Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:
  • Music:

"Классик", или наше старое новое кино (3-й контур ;))

У zinik_alexander'а есть одна человеческая черта. Одна. Но есть. Человеческая.

Ему нравится фильм "Львиная доля".

Не то, чтобы меня этот фильм особо впечатлил, нет, ничего подобного. Но у каждого человека должен быть свой старый "новый пост-советский фильм", к которому он испытывает определённую слабость. Я имею в виду всё то, что было до эпохи современного российского кинематографа. Уверен, есть люди, которые любят "Шизофрению" с Абдуловым. А кому-то, может быть, чем-то дорог "Тридцатого уничтожить" - в конце концов, Шел до сих пор цитирует оттуда реплики, все эти "высылайте иксов!" и "тоже мне, иксы..."

Для меня таким фильмом является "Классик", с Сергеем Никоненко, Алексеем Гуськовым и Юозасом Будрайтисом. Опять же, я не хочу сказать, что это хороший фильм, с безошибочными сценами и безупречным сюжетом. Как таковой, фильм показался мне не очень удачным. Но там замечательные типажи, атмосфера... и я был просто-напросто очарован сюжетной канвой. Понимаете? Не мясо действия, но скелет замысла, вот что меня восхитило. И да, это многое обо мне говорит.

По ссылке всё написано.

Гильдия профессиональных игроков в бильярд собирает деньги на санаторий для ветеранов, "наших учителей". Курьеры гильдии приезжают к "жадному и подлому" Савицкому (как сказала бы moskovitza, "убедительный Юозас Будрайтис"), бывшему игроку, который стал бизнесменом и ныне подмял под себя половину небольшого провинциального городка. (Вторую половину держит обычный местный бандит.) Савицкий, для вида, даёт деньги - всё-таки, формально он член гильдии, хотя давно не имел с ней дел - а затем силами своих бойцов организует засаду на курьеров, чтобы сорвать всю кассу.

Гильдия решает наказать Савицкого по своим правилам. Он узнаёт, что к нему присылают игрока-виртуоза по кличке Классик, который должен вызвать его на игру и раздеть. Савицкий, будучи профессиональным игроком, не имеет возможности отказаться от партии и сохранить лицо.

Это первое, что меня порадовало. С одной стороны, всё банально, "дань времени, феодалы на обломках Империи", как рэповала группа "Каста". Но при этом существует та же гильдия профессиональных бильярдистов, со своим цеховым уставом, кодексом, иерархией и правилами. Бильярдисты в качестве отдельной и самостоятельной силы, это само по себе довольно забавно. Как и то, что они не могут просто приехать и расстрелять Савицкого в его логове. Он какой-никакой, но свой. Бильярдисты вынуждены действовать по правилам гильдии, они должны сначала выиграть бой на поле из зелёного сукна, и уже через это наказать предателя и забрать украденные им деньги.

Итак, в городок приезжают двое.
Вальяжный писатель-самозванец (Сергей Никоненко), "современный классик", пытающийся покорить провинцию своим потускневшим европейским лоском. ("Где Классик всего этого нахватался?" - "Понятно, где. У людей нашей профессии одна библиотека. Зона".)
И его спутник (Алексей Гуськов), подтянутый спортсмен, прикидывающийся случайным попутчиком, а на самом деле выполняющий при "писателе" функции телохранителя. Профессиональный игрок - и специалист, который обеспечит игроку отход с выигранными деньгами.

Да, мэтр поигрывает в бильярд. И заинтересованно поглядывает на хозяина гостиницы, бизнесмена Савицкого, который в определённых кругах пользуется репутацией хорошего игрока. Савицкий чувствует, что он способен выиграть у заезжего гастролёра - честным или нечестным путём, ведь если Классик не сможет выйти на игру, ему засчитают техническое поражение. А деньги на кону немалые, гильдия наскребла значительную сумму для того, чтобы нагреть отступника. Но тем больше соблазн выиграть и окончательно разорить бывших товарищей, в их же собственной игре. Правда, все деньги Савицкого в деле, и чтобы покрыть ставку, ему приходится занять наличность у местного бандита, под залог своей недвижимости.

В качестве гаранта соглашения (на слово никто не верит) стороны выбирают Монарха, старого вора в законе, которого играет Этуш. Был такой типаж в тогдашнем кино и книгах. Благородный законник, аристократ преступного мира, чьё слово дороже золота, и которому все доверяют, потому что он человек старой закалки. Город воистину посещает Монарх - безупречно одетый, спокойный, со свитой из вежливых крепких ребят в дорогих деловых костюмах. Опять же к теме мира гильдий - Монарх представляет Орден, который отвечает за суд, арбитраж, разрешает споры между различными группировками, а также, как в данном случае, следит за соблюдением правил. (Да, Монарх - аристократ по менталитету.)

Монарху отдают призовые деньги, теперь всё готово для начала игры. Но случилось так, что мэтр действительно не может играть, по объективным причинам (Савицкий злорадствует и потирает руки). Не может и отказаться - это означает автоматическое поражение и потерю денег гильдии, которую ему не простят. Тогда он предлагает замену и выставляет вместо себя своего телохранителя. Монарх даёт добро, Савицкий не против. Персонаж Гуськова берёт в руки кий - и тут оказывается, что "спортсмен" и есть тот самый легендарный Классик, а "писатель", всё это время отвлекавший на себя внимание Савицкого и его людей - телохранитель, наёмный стрелок.

Вот это второе, что меня восхитило, помимо темы гильдий. Представьте, что речь шла бы не о бильярдистах, а, допустим, о магах. В фэнтези. У нас есть маг и воин, охраняющий мага, но в итоге оказывается, что воин и есть тот самый главный маг. При этом, настоящий воин обладает способностью к колдовству, поэтому успешно выдаёт себя за мага, а маг достаточно крепкий и ловкий для того, чтобы играть роль воина. В своей же родной стихии каждый из них и вовсе непобедим. По-моему, это хорошо. Не знаю, насколько этот ход оригинален, но всё равно хорошо.

Естественно, Классик, будучи Классиком, рвёт Савицкого всухую. Тот покрывается пятнами, но ничего не может сделать, рядом Монарх и его люди. Монарх, тем временем, отдаёт Классику выигранные деньги и выражает своё восхищение его игрой: "Поверьте мне, я такого никогда не видел, а я за свою жизнь повидал немалое". Но мало выиграть, надо ещё уйти с деньгами. Монарх вежливо предлагает свою помощь, но герои говорят, что справятся сами. "Ну хорошо, если так. Ещё раз спасибо за великолепную игру", - говорит Монарх и удаляется в сопровождении своих телохранитилей.

Опять же, хороший момент. Бильярдистам западло прибегать к помощи вора. Это ведь их деньги, и они сами должны суметь их отстоять, на кону честь гильдии. Тем более, что законники не благотворительная организация, примешь от них услугу, потом вовек не расплатишься.

Как только Монарх уходит, люди Савицкого кидаются на Классика. Но стрелок-"писатель" выхватывает здоровый американский револьвер и с левой руки выключает самых активных бандитов выстрелами в конечности, попутно демонстрируя скорость, меткость, а также определённый гуманизм. "Следующий получит пулю в живот", - спокойно говорит стрелок, и все замирают на месте, несмотря на то, что в барабане осталось пули три, не больше. И в этом тоже что-то есть. Стрелок - профессионал, более того, подобно Классику, он виртуоз своего дела. И чтобы это продемонстрировать, авторы заставляют своего героя выбрать столь необычное оружие. (Для наших краёв револьвер - экзотика, это не ТТ/ПМ/"Стечкин".) Вдобавок, это означает, что он заранее закладывался на то, что уложится в шесть патронов и сумеет обойтись без трупов. Либо револьвера и демонстрации искусства стрельбы будет достаточно, либо не хватит и "Калашникова".

Герои выходят, но в дверях натыкаются на местного бандита и его команду. Стволы утыкаются в стволы. "Спокойно, ребята", - говорит бандит, - "Я не к вам, я к нему". Они расходятся в разные стороны.
"Послушай", - кричит Савицкий, - "Твои деньги у них! Ну дай мне пять минут, я всё верну!"
"Ничего не знаю", - спокойно отвечает бандит, который, конечно же, всё уже знает. "С ними у меня никаких дел не было. А с тобой мы сейчас будем говорить и решать вопрос".
Вот так, в очередной раз, жадность сгубила фраера.

А в это время герои уезжают из города - на легковом автомобиле, спрятанном в недрах забитой коробками фуры.

"Никогда не видел, чтобы так играли", - с восхищением говорит стрелок.
"Никогда не видел, чтобы так стреляли!" - возвращает комплимент игрок.
"А что это у тебя за пластырь на руке? Какой-то профессиональный секрет?"
"Да нет", - отвечает игрок, - "Просто они ведь точно знали, что Классик сидел".
Он снимает пластырь и мы видим, что между большим и указательным пальцем у него наколото пять точек, тюремный знак.
Тогда стрелок показывает свою татуировку, на руке под рукавом - парашют и надпись "ВДВ-79".

Очередной плюс авторам. Классик после тюрьмы остался почти чистым, но только почти. Он меченный. Он принадлежит к этому миру - миру воров, шулеров, бродяг и профессиональных игроков.
Стрелок, нанятый гильдией - его партнёр, более того, его друг. Но между ними проведена линия, которую они никогда не смогут пересечь, это уже вопрос кастовой принадлежности. Стрелок - воин из касты воинов. Да, он тоже меченный, но его наколка обозначает принадлежность к элите воинского братства. Он служил своей стране и воевал за неё. Теперь, после развала Империи, он стал наёмником, но это не меняет его сути. Ещё он мастерски стреляет из револьвера, профессионально играет в бильярд и умеет изображать пресыщенного столичного литератора - а этим ведь может похвастаться далеко не каждый десантник! (Хотя по фильму у нас складывается впечатление, что настоящие воины Империи были именно такими.)

И вот, эпилог. Открытие санатория для ветеранов гильдии. Право разбить шары и продемонстрировать трюковой удар предоставляется Васе Резанному, легенде отечественного бильярда, учителю учителей (эпизодическая роль Зельдина). Обслуга выводит дряхлого старичка с отсутствующим выражением лица и дрожащими руками. Публика громко перешёптывается. Старичок неловко наклоняется над столом, ему вручают кий. И в этот момент мы видим, как его взгляд становится ясным, холодным, оценивающим. Руки на кие перестают дрожать. Старый профессионал бьёт - и шары начинают закатываться в лузы, один за одним. Зал взрывается аплодисментами.

Именно на эту финальную сцену однажды случайно попал Шел. Он пересказал её мне, а я заинтересовался и посмотрел этот фильм. О чём совершенно не жалею.
Tags: фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments