Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

Опять пытаюсь вспомнить, что и как писать

Так.

Хорошо.

В принципе, мне давно надо было описать о связи стадий Колберга с Востоком по Крылову, а потом ещё и с Западом-Севером. В рамках проработки вертикальных связей (если вспомнить таблицу).

О том, как 1 и 2 ступень по Колбергу сочетаются с Югом (или с варварами), я уже писал. Надо сказать, что это был хороший постинг (я его только что перечитал). Хотя прошёл он как-то незаметно. Ну и ладно. Но, к сожалению, такой уровень и такую форму я сейчас не потяну.

Но с Востоком, в принципе, всё просто - 3 и 4 стадия, конвенциональный уровень.

Конвенциональный уровень, в свою очередь, типичен для подростков, хотя многие взрослые люди так и не выходят за его рамки. Этичность действий оценивается по тому, насколько они соответствуют общественными нормами и требованиями.

3. Ступень, связанная со стремлением соответствовать и достигать гармонии в межличностных отношениях. Речь уже не о простых сделках - личность взаимодействует с обществом, выполняя различные социальные роли. Люди становятся восприимчивы к чужому одобрению или неодобрению, так это служит мерой их социального успеха. К этой ступени относится стремление стать "хорошим мальчиком"/"хорошей девочкой" и соотвествовать требованиям, которые предъявляются обществом к данной роли. Человек начинает считать, что подобное поведение само по себе является ценностью. Оценка действий как этичных или неэтичных связывается с тем влиянием, которое они оказывают на отношения с другими людьми, что включает в себя такие понятия, как уважение, благодарность и "золотое правило этики" ("поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой"). Высоко оценивается любовь, доверие, сочувствие, забота о других людям. Подчинение правилам и власти имеет смысл только в той степени, в какой это помогает поддерживать и укреплять социальные стереотипы и роли. Помимо моральности самих действий и их последствий, на этой стадии уже начинают оценивать намерения, стоявшие за тем или иным действием, а также личные качества людей, которые их совершили.
(Человек, чьим мотивом является корысть или трусость - плохой человек. Неоднозначные действия, но совершённые ради любви, могут казаться героическим. И так далее.)

4. Стремление к общественному порядку и дисциплине. Здесь важно следовать законам, правилам и социальным нормам, уважать иерархию и выполнять свои обязанности, потому что это необходимо для существования здорового общества, как такового. Мораль выходит за рамки желания заслужить одобрение окружающих: та ступень лучше всего работала в двухсторонних отношениях с друзьями и близкими родственниками, но теперь человека начинают волновать проблемы общества в целом. А общество должно научиться ставить себя выше интересов отдельных личностей. Обычно, здесь уже сформулирован некий базовый идеал, или идеалы, то есть раз и навсегда расписано, что хорошо, а что плохо. Человек видит себя полноправным членом такого общества, представителем и выразителем его принципов. А если кто-то один посмеет нарушить эти принципы, разве остальные тогда не решат, что и им всё можно? (И тогда наступит хаос.) Таким образом, готовность соблюдать и защищать закон и порядок является долгом и обязанностью каждого человека. Нарушать закон плохо, неэтично. Порядок существует там, где есть понятие вины и ответственности за свои действия. Короче, dura lex sed lex.


Это, безусловно, можно отнести к любому "восточному" обществу, или обществу с элементами Востока по Крылову. Точно так же, это описывает аристократов по Переслегину, тем более, что Переслегин как раз и сравнивает аристократов с подростками.

Как и первая ступень на Юге, третья ступень на Востоке является начальной и массовой. Это стремление соответствовать, стремление заслужить право на вхождение в некий круг. Можно возразить, что подростки отнюдь не хотят быть "хорошими мальчиками" или "хорошими девочками". Но чтобы понять мысль Колберга, достаточно заменить слово "хороший" на слово "крутой" или "клёвый". Точно так же, аристократы по Переслегину отыгрывают определённую роль и стремятся соответствовать ей.

Третья ступень отвечает за отношения со своими собратьями по касте.

Четвёртая ступень, с точки зрения Востока, является элитно-героической (подобно второй ступени на Юге). Законы касты важнее отношений с членами касты, важнее жизни любого отдельного человека. "Спартанцы не отступают".

Собственно, я об этом уже писал: Если он, знаменитый путешественник, один из самых ярких представителей своей касты, нарушит букву и дух кодекса писцов, значит, вся каста его лице потерпела поражение. Оступится один - падут все... Естественно, множество людей - писцов, целителей, строителей... кузнецов, крестьян, хлебопеков... наёмных убийц, работорговцев и игроков в шахматы - ведут себя недостойно и позорят свою касту. Их не волнует долг, честь и кодекс. Но они ничтожные люди, и их действия не имеют веса. От них не зависит судьба человечества. Лишь тот, кто думает о пути касты, не может позволить себе оступиться. (Шаба тогда расставил приоритеты следующим образом - 1. долг перед кастой 2. дружба, отношения с людьми 3. обязанности агента-разведчика. Потому что агенты - это не каста.)

Или, к примеру, возьмём армию. Я всегда последовательно увязывал армию, как систему, с Восточной этикой по Крылову (в то время как само пространство войны - это Юг). Ступени Колберга для армии будут следующими: третья, как стремление заслужить уважение товарищей, соответствовать, быть хорошим солдатом, доказать своё право на форму, погоны и т.д.; четвертая - как вера в дисциплину, в субординацию, в то, что приказы необходимо выполнять, потому что иначе всё рухнет и армия превратится в бордель.

Именно эти чувства армия (в идеале) стремится навязать военнослужащим. Просто потому, что люди, которые так думают, лучше воюют. Даже если представить себе последовательно Южное государство, то армия всё равно будет самой "восточной" его частью. (При условии, конечно, что там есть армия в нашем смысле слова.)

Безусловно, можно представить себе войско, последовательно организованное на принципах первых двух ступеней по Колбергу. Для солдат - страх наказания, полное отсуствие инициативы (это по-армейски!), стадное чувство. Для офицеров - жажда наживы. Да, человечество долго и плодотворно работало в этом направлении, те же китайцы, опять же... и всё-таки, такая армия плохо приспособлена даже для войны с равным противником. Она плохо держит удар.

(продолжение следует...)
Tags: Колберг, этика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments