Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:
  • Mood:

"Квант милосердия"

"Меня выворачивает от того, что вы, американцы, творите в Латинской Америке".
"В устах англичанина это звучит, как комплимент!"


Сходили с Шелом на второго Джеймса Бонда (который "Квант милосердия"). Что можно сказать... тема кванта не раскрыта. Фильм показался мне стильным, но каким-то не дотянутым.

Ладно, всякие банальности, которые пишут все. Песня совершенно "небондовская". Классический кадр, когда Бонд поворачивается и стреляет в камеру, пустили только на финальных титрах. Супермашины с секретом не было. Лаборатории не было. Супергаджетов не было, если не считать мобильник Бонда. (Впрочем, что ещё нужно современному агенту?) Бонд не заказывал "мартини с водкой, смешивать, но не взбалтывать". Он, по-моему, даже ни разу не произнёс своё коронное "Бонд, Джеймс Бонд". В фильме его и так все знают. Да, суперзлодеи с их суперзлодейским планом остались за кадром, что, впрочем, верно и для первого фильма.

Но какая разница? У меня к Бонду личное отношение. Я в этот образ влюблён с детства, с первых видеокассет, где Бонда играли Роджер Мур и Тимоти Далтон. Джеймс Бонд - мой герой! Потом, конечно, я посмотрел все двадцать серий. А хотите узнать мой личный рейтинг фильмов с Пирсом Броснаном? Лучшая заглавная песня - "Золотой глаз", лучший фильм - "Завтра не умрёт никогда", лучшая сцена вступления - "Одного мира мало" (хотя она делит пьедестал почёта со вступительной сценой из предыдущего фильма), лучший ролик во время начальных титров - "Умри, но не сейчас".

В детстве я сам любил представлять себя агентом вроде Бонда... хотя детским фантазиям я хотел посвятить отдельный постинг. Просто во время просмотра я задумался, что символизирует подобная спецслужба? (Ничего не символизирует, я знаю, но допустим...) Получается, что элита данного мира опасается только измены в собственных рядах, не каких-нибудь там вражеских шпионов, революционеров-антиглобалистов или террористов с периферии. Нет, настоящие враги принадлежат к сливкам общества, посещают театры и светские рауты, отдыхают на лучших курортах и играют в VIP-залах казино. Поэтому Бонд, их сторож и палач, обязан быть одним из них, "новым кочевником" - с лицом, именем и золотой кредитной картой. И "Квант милосердия" - вторая часть обещанной трилогии - вполне последовательно рисует картину глобального заговора внутри элиты. Впервые нити тянутся на самый верх, в то время как Бонду приходится иметь дело с шестёрками и "менеджерами среднего звена". Да и ЦРУ впервые оказалось в роли вражеской организации - впрочем, авторы сами испугались и быстро свернули эту линию.

Стоит отметить, что текущие фильмы с Дэниэлом Крэйгом скорее рисуют Бонда паршивой овцой, младшим сыном, а то и вовсе нежелательным отпрыском. Когда главная героиня предположила, что М, глава британской разведки - мать Бонда, я аж поперхнулся.

Как там было...

"Зачем они тебе?"
"Они пытались убить близкого мне человека".
"Женщину?"
"Да", - отвечает Бонд, но тут же уточняет, - "Не в этом смысле".
"Твою мать?"
"Она считает, что да", - отшучивается 007.


Знаете, М, начальница Бонда (Джуди Дэнч), вызывает у меня неподдельную симпатию. Она правильная. Я рад, что её персонаж пережил перезагрузку франчизы. И отсюда можно перебросить мостик к моему миру. Есть сюжетные страны, есть страны и народы, чья стилистика - хотя бы в отдельные моменты их истории, хотя бы в мечте - соответствует тому или иному божеству моего пантеона. И Англия, конечно же, страна Императрицы. Помните ту шутку про английскую конституцию? "В Англии специально такая конституция, что у них может быть только королева. А короля не может быть. Потому что королева это так, для красоты и поддержания традиций. А от короля неизвестно еще чего ожидать, может даже начаться гражданская война".

И действительно. Англия морских пиратов - Елизавета. Англия кэбов и Шерлока Холмса - Виктория. Англия наших дней - Елизавета Вторая (вы смотрели фильм "Королева", с Хелен Миллер?). Британия это женщина, от Боудики до Маргарэт Тэтчер. Да и спецслужбы "клубного" типа вполне укладываются в эту схему, Императрица предпочитает работать аккуратно, тихо и не вынося сор из избы. М - героиня Императрицы, и Джуди Дэнч, как мне кажется, отыгрывает её безупречно.

Но "Квант милосердия" добавляет к обычной схеме какие-то странные нотки, на грани эдипового комплекса (не хочу сказать, что это так уж неуместно). Бонд творит что хочет, но он всегда такой. С другой стороны, в этот раз он творит, что хочет, потому что его начальница - женщина, а Бонд может добиться от женщины чего угодно. Начальница, в свою очередь, испытывает к нему материнские чувства, при этом ревнует Бонда к его бесчисленным подружкам - и, одновременно, осуждает своего лучшего агента за политику "поматросил и бросил". А для Бонда, когда он уходит в отрыв, важным мотивом является стремление сквитаться с врагами за покушение на М. И речь здесь действительно о материнской фигуре. Это ярость Аполлона, мстящего за нанесённую Лето обиду.

"Тебя приказано задержать и отправить домой", - говорит М.
"Кем приказано?" - отвечает Бонд. И этого достаточно. М отзывает своих людей:
"Мы прикроем его. Я ему верю".


И это звучит... "Кто?! Кто смеет приказывать тебе, [Мать]?" - "Я верю тебе, [Сын]".
Tags: боги, фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments