Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Пост в классическом стиле, странный и не особо нужный, но неизбежный

Теперь, что касается этого.

На самом деле, я трагически повторяюсь. Что, впрочем, опять же неизбежно. Эх.

Моё мироздание ("мой мир") можно сравнить с многомерным многоэтажным домом. Изначальная метафора была более традиционной, и представляла мироздание огромным, разросшимся деревом, а Творца - заботливым садовником. Живая Вселенная, Вселенная, как форма жизни - важный момент, но он уведёт нас от непосредственных декораций. Уподобление механизму тоже всегда меня привлекало, но сейчас не о том. Дом, милый дом.

То, что мы называем реальным миром - одна из комнат в этом непомерном доме, бесконечном, как здание НИИЧАВО у Стругацких. Мы можем перемещаться между комнатами-квартирами на своём этаже, можем подняться выше, можем спустится вниз. На верхних этажах комнаты комфортней, стены встречаются реже, помещения больше. Внизу - подвал, где мусор и крысы. Есть места, где всё прогнило, и потолок провалился в дырявый пол. Есть роскошные люксы, где живут те, кто в силе. А ещё есть соперничество, борьба за власть и передел территории (хотя и бесконечно большой, теоретически). В общем, всё как обычно.

Если идти от условной вертикали, мы получим миры верхние, нижние и те, которые находятся примерно на нашем уровне, в Мидгарде. Или Правь, Навь и Явь соответственно. Положение души в этих координатах определяется её кармой, спасибо Даниилу Андрееву за наше счастливое детство. И, как писали в моём любимом комиксе, "одно необратимо улетучивается, другое необратимо осыпается". Тяжелое идёт вниз, светлое поднимается вверх.

(Кстати, Лосев писал о том, что, с философской точки зрения, рай неизбежно будет ассоциироваться у нас с синим, ад - с красным. Метафора верхних миров - море невозможной синевы, гора богов, парящие в небе острова блаженных, украшенные золотом и зеленью... мне однажды приснился такой сон, и, действительно, в мире нет настолько синего цвета. Метафора нижних миров очевидна, низкое небо в красноватых отблесках, свод пещеры и прочее. Даниил Андрев увязывал это с количеством измерений - обилие временных потоков и дополнительные пространственные измерения верхних миров создают ощущение полёта, двухмерность ада вызывает чувство страшной сдавленности.)

Знаете, мне кажется, что я говорю о страшно скучных вещах. И веселья пока не предвидится даже на горизонте. Ладно, продолжаем с Мидгардом, нашим уровнем. Миры, миры, миры, как пузырьки в шоколаде, несчётные и отделённые друг от друга условно непроницаемыми стенками. Можно говорить о планетах земного типа, можно - о мирах классического (и неклассического :)) фэнтези, в Мидгарде есть и то, и другое, и третье. По сути, большинство того, что мы можем представить, в Мидгарде так или иначе существует. Отражения, в переслегинском смысле, "альтернативные истории" бесконечных Амберов, разные времена, разные культуры, разные разумные расы - и миры плоские, кольцеобразные, вывернутые наизнанку. Главное, надо понять, та самая альтернативная история - частный и неочевидный случай того, как образуются миры Мидгарда. Например, с точки зрения путешественника по мирозданию, география меняется чаще культуры, столь же часто меняются правила игры, вроде космогонии или наличия-отсутствия магии. Достаточно выглянуть в окно, чтобы понять это. Я вот вижу дома (архитектура - частный случай культуры), деревья (ботаника - биология), машины (технический уровень и культура). География неочевидна, поэтому её менять проще. Человек является наблюдателем, тектоническая плита - нет. В этом вся разница.


vasilisk_ пишет: "Мне ближе иная картинка. Берем точку в объеме. Это наша реальность. Из этого центра можно провести сколько угодно осей и соответственно, выстроить бесконечное количество систем координат. Каждому параметру, мыслимому или немыслимому(от постоянной Планка до тонких различий в отдельных эстетических нюансах восприятия у аборигенов) соответствует одна из этих осей".

Это полностью укладывается в заявленные качества Мидгарда. Мы можем перемещаться между комнатами-квартирами на своём этаже... Миры, миры, миры, как пузырьки в шоколаде, несчётные и отделённые друг от друга условно непроницаемыми стенками. Можно говорить о планетах земного типа, можно - о мирах классического (и неклассического :)) фэнтези, в Мидгарде есть и то, и другое, и третье. По сути, большинство того, что мы можем представить, в Мидгарде так или иначе существует. Отражения, в переслегинском смысле, "альтернативные истории" бесконечных Амберов, разные времена, разные культуры, разные разумные расы - и миры плоские, кольцеобразные, вывернутые наизнанку. Главное, надо понять, та самая альтернативная история - частный и неочевидный случай того, как образуются миры Мидгарда.

Для здесь важно наличие вертикальной оси, по Даниилу Андрееву, о чём я и пишу.

(Кстати, благодаря этому постингу, я окончательно понял; чем является Магистраль Василиска с точки зрения моего мира, по крайней мере, чем бы она там была. Хотя, скрещивать разные сеттинги занятие неплодотворные, и в некотором смысле глупое.)

И как бы сказать... на что тут можно делать упор? Помните, я пытался говорить о парадигмах? Мы крутимся вокруг этого. Многомерное время, множественное пространство, отражения, "аналоги" и "гомологи". Мы пытаемся выразить нечто новое, то, что кажется нам ценным. По крайней мере, именно так я понимаю Магистраль Василиска. Раз уж мы знаем, что такое "бесконечное количество осей координат", то почему бы это не использовать в приложении к пространству, времени, социальному развитию и культуре?

Всё это я безусловно удерживаю в голове, когда пишу о своём мире, хотя стараюсь использовать как можно более простые метафоры. В моём мире возможен христианин, который, как и положено, живёт в линейном времени, которые начинается с Сотворения Мира и заканчивается Вторым Пришествием, Концом Света и Страшным Судом. Любая другая реальность будет для него всего лишь иллюзией, сном, мечтой или дополнением к одной единственной, истинной реальности - как Нарния для Льюиса. Эта картина мира будет верной. И верной будет представление о "квантовой природе реальности", "множественной истории" и "множественном будущем". Как и классическая современная фэнтезийная модель с соседними, но разными мирами (с классическим набором из королей, королев, гномов и эльфов). Повторяю, всё это подразумевается.

Далее уже идут нюансы. "Склейки" и "пучки" в моём мире возможны. Но с точки зрения стилистики, все эти схемы больше подходят ангелам. По ряду причин. Именно им я отдал эстетику... "машины времени" и хронопрогрессорства. Все эти витки, мёртвые петли, кольца, перпендикуляры, ветвящиеся стволы, склейки и т.д., как производное от идеи линейного времени. Короче, все те схемы, которые мы с Шелом рисовали в школе, впервые посмотрев "Назад в Будущее". "Ангелы любят поиграть со временем" - это общее место. Вектор причинности они тоже менять умеют.

[Всегда был любителем фантастики. В детстве, как и положено, креативил большой космооперный мир. При этом, никуда не удавалось впихнуть туда путешествия во времени, в том виде, как они трактовались в американской фантастике - от прогрессорства и вплоть до хроноимперий и прочего. Вы эти книги знаете. (Хроноимперия, как отдельная историко-экономическая формация - какая тема!). В итоге, всё это досталось ангелам.]

Боги тоже могут работать на этом уровне, но боги, скорее, действуют с неразрывной тканью пространства-времени. Они и есть повелители пространства времени, как таковые. Как это можно выразить? Представьте, что мы говорим аватаре бога войны: "Привет, как дела?", а затем садимся в машину времени и улетаем на десять лет в прошлое (или "смещаемся в параллельное пространство, идентичное нашей реальности, но отстающее от неё на десять лет по фазе", неважно). Подходим к более молодой версии аватары, а он нам: "И тебе привет. У меня всё хорошо, а у тебя как?"

Но я говорил всего лишь о человеческом восприятии. А оно такое - с точки зрения путешественника по мирозданию, география меняется чаще культуры, столь же часто меняются правила игры, вроде космогонии или наличия-отсутствия магии... География неочевидна, поэтому её менять проще. Человек является наблюдателем, тектоническая плита - нет. В этом вся разница. Просто slavamakarov предоставил отличный пример подобного, что дало мне повод ещё раз написать: континенты плавятся как воск, Земля меняет свои очертания - при невероятной устойчивости с точки зрения языковых групп, политических реалий, исторических процессов, уровней технологического развития и так далее. В этом смысле, мы и никуда и не перемещаемся. См. "Амбер" и "Научные парадигмы".

----------------------------------
А так, со всей этой темой мне глючный сон приснился, будто родной город внезапно провалился в несколько реальностей одновременно и стал многомерным. С понятными последствиями. Города-горы-небоскрёбы-дома-улицы-реки-пароходы... Полная потеря ориентации. При этом, я ещё умудрился ткнуть пальцем в человека-похожего-на-Василиска и заорать: "ну что, теперь ты доволен?!"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments