Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

Советские нюансы употребления слова "советский"

Из сентябрьского номера журнала "Родина", посвящённого столетию российского кинематографа:

"Когда стали скоропалительно сколачивать единый советский многонациональный киноколхоз, то там с самого начала, дав право всем без исключения союзным республикам поименовать их киноорганизации по национальному признаку ("Украинфильм", "Арменкино" и т.д.), порешили, что собственно русских, даже и российских киностудий быть не должно. Они все в большинстве своём были переведены в особый ранг - студий и организаций "союзного значения".

Статус "всесоюзности" действительно давал киноорганизациям много преимуществ - более высокий уровень финансирования, первоочередного технического и сырьевого снабжения, более квалифицированной кадровой подпитки и т.д. Но, одарив ведущие российские киностудии и предприятия обольстительным статусом "всесоюзности", их лишили не то что русского или хотя бы российского, но даже и рэсэфэсээровского имени.

Это принципиальное размежевание в сообществе российских кинематографистов, конечно же, ощущалось, но вслух о том не говорилось. Прорвало лишь однажды. На одном из совещаний, случившихся во время войны, Иван Пырьев неожиданно посетовал с трибуны: "Мне кажется, что, как ни странно, в нашей кинематографии очень мало русского национального... И представители отдельные этой кинематографии есть, конечно, но самобытного, настоящего национального русского художника-кинематографиста, по-моему, у нас нет. Есть какие-то ростки..."

Разразился скандал. Подогрела его сплетня, переполошившая тогда кинематографическое сообщество. Говорили, будто киностудию "Мосфильм" собираются переименовать в "Русьфильм" и что де отныне там будут работать режиссёры исключительно русских кровей. Распалённый этой сплетней, Пырьеву ответил Михаил Ромм. "Ну что ж, раз организуется такая русская кинематография, в которой должны работать русские режиссёры, которые русским духом пахнут, мне, конечно, нужно искать где-нибудь место. Вот я и спрашиваю себя: а где же будут работать автор "Броненосца "Потёмкин", режиссёры, которые поставили "Члена правительства" и "Депутата Балтики", - Зархи и Хейфиц, режиссёр "Последней ночи" Райзман, люди, которые поставили "Великого гражданина", Козинцев и Трауберг, которые сделали трилогию о Максиме, Луков, который поставил "Большую жизнь"? Где мы все будем работать? Очевидно, мы будем работать в советской кинематографии. Я с радостью буду работать с этими товарищами. Не знаю, каким духом от них пахнет, я их не нюхал. А вот товарищ Астахов нюхал и утверждает, что от Бабочкина, и от братьев Васильевых, и от Пырьева, и от Герасимова пахнет, а от нас не пахнет. Ну, что ж, мы, так сказать, непахнущие, будем продолжать делать советскую кинематографию. А вы, пахнущие, делайте русскую кинематографию".
Subscribe

  • Праздник!

    Неумолимый календарь говорит, что сегодня — день рождения самой чудесной и прекрасной Оли! Она же arishai, моя любовь, мой свет и моё…

  • (Слегка NSFW)

    Паршивое самочувствие и проблемы с дыханием, преследовавшие меня всё лето (хотя, конечно, грех жаловаться на фоне реальной эпидемии), погрузили меня…

  • Он, она, оно и ону

    А у Оли опять обновление, на сей раз, новая редакция истории о трейвах. Которые теперь вёрты. С взглядом изнутри этого мира (" Новый очаг") и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments