Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

На будущее

В том же номере "Родины" есть любопытная статья некого Марка Кушнирова, посвящённая нежелательным фильмам сталинской эры - положенным на полку, уничтоженным или просто зарезанным на стадии подготовки к съёмкам:

"Дожно признать однако, что были в этом [чёрном] списке и фильмы действительно небезгрешные перед сталинским самовластьем. Здесь уже не пахло курьёзом, примитивной политической конъюнктурой. Здесь подозрение было по-своему (по-официозному) законным. Иногда оно было следствием непроизвольным и грубой промашки режиссёра - таких случаев было два, и, что характерно, "промахнулись" самые что ни на есть классики, и оба в военные годы: Александр Довженко... и Пудовкин, вздумавший экранизировать антифашистскую пьесу Бертольда Брехта "Страх и отчаяние Третьей империи". Последний случай мог бы также показаться курьёзом - режиссёр не позволил себе ни малейшей отсебятины, - но цензура правильно "просекла" опасность. Киноэкран самостийно обнажил невольную аллюзию с нашей действительностью. И дело не только в том, что система тотального доносительства, столь колоритно изображённая в немецкой пьесе, была однотипна с нашей. Не меньшая опасность таилась в том, что эта система беспощадно осмеивалась и клеймилась - меж тем, как её следовало всячески поощрять. Критике на советском экране могли подвергать лишь те реалии Третьего рейха, которые принадлежали ему и только ему (по крайней мере, в те годы) - антисемитизм, антикоммунизм, антисоветизм".
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment