 30 лет назад пятилетний план выглядел как книга, то на сегодняшний день это маленький документик, который излагает общие лишь параметры макроэкономики. Уже нет отраслевых балансов, уже нет обязательных планов. Даже самые крупные инвестиционные отраслевые проекты сейчас не подлежат согласованию ни на центральном, ни на местном уровне.

Почему я через этот список пошел и все эти примеры приводил? Да, Китай, по сути дела, с политической стороны является до сих пор авторитарным, социалистическим по своему направлению взглядов. Но если смотреть на экономику, следов социалистической системы почти не осталось. Если говорить о ресурсах, которыми владеет или которые контролирует правительство, то налоговый сбор, вообще бюджетные ассигнации, которые идут в пользу государства, намного меньше по отношению к ВВП, чем в России, не говоря уже о Штатах или о Европе. Чуть ли не 18% ВВП – бюджетные ассигнации, бюджетные инвестиции. Для развивающихся стран это крайне мало.

Главные проблемы в Китае – это не отсутствие конкуренции, не искажения в экономике, это, наоборот, изобилие конкуренции. Там сбережение составляет 50% ВВП. Капиталов просто слишком много, финансирование на каждом углу. Все, кто занимается бизнесом в Китае, в отличие, скажем, от России, от Латинской Америки и т.д., жалуются лишь на одно: как только появляется прибыль - сразу 10, 20, 100 конкурентов появляются, которые эту прибыль съедают, и мгновенно эта возможность исчезает...

Но если говорить о государственном предприятии сегодня в Китае – оно никак не отличается, в принципе, от частного: государство не играет роли в принятии решений, они конкурируют на рынке как любое другое предприятие, просто государство имеет там свои акции.


Представили? Представьте себе подобный СССР. Социалистические плакаты, социалистическая риторика, руководящая и направляющая роль Партии. При этом - рынок, капитализм, конкуренция. Небоскрёбы и мерседесы. Социальное неравенство. Миллионеры и коррупция. На каждом углу - лавочки, магазинчики, фастфуды, бары и рестораны. Неэффективные госпредприятия тут же закрываются, сотрудники уходят в частный сектор. Сельское хозяйство в частных руках, государство поддерживает фермеров. "Аэрофлот" поделился на несколько компаний, и они друг с другом отчаяно конкурируют. Иностранцы скупают акции заводов. Правительство тоже покупает акции. Плановая экономика тихо скончалась, теперь План - это "не закон, а пожелание". Государственные субсидии сведены к минимуму, нужны деньги, возьми кредит в банке. Советское государство выступает в роли смотрящего и крупнейшего акционера, а заодно объясняет людям, что именно такое общество является по-настоящему социалистическим. Уровень жизни, впрочем, действительно вырос, дефицит и многие другие "прелести" советского быта остались в прошлом.

Такую картину мы видим в типичной "советской" утопии? Нет. Китайский вариант, как мне кажется, "советских патриотов" не устраивает. Им нужна экономика, подчинённая нуждам ВПК, и всё вместе, подчинённое нуждам идеологии (и чтобы мы ещё по-страшному наказали Америку!). А это, извините, Северная Корея. "Политика главенства армии" и далее по списку. Общую идею прекрасно выражают следующие бессмертные строки (спасибо tttkkk):

Подонки болтают о «помощи» и «человеколюбии»
Треплются о «гуманизме» и «правах человека»
Но внутри этих коварных сладких слов
Скрыта отрава


Понятно, что при прогрессивном сталинизме мы бы жили лучше, чем несчастные чучхеисты, у нас страна гораздо богаче. И всё же... зачем? Почему им нужно именно это?

Вот вопрос, который меня волнует. Ответа я не знаю, хотя какие-то смутные подозрения у меня есть. По крайней мере, это позволяет понять моё отношение к "советскому патриотизму", как к явлению нашей блогосферы.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments