Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Тонкое тонкому, комментарий и демонология

Понятно, что у Подводного речь идёт о традиционном европейском дьяволе.

Собственно, он об этом говорит прямым текстом - планетарный демон Гагтунгр состоит из Гистурга, Великой Блудницы Фокермы и Урпарпа (инфернальные сущности из "Розы мира" Даниила Адреева), а от этих трёх ипостасей происходят семь демонических королей и их потомство ("тонкая семёрка").

Но если забыть о Данииле Андрееве, то образ всё равно получается узнаваемый. Евпропейский дьявол - это Человекоубийца и Отец Лжи, то есть прежде всего Чёрный Дракон, который прикидывается Жёлтым (у Харитонова - Золотым) Змеем, но ему также свойствена суетливость и скука.

(Например, Воланд - Дракон и далее по списку; суетливый и глумливый обманщик Коровьев - Жёлтый, Змей, Торопыга; сибаритствующий шут Бегемот - Змей и Свинья; Чёрный, соответственно, явлен в образе Азазелло, телохранителя и убийцы.)

Можно также попробовать разложить "тонких" по семи смертным грехам и семи демонам, которые связываются с грехами в европейской традиции:

1. Гордыня (Люцифер)
2. Зависть (Левиафан)
3. Чревоугодие (Вельзевул)
4. Блуд (Асмодей)
5. Гнев (Сатана или Амон)
6. Алчность (Мамона)
7. Уныние (Бельфегор)


Некоторые соответствия очевидны и заявлены, например, Люцифер - Дракон. Гордыня - первый грех, и по праву возглавляет список. Дракон у Подводного "закрывает" высшую чакру и не даёт человеку обратиться к Богу.

Чёрный - Гнев, тут тоже всё ясно.

Уныние и лень - Серый. (Забавно, что изначально подразумевалось скорее уныние, но в современной западной культуре этот смертный грех понимают именно как Лень, "нежелание использовать свои способности", "отказ от раскрытия своего полного потенциала". Очень характерно, по-моему. Отечественная традиция сохранила первоначальный смысл.)

Свинья обязана символизировать Чревоугодие, тут без вариантов. Но у Подводного этот грех трактуется гораздо шире, не только как неумеренность и отсутствие самоконтроля. Слабости и потребности-радости Свиньи он связывает не только с телом, но с "эго", как таковым.

Сложнее связать Змея с Блудом (или похотью). Впрочем, Подводный об этом упоминает: "[Змей] великий фрейдист в худшем смысле слова, и культура для него - неудачная сублимация грубого сексуального потока, а секс - это и есть он, Змей; посмотрите на него, как он вытягивается во весь рост, потом сворачивается в обольстительное колечко, и в заключение представляет - один! - коллективный секс, пылко свиваясь кольцами и пронизывая самого себя самыми немыслимыми способами; правда, все равно получается не столько сексуально, сколько смешно".

О том же самом у читаем Харитонова: "Поэтому в области секса, в коей Змей почитает себя большим докой, он обожает покровительствовать однополой любви, а также выступать в роли агента по продаже черных чулок с поясочком и подвязочками, и прочих интимных ас-с-с-секс-с-суаров".

...В общем, Асмодей, как он есть (см. "Хромой бес").

С последними двумя сложнее всего. Пожалуй, Торопыга ближе всего к Мамоне и алчности.

Подводный пишет:

"Главная цель Торопыжки - повышение ритма внутренней жизни и внешней деятельности человека; его девиз: "Скорее, ребята, а то не успеем", причем что именно не успеем, совершенно не важно, главное - ни на секунду не останавливаться. Торопыжка участвует в любой активной деятельности человека, будь то физическая работа, мыслительный процесс, речь; при этом один из важнейших его постулатов - результат должен быть получен немедленно, а иначе действие неэффективно, и надо увеличивать ритм. "Надо" - одно из любимых слов Торопыжки, а почему и зачем, собственно, надо, понять не остается времени...

Каждый человек в определенные минуты жизни бывает снедаем некоторым беспокойством. Например, его тянет развлечься, но не просто так, а чтобы нечто интересное мелькало прямо перед глазами, например, покрутиться в чертовом колесе, поглазеть на футбол или почитать детективчик с лихо закрученным сюжетом.

Нормальный размер Торопыжки, не мешающего человеку в его главных делах - ниже колена, но по мере того, как увеличивается энергетика хозяина, бороться с Торопыжкой становится все труднее - последний получает прямую инвольтацию от Короля Торопыги, и человек обнаруживает, что, с одной стороны, у него внутри без каких-либо видимых причин резко возрастает напряжение и появляется навязчивое стремление сделать всю работу, додумать все мысли, разрешить все проблемы как можно скорее - ведь вся наша жизнь - игра случайностей, и неизвестно, как повернется завтра...

"Ну что ты все сидишь? Неужели непонятно, что работать за тебя некому, а стоить только замешкаться, так сразу обойдут, и останешься у разбитого корыта несолоно хлебавши - это после стольких-то лет каторжных трудов и усилий - и все пойдет коту под хвост".

Если же человек поддается давлению крупного Торопыжки (это, кстати, распространенное явление в обществе с атеистически-материалистическим положением точки сборки и господствующим убеждением, что человек - венец природы), то он фактически сам разрушает свою связь с высоким эгрегором и быстро тратит свой энергетический потенциал на увеличение мирового хаоса".


Здесь, собственно, описан "моторчик" современной западной цивилизации, та самая эмоция, которая превращает человека в раба Мамоны. "Надо быстро бежать, чтобы оставаться на одном месте", и всё в этом духе. Непрерывная работа без удовлетворения (удовольствие - это к Свинье), активный отдых, не позволяющий остановится и задуматься, бесконечный бег в колесе, "Монополия" без шанса на выигрыш.

Жёлтому, таким образом, достаётся зависть. Но здесь связь наименее чёткая, Жёлтый у Подводного заведует всеми контактами с социумом. Правда, Харитонов намекает на нечто подобное:

"[Желтый] заставляет хозяина непрерывно думать о других людях, о их ходах, стратегиях и тайных планах - так что человек никогда не остается наедине с собой, все время мучительно размышляя о выражении лица Марь Иванны или хитрой усмешке Павла Петровича - "что бы это могло значить"? Он обожает ссорить людей, запутывая их отношения. Если же человек все-таки с кем-то общается, Желтый подвигает его сплетничать (особенно если сплетня сопровождается клеветой)".


...То есть зависть тут - фиксация на других людях, как таковая.

P.S. В фильме "Револьвер" мистер Голд - это такой разбухший до космических пределов Жёлтый (или Жёлтый Дракон?), которому служат остальные демоны - и Дракон гордости, и Свинья эгоизма, и тот самый Торопыга, из-за которого персонажи не могут остановится и подумать о своих действиях.
[Впрочем, "Револьвер", уже успели успешно истолковать с точки зрения православия, буддизма, психоанализа, каббалы и не знаю чего ещё... но почему бы и нет?]

(продолжение следует...)
Tags: духи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments