Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

Отдаём летние долги :-D (Переслегин и Ко)

Начнём :).

Этот кусочек посвятим менталитетам Переслегина. Я попробую сказать пару слов о том, что меня радует в этой концепции.

archmag как-то сказал, что контуры - отстой, и предложил свой вариант "лестницы в небо". Но это был бой, проигранный ещё до начала, и знаете, почему? archmagг не подумал об архетипах (употребляю этот термин в "бытовом", сниженном смысле). Его концепция не цепляет. В то время как идеи Лири действуют на воображение, пробуждают смутные воспоминания-ассоциации, короче, вызывают тот самый эффект, который я связываю с уровнем архетипов. Независимо от качества этих самых идей.

У Переслегина архетипическая компонента была. Сознательно ли он её ввёл, или нет, это уже другой вопрос.

Смотрите, как чередуются менталитеты. Горячие варвары - холодные аристократы. После взрывной энергии первых, от вторых мы ожидаем от изящества, утончённости и плавности движений, и Переслегин нас не разочаровывает. Он будто угадывает наше подсознательное желание, понимаете? Опять же, одухотворённые, идейные, "не от мира сего" интели - основательные, крепкие, прагматичные буржуа. Это вполне узнаваемая последовательность - огонь-вода-воздух-земля. (Фанаты аристократов имеют право называть соответствующие стихию "льдом", фанаты интелей в слове "воздух" могут делать ударение на "дух", суть от этого не меняется.)

Итак, менталитеты Переслегина отсылают к классическим европейским стихиям, "из которых состоит мир", и одно это уже делает их удачной моделью.

Перейдём к тому, что меня откровенно радует.

Первое. Есть классическая система каст - брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Все знают. У самих индусов на текущем витке всё сложнее, но сейчас речь не об этом. Нас волнует сама эта схема. Как мы можем истолковать её с точки зрения "теории менталитетов"? (Безусловно, есть забавные варианты вида "совместить первую позицию с первой", или "первую позицию с четвёртой", но это ничего нам не даст.)

Думаю, вы согласитесь, что в рамках концепции менталитетов, иерархия каст напоминает неотрефлексированный интельский взгляд на мир. Выше всех стоят интели, как самые умные, возвышенные, творческие... умные (я не забыл это упомянуть?), идейные и аскетичные. Их охраняют кшатрии-аристократы. Они, конечно, не такие умные, но всё равно клёвые, поэтому достойны быть вторыми. (И потом, должен же кто-то заботиться об интелях, контролировать безыдейный народ и уничтожать врагов Проекта?) Буржуа-вайшьи, в принципе, неплохие ребята, но не орлы. Не аристократы. Слишком уж они озабочены всеми этими материальными вещами, за что интели их презирают. Пусть будут третьими. Ну и наконец, варвары. Варваров интели не любят - они семки лузгают и очкариков бьют. Варвары - это быдло, то есть шудра. Пусть будут "пассажирами трюма". Их дело молчать в тряпочку, знать своё место и горбатиться на остальные касты.

Именно такую схему нарисовал бы Переслегин, будь он "интелюс глюкнус обыкновенный". Но в те далёкие годы, когда Переслегин ещё был крутым, он сделал два очень ловких хода. Во-первых, он убил идею "варвары-шудры", отправив в первый менталитет вождей, царей и воинов, будь то Пётр I, Конан или МамонтобойУггом]. Не всегда его логику можно понять (Бисмарк? Тэтчер?!), но зато понятно, какую идею он хотел выразить. Во-вторых, Переслегин поставил буржуа над интелями, как менталитет, более продвинутый и развитый в эволюционном отношении. И этим убил самую идею иерархии и "лестницы каст". Каждый менталитет стал воплощать некий высший принцип, каждый получил собственный идеал и путь развития, свой внутренний источник энергии. "Пирамида" превратилась в "кольцо" - огонь-вода-воздух-земля, а потом опять. (Что я и постарался выразить в этой схеме, с поправкой на собственное восприятие.)

Надо сказать, эту идею мало кто осознал. "Неотрефлексированное интельство" живёт и здравствует. Сразу раздались реплики на тему того, что "варвары - шудра" ("быдло, знай своё место"), и что интелей нужно поставить над буржуа ("вайшьи над брахманами? непорядок!"). Проще говоря, люди (в данном случае, интели :)) хотели убрать из концепции Переслегина ровно то, что делало её интересной и заслуживающей внимания. Это моё мнение.

Я уже ссылался на данный эпический тред. Там сразу нарисовались обе линии.

Интели круче мещан, и ниибёт:

"Может имеет смысл переобозначить менталитеты как феодальный (аристократ), индустриальный (буржуа) и государственно-монополистический (интель)... Отсюда, кстати, становится понятна ошибка иерархии Лири - третий и четвертый контура следует поменять местами..." (Архмаг (с)) "Следовательно, иерархию следует построить так: варвар, аристократ, буржуа, интель, и т.д.... ИМХО, интель - наипоздейший тип менталитета". (Вячеслав Михеев (с)).

Даже Исмаилов не выдержал: "Кончайте гнать пургу и выпячивать интеля... Уберите же, наконец, свои комплексы из рассуждений".

Но тут же ударился в собственную ересь:

"[Куда отнести крестьянское население Русского Севера?] К варварам, конечно. Это более или менее типичные варвары... А вот крестьянин в вульгарном понимании — обычно варвар" (Руслан Исмаилов (с)). Да-да-да. А крестьянин хоть и вайшья, но в вульгарном понимании давно уже шудра.

Понятно, что любая "исмаиловщина" меркнет перед "джейрэндомщиной". Ладно, что у jayrandom'а варвары шудры; так у него ещё и интели не брахманы, ибо недостойны. "Интель в эту структуру вписывался из рук вон плохо - т.е. настоящий, знакомый нам всем интель. При этом "чистые Брамины", несмотря ни на что, продолжали существовать. Пришлось их обозвать "пятым менталитетом" и мучаться, куда бы пристроить бедных интелей". В итоге, он помещает их между кшатриями и вайшьями. Естественно, себя jayrandom считает интелем. Меня это невероятно забавляет :). Допустим, Платон пишет, что в идеальном государстве должны править философы, а затем добавляет: "а дураки вроде меня должны мусор убирать". Ибо недостойны. Бред ведь? Если уж ты интель, то будь добр считать себя шаманом, брахманом и вершиной эволюции!

Хотя, раз схема уже есть, то с ней можно рабоать... тема каст и прочего вообще очень интересна, я к ней надеюсь ещё вернуться. Нет, серьёзно, без шуток!

Ладно. Но я расписал "Первое" и всё ещё не написал "Второе". Второе, что меня восхитило в концепции Переслегина... в принципе, речь о том же самом, но под другим углом. (Последующий текст выкладываю по просьбе ogasawara.)

...Тут уже надо учитывать исторический контекст и атмосферу, в которой формировалась личность Переслегина.

Итак, восьмидесятые, эхо шестидесятых, кухни, обсуждения, мечты. Переслегин поступил благородно, выложив в сети свои тексты тех лет, они крайне характерны. Итак, мечты, мечты - о холодном термояде, о "мире Ефремова-Стругацких", о новой версии марксизма, которая, наконец, расставит всё по своим местам и позволит создать Истинно Справедливое Общество. С философами во главе.

Как пел Окуджава:

Скоро все мои друзья выбьются в начальство,
и, наверно, мне тогда станет легче жить.

(...)

Часто снятся по ночам кабинеты эти,
не сегодняшние, нет; завтрашние, да.


Короче, сплошное будущее и серебристые звездолёты. "Мы люди будущего".

И вот, Переслегин поворачивается к своим корням, к товарищам своей молодости, и будто говорит им: "Вы называете себя людьми будущего. Но рядом с вами есть и другие люди, и им, скорее, подходит имя людей прошлого. Их мир остался там - мундиры, иерархия, личная честь и личная преданность, дуэли и вассалитет..."

"Нет", - говорят "люди будущего", - "Мы, конечно, тоже это любим - дон Румата Эсторский, "капли датского короля пейте кавалеры"..."

"Только вот", - отвечают им "люди прошлого", - "Вы шутите, а мы сейчас совершенно серьёзно говорим".

"Но и это ещё не всё", - говорит Переслегин и показывает на третью группу.

"Не знаю", - говорят её представители, - "Но те чуваки рядом с нами... парики-кареты... они какие-то... утончённые слишком. А мы ребята простые. Как писал Роберт Говард, "топор кремнёвый, верное копьё, охоты, войны..." Весь этот феодализм кажется нам слишком новой и недостаточно проработанной политической теорией".

"Наконец", - говорит Переслегин, - "Есть и четвёртый тип людей".

"Работать кто будет?" - взрываются названные. "Звёздолёты им подавай! Тигров саблезубых! Шпаги! Может, на Землю вернёмся, а? Мы вам про экономику расскажем, о том, откуда в магазинах булочки берутся, ну и о всяких прочих и по-настоящему интересных вещах".

"Да", - будто говорит Переслегин, - "Мы придумывали будущее для себя. Но не лучше ли придумать его для всех людей?"

По крайней мере, так мне кажется.
Tags: концепция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment